Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:15, контрольная работа
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.
Инвестиционные отношения с участием иностранного элемента регулируются двумя группами нормативных актов.
1 Правовое регулирование иностранных инвестиций в международной практике 4
2 История развития инвестиционного регулирования в России 10
3 Общая характеристика федерального и областного законодательства, нормативных актов в сфере иностранных инвестиций 22
4 Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на федеральном и областном уровнях 29
5 Перечень отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ 34
6 Привлечение иностранных инвестиций в Архангельской области (на примере МУП «Водоканал») 37
Список использованных источников 42
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Правовое
регулирование иностранных
2 История
развития инвестиционного
3 Общая характеристика федерального и областного законодательства, нормативных актов в сфере иностранных инвестиций 22
4 Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на федеральном и областном уровнях 29
5 Перечень отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ 34
6 Привлечение иностранных инвестиций в Архангельской области (на примере МУП «Водоканал») 37
Список использованных источников 42
1
Правовое регулирование
Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.
Инвестиционные отношения с участием иностранного элемента регулируются двумя группами нормативных актов.
К первой относятся национальные акты, прежде всего закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», и др.
Ко второй группе относятся акты интернационального права, в том числе международные договоры. К таким источникам можно отнести: Вашингтонскую конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965 г., Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций [3, с. 131].
Значительный вклад в создание международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций внес Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или просто Мировой банк. По инициативе последнего были учреждены Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — International Сenter for Settlement of Investment Disputes (ICSID), действующий в соответствии с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г., а также Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) — Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), действующее на основании Сеульской конвенции от 11 октября 1985 г., участниками которого являются около 150 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию в 1992 г. и путем ратификации стала участницей Конвенции с 29 декабря 1992 г. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.
Действие созданного Мировым банком международно-правового механизма защиты прав иностранных инвесторов обеспечивается двусторонними инвестиционными договорами, в которых юридически закреплено обязательство договаривающегося государства применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Например, МАГИ восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков с принятием государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций.
Многосторонние и двусторонние соглашения по инвестиционно-правовым вопросам были заключены как современной Россией, так и Советским Союзом, правопреемником которого является Российская Федерация. Так, имеются соглашения с Англией, США, Швейцарией, Испанией, Францией и другими странами. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 г. №456 было установлено и одобрено Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений [6]. На основе этого правового акта были заключены соглашения с Болгарией, Данией, Польшей и другими государствами (на сегодняшний день их более 30).
В числе правовых источников международного инвестиционного сотрудничества России нужно учитывать и заявку о принятии нашей страны во Всемирную торговую организацию [ВТО/ГАТТ – 1994], что могло обеспечить установление особого режима для российских товаров и инвестиций на мировом рынке. Режим деятельности российских инвесторов за рубежом во многом определяется и Соглашением с Европейским союзом о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., а также стандартами УНИДРУА. Особые правовые режимы инвестиционной деятельности в рамках СНГ предусматриваются Соглашением стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г., Московской конвенцией «О защите прав инвесторов» от 28 марта 1997 г., Актом Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ «Об общих принципах регулирования иностранных инвестиций в государствах–участниках Межпарламентской Ассамблеи», состоявшейся в 1994 г.
В международной правовой практике могут применяться разные правовые режимы для инвесторов-нерезидентов. Наряду с традиционными классификациями предлагается выделить такие основные режимы:
1)
режим наибольшего
2) национальный режим;
3) специальный режим, разновидностями которого могут быть:
Можно утверждать, что вопрос определения какого-либо преобладающего правового режима для иностранных инвестиций в России не может быть разрешен однозначно, с чем согласны многие российские ученые.
В
своём современном
Общий режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что ранее существовавший для какой либо нации режим наибольшего благоприятствования становится общим для всех наций. А не наоборот, когда какой либо нации предоставляется набольшее благоприятствование против общего для всех остальных лиц режима.
Таким
образом, режим наибольшего
О
национальном режиме говорится в
том же документе. Статья 3 ГАТТ озаглавлена
«Национальный режим в
Можно резюмировать, что национальный режим для иностранцев заключается в предоставлении им равных прав и обязанностей с национальными лицами. Как следует из текста ст. 3 ГАТТ её действие распространяется на внутренние налоги и сборы, о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей здесь не говорится.
Особое внимание в ГАТТ уделяется режиму преференций. Соответствующие оговорки совершаются в каждой статье. Преференциальный режим носит исключительный характер. В этом случае не взимаются таможенные пошлины, налоги и сборы. Устанавливается он, как правило, для товара из слаборазвитых государств.
В литературе указывалось на нечёткость «записи о режиме иностранных капиталовложений в российском законодательстве» ибо легальные формулировки содержат «элементы как режима наибольшего благоприятствования, так и национального режима»27. Однако при этом не обращалось внимание на одновременное сочетание сразу трёх режимов в самом ГАТТ. А именно: при совершении таможенных процедур на иностранцев распространяется режим наибольшего благоприятствования, при налогообложении – национальный, в исключительных случаях могут устанавливаться национальные преференции. По сему и в одновременном существовании нескольких режимов для иностранных инвесторов в РФ нет ничего удивительного.
Почти всегда для иностранных инвесторов государства предоставляют и льготы и ограничения. Это вполне естественно, так как «внутреннее право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования». Режим деятельности иностранного инвестора всякий раз зависит от того, во что, в какой форме и в каком объёме будет совершена инвестиция.
Очевидно,
что в России для иностранного
инвестирования режимы наибольшего
благоприятствования и
В исключительных случаях возможно применение и режима преференций, например для развития экономик Союза Независимых Государств. Однако, из анализа текстов соглашений и используемых формулировок можно сделать вывод о неправильном понимании смысла предоставления режима наибольшего благоприятствования. Похоже, что в СНГ под ним понимают преференциальный режим.
Например,
в ст. 26 «Согласованных общих принципах
регулирования таможенного дела
в государствах-участниках Межпарламентской
ассамблеи стран Содружества
Независимых Государств (СНГ)» предусматривается
следующее: «Государство предоставляет
отдельным странам или группам стран режим
наибольшего благоприятствования. Поощряется
предоставление этого режима друг другу
заинтересованными государствами Содружества,
а также переход к взаимной торговле на
основе пониженных пошлин или беспошлинно».
2
История развития
Впервые
легальное или законодательное
определение понятия
Легальное определение инвестиции претерпело эволюцию. Сравнительно недавно принято было считать, что российское законодательство понимает под иностранными инвестициями все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли (дохода). Именно такое определение содержится в ст. 2 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».
Между тем для целей, предусмотренных Федеральным законом от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»6, дается легальное понятие инвестиций. По этому закону инвестиции – есть ни что иное как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
А вот в Законе об иностранных инвестициях используется следующее понятие иностранной инвестиции. Это – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе, денег, ценных бумаг (иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а так же услуг и информации.