Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:15, контрольная работа
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.
Инвестиционные отношения с участием иностранного элемента регулируются двумя группами нормативных актов.
1 Правовое регулирование иностранных инвестиций в международной практике 4
2 История развития инвестиционного регулирования в России 10
3 Общая характеристика федерального и областного законодательства, нормативных актов в сфере иностранных инвестиций 22
4 Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на федеральном и областном уровнях 29
5 Перечень отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ 34
6 Привлечение иностранных инвестиций в Архангельской области (на примере МУП «Водоканал») 37
Список использованных источников 42
В
последнее время были внесены
изменения в различные
Особо следует отметить федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Контроль за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, будет осуществлять Правительственная комиссия, основными задачами которой, являются:
Планируется принять законы «Об организованных рынках и биржевой торговле» и «О формировании, инвентаризации и государственном кадастровом учете недвижимого имущества».
Осуществляется административная реформа, призванная обеспечить четкое разграничение функций, полномочий и финансирования между структурами государственного управления и устранить избыточное вмешательство государства в экономику.
Развернута активная работа по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров, осложняющих деятельность иностранных инвесторов и предпринимателей в целом.
Упрощена
процедура регистрации и
Внесены поправки в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями). Они предусматривают сокращение числа лицензируемых видов деятельности.
Ведется
разработка концепции государственной
политики в области привлечения
прямых иностранных инвестиций. Предусмотрено
ее закрепление в соответствующей
государственной целевой
Значительные возможности для инвестирования открывают пенсионная и страховая реформы. Правительство РФ уже одобрило законопроекты, значительно повышающие эффективность и открытость страховой системы страны. В частности, одобрена Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008-2012 гг. Ее реализация позволит сконцентрировать свободные финансовые ресурсы для долгосрочных инвестиций в отечественную экономику.
Особое внимание уделяется развитию финансовой инфраструктуры. Одна из важнейших задач в данной сфере – повышение доверия к банковской системе.
Начата реализация широкомасштабной банковской реформы, главной задачей которой является повышение капитализации и надежности банковской системы. Все российские банки представляют в ЦБ отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кроме России, аналогичные требования выполняются только в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии.
Ожидается принятие закона «О консолидированной финансовой отчетности», который предусматривает обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) открытыми акционерными обществами, прошедшими процедуру допуска их акций для торговли на фондовой бирже.
Федеральное законодательство регламентирует деятельность иностранных инвесторов по всей территории Российской Федерации.
Вместе
с тем, в тех случаях, когда
требуется уточнить какие-либо положения,
непосредственно связанные с
деятельностью иностранных
К основным нормативным правовым актам Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности относятся:
А
также постановления Главы
- «О порядке проведения инвестиционных конкурсов»;
-
«Об утверждении правил
-
«Положение о проведении
Правительством
региона утверждена Концепция развития
внешнеэкономической
Концепция направлена на активизацию региональной внешней торговли, развитие региональных конкурентных преимуществ, а именно – привлечение зарубежных финансовых ресурсов, технологий и опыта.
В рамках Концепции установлены принципы и основные направления развития внешнеэкономической деятельности Архангельской области с учетом существующей географической структуры внешнеэкономической активности организаций Архангельской области, перспектив развития международных товарных рынков, геополитического положения Архангельской области, а также определены механизмы реализации Концепции [7].
Реализация
задач, определенных в Концепции, будет
способствовать дальнейшему развитию
международных и
В 2009–2010 годах Архангельская область значительно переработала свое инвестиционное законодательство. В Поморье успешно работает упрощенный порядок сопровождения инвестиционных проектов по методу «одного окна», крупные инвесторы имеют возможность получить налоговые льготы. Работает комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции. Введён в действие и активно функционирует инвестиционный портал Архангельской области, то есть сформировано единое информационное пространство региона в сфере инвестиционной деятельности. В ближайшие годы планируется открытие технопарков — площадок, подготовленных к реализации инвестиционного проекта (с подведенной электрической и тепловой энергией, водоснабжением).
Благодаря этим мерам в 2010 году по динамике роста инвестиций в основной капитал Архангельская область заняла третье место в Северо-Западном федеральном округе. По информации рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2010 году регион смог значительно снизить риски для инвесторов, в итоге в рейтинге этого авторитетного агентства область поднялась сразу на 18 пунктов. По этой позиции регион занимает пятое место среди 83 регионов страны [8].
Данными документами определены формы государственной поддержки и правовая защита инвестиционной деятельности, порядок осуществления прав инвесторов на льготы и государственные гарантии области.
Администрацией
области и областным Собранием
депутатов намечены меры по дальнейшему
совершенствованию
В
последние годы в целях развития
региональной экономики в областном
бюджете предусматривается
4
Гарантии, предоставляемые иностранным
инвесторам на федеральном и областном
уровнях
Федеральным
законом «Об иностранных
– Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ (ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Рассматриваемая гарантия включает также право на защиту своих интересов в суде, в том числе иностранные инвесторы вправе защищать свои экономические интересы в качестве третьих лиц в деле, рассматриваемом арбитражным судом Российской Федерации. Данная гарантия подразумевает и гарантию возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Следует обратить внимание на то, что Российская Федерация является участником Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.). Таким образом, инвестиционные споры могут быть рассмотрены в порядке, установленном названной конвенцией в арбитражном суде при Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.
– Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ (ст. 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.) Данная гарантия дает право иностранным инвесторам осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Будь то прямая инвестиция, т.е. приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, либо договорные формы осуществления иностранных инвестиций, либо договорная форма. Главная особенность такого рода иностранных инвестиций – участие в соглашении государства или уполномоченного государственного органа с частной компанией-инвестором. Система инвестиционных договоров может включать в себя договоры: купли-продажи, финансовой аренды (лизинга), строительного подряда, возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, доверительного управления имуществом, простого товарищества (в том числе учредительный договор).
– Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
– Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г.). Как закреплено в Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в Москве в марте 1997 г., инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями в соответствии с указанной статьей вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.