Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:15, контрольная работа
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.
Инвестиционные отношения с участием иностранного элемента регулируются двумя группами нормативных актов.
1 Правовое регулирование иностранных инвестиций в международной практике 4
2 История развития инвестиционного регулирования в России 10
3 Общая характеристика федерального и областного законодательства, нормативных актов в сфере иностранных инвестиций 22
4 Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на федеральном и областном уровнях 29
5 Перечень отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ 34
6 Привлечение иностранных инвестиций в Архангельской области (на примере МУП «Водоканал») 37
Список использованных источников 42
– Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Данная гарантия, закрепленная ст. 9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г., защищает права иностранных инвесторов от изменений в законодательстве РФ, ухудшающих их положение.
– Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Если возник спор между иностранным инвестором в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, то он будет разрешаться в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
– Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия дает право иностранному инвестору после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов свободно использовать доходы и прибыль на территории Российской Федерации для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей, а также может беспрепятственно переводить за пределы Российской Федерации доходы, прибыль и другие правомерно полученных денежные суммы в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.
– Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Это означает, что иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный вывоз указанного имущества и информации за пределы Российской Федерации. В этом случае он не должен проходить квотирование, лицензирование, к нему не должны применяться другие меры нетарифного регулирования.
– Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
– Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
– Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15 «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Данная гарантия предоставляет право приобретения иностранным инвестором на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. То есть если иностранный инвестор захотел приобрести земельный участок или какое-либо здание, ему это право предоставлено в целях развития его инвестиционной деятельности на территории РФ.
Все вышеперечисленные гарантии прав иностранных инвесторов говорят о том, что российские законодатели делают всевозможное уравнивание в правах с российскими инвесторами для иностранных инвесторов, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. И для этого необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства [9].
В
частности, хотелось бы сказать: чтобы
добиться развития иностранных инвестиций
важно пересмотреть систему государственных
гарантий иностранным инвесторам, включая
предоставление полноценной гарантии
от изменения условий хозяйственной деятельности
на протяжении периода реализации инвестиционного
проекта; также должно быть проведено
четкое разграничение критериев, пределов
и размеров государственных гарантий
и льгот для частных инвестиций между
органами государственной власти РФ и
субъектов РФ, разделение обязательств
и ответственности по таким гарантиям
и льготам между органами государственной
власти разных уровней, а также органами
местного самоуправления. Речь идет о
большой и многосторонней работе по совершенствованию
правового регулирования. Таким образом,
необходимо подготовить и принять серию
новых законов и других правовых актов,
обеспечивающих гарантии государством
прав иностранных инвесторов.
5
Перечень отраслей, производственных
видов деятельности и территорий, в которых
запрещается или ограничивается деятельность
иностранных инвесторов в РФ
Иностранные инвестиции допускаются во все сферы хозяйственной и коммерческой деятельности, за исключением отраслей, производств и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов по действующему законодательству. Новый закон, регулирующий иностранные инвестиции в России, официально называющийся «Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», был принят Госдумой 2 апреля 2008 года и вступил в силу в мае.
Принятие Закона было с неудовлетворением воспринято западными деловыми кругами, считающими его дополнительным инструментом давления на инвесторов и видящими в нем «несимметричный» ответ на меры американских и европейских регуляторов по ограничению присутствия иностранных инвесторов в их экономиках. Более того, на многочисленных международных дискуссионных площадках высказываются еще более резкие точки зрения, смысл которых в ограничении внешней торговли с Россией до тех пор, пока Закон не будет либо смягчен, либо отменен вовсе.
В соответствии с законом расширен список отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ, с 16 до 42. Кратко систематизируем их.
I. Геология и добыча полезных ископаемых: геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения.
II.
Российские ядерные материалы:
размещение, сооружение, эксплуатация
и вывод из эксплуатации
III. Средства защиты информации: разработка, производство, распространение и техническое обслуживание, в том числе в целях продажи шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем; предоставление услуг в области шифрования информации.
IV.
Вооружение и военная техника:
разработка, производство, ремонт, торговля,
утилизация вооружения и
V.
Авиационная, космическая
VI.
Деятельность в области СМИ:
осуществление телевизионного
Законом предусмотрено, что в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление контроля над обществом, имеющим стратегическое значение, оперативные подразделения органов ФСБ вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законодательством России об оперативно-розыскной деятельности.
А теперь главное – задачей нового нормативного акта де-факто становится запрет иностранным компаниям напрямую владеть более 10% акций «стратегических» предприятий и создавать ситуацию, в которой они могли бы получать контроль над его менеджментом [11].
6
Привлечение иностранных инвестиций в
Архангельской области (на примере МУП
«Водоканал»)
Международные инвестиционные проекты в регионе реализуются в различных сферах экономики области, в том числе, в лесопромышленном комплексе, машиностроении, топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, минерально-сырьевом комплексе.
К иностранным организациям, осуществляющим вложения инвестиций в Архангельскую область относятся:
1
Европейский банк
2
Северная Экологическая
3
Международный банк
Сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций в Архангельской области:
1) традиционные отрасли:
-
лесопромышленный комплекс (создание
производств по глубокой
- машиностроительный комплекс (военно-техническое сотрудничество, реализация проектов гражданского судостроения);
- строительный комплекс;
-
агропромышленный и
2) новые отрасли экономики:
-
добыча алмазов, развитие
- добыча бокситов, развитие глиноземного производства;
- добыча и переработка базальта и гипса;
3)
развитие инфраструктуры в
Рассмотрим
привлечение иностранных
«Водоканал» — это стратегически важный, объект для городского хозяйства, — заявил заместитель мэра по вопросам экономического развития и финансам Юрий Пачин. — Поэтому наше муниципальное предприятие просто не может быть экономически неустойчивым. Для его поддержки мы используем различные механизмы, предусмотренные действующим законодательством. В частности, были даны муниципальные гарантии по кредиты в 70 миллионов рублей, порядка 30 миллионов заложено в бюджете на ремонт передаваемых «Водоканалу» ветхих сетей.