Контрольная работа по "Инвестиции"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.
Инвестиционные отношения с участием иностранного элемента регулируются двумя группами нормативных актов.

Содержание

1 Правовое регулирование иностранных инвестиций в международной практике 4
2 История развития инвестиционного регулирования в России 10
3 Общая характеристика федерального и областного законодательства, нормативных актов в сфере иностранных инвестиций 22
4 Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам на федеральном и областном уровнях 29
5 Перечень отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ 34
6 Привлечение иностранных инвестиций в Архангельской области (на примере МУП «Водоканал») 37
Список использованных источников 42

Работа содержит 1 файл

иностранные инвестиции.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

1 Правовое  регулирование иностранных инвестиций  в международной практике 4

2 История  развития инвестиционного регулирования  в России 10

3 Общая  характеристика  федерального и областного законодательства, нормативных актов в сфере иностранных инвестиций 22

4 Гарантии, предоставляемые  иностранным инвесторам на федеральном и областном уровнях 29

5 Перечень отраслей, производственных видов деятельности и территорий, в которых  запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в РФ 34

6 Привлечение иностранных инвестиций в Архангельской области (на примере МУП «Водоканал»)  37

Список  использованных источников 42

 

      
 
 
 

     1 Правовое регулирование иностранных  инвестиций  в международной практике 

     Становление и развитие правового регулирования иностранных инвестиций в новых рыночных условиях отражает особенности сложного переходного периода, переживаемого современной Россией. Это объективная реальность, с которой необходимо считаться при усовершенствовании отечественного инвестиционного законодательства.

     Инвестиционные  отношения с участием иностранного элемента регулируются двумя группами нормативных актов.

     К первой относятся национальные акты, прежде всего закон РСФСР «Об  инвестиционной деятельности в РСФСР», федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», и др.

     Ко  второй группе относятся акты интернационального права, в том числе международные  договоры. К таким источникам можно отнести: Вашингтонскую конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965 г., Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций [3, с. 131].

     Значительный вклад в создание международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций внес Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или просто Мировой банк. По инициативе последнего были учреждены Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — International Сenter for Settlement of Investment Disputes (ICSID), действующий в соответствии с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г., а также Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) — Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), действующее на основании Сеульской конвенции от 11 октября 1985 г., участниками которого являются около 150 государств. Россия подписала Сеульскую конвенцию в 1992 г. и путем ратификации стала участницей Конвенции с 29 декабря 1992 г. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.

     Действие  созданного Мировым банком международно-правового  механизма защиты прав иностранных  инвесторов обеспечивается двусторонними  инвестиционными договорами, в которых  юридически закреплено обязательство  договаривающегося государства  применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Например, МАГИ восполняет пробел в международном публичном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков с принятием государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций.

     Многосторонние  и двусторонние соглашения по инвестиционно-правовым вопросам были заключены как современной Россией, так и Советским Союзом, правопреемником которого является Российская Федерация. Так, имеются соглашения с Англией, США, Швейцарией, Испанией, Францией и другими странами. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 г. №456 было установлено и одобрено Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений [6]. На основе этого правового акта были заключены соглашения с Болгарией, Данией, Польшей и другими государствами (на сегодняшний день их более 30).

     В числе правовых источников международного инвестиционного сотрудничества России нужно учитывать и заявку о  принятии нашей страны во Всемирную  торговую организацию [ВТО/ГАТТ – 1994], что могло обеспечить установление особого режима для российских товаров и инвестиций на мировом рынке. Режим деятельности российских инвесторов за рубежом во многом определяется и Соглашением с Европейским союзом о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., а также стандартами УНИДРУА. Особые правовые режимы инвестиционной деятельности в рамках СНГ предусматриваются Соглашением стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г., Московской конвенцией «О защите прав инвесторов» от 28 марта 1997 г., Актом Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ «Об общих принципах регулирования иностранных инвестиций в государствах–участниках Межпарламентской Ассамблеи», состоявшейся в 1994 г.

     В международной правовой практике могут применяться разные правовые режимы для инвесторов-нерезидентов. Наряду с традиционными классификациями предлагается выделить такие основные режимы:

     1) режим наибольшего благоприятствования; 

     2) национальный режим; 

     3) специальный режим, разновидностями которого могут быть:

    • ограниченный режим;
    • расширенный режим;
    • смешанный режим;
    • международный режим.

     Можно утверждать, что вопрос определения  какого-либо преобладающего правового  режима для иностранных инвестиций в России не может быть разрешен однозначно, с чем согласны многие российские ученые.

     В своём современном международно-правовом понимании режим наибольшего  благоприятствования был закреплён  в Генеральном Соглашении по тарифам  и торговле (ГАТТ). Статья 1 ГАТТ озаглавлена  «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации» и предусматривает следующее правило: «любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон».

     Общий режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что ранее существовавший для какой либо нации режим наибольшего благоприятствования становится общим для всех наций. А не наоборот, когда какой либо нации предоставляется набольшее благоприятствование против общего для всех остальных лиц режима.

     Таким образом, режим наибольшего благоприятствования  исходит из принципа равенства всех иностранцев при распространении  действия какой либо льготы или ограничения. Если в договаривающемся государстве  была установлена преференция для инвесторов из какой-то одной страны, то после вступления в силу ГАТТ эта преференция стала распространяться уже на инвесторов из всех других договаривающихся стран. Следует иметь ввиду, что в контексте приведённой статьи имеются ввиду главным образом таможенные пошлины и сборы за ввоз и вывоз товара, а также расчёты по расчёты по экспорту и импорту.

     О национальном режиме говорится в  том же документе. Статья 3 ГАТТ озаглавлена  «Национальный режим в отношении  внутреннего налогообложения и  регулирования». В этой статье предусматривается, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться, прямо или косвенно, внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения.

     Можно резюмировать, что национальный режим  для иностранцев заключается  в предоставлении им равных прав и  обязанностей с национальными лицами. Как следует из текста ст. 3 ГАТТ её действие распространяется на внутренние налоги и сборы, о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей здесь не говорится.

     Особое  внимание в ГАТТ уделяется режиму преференций. Соответствующие оговорки совершаются в каждой статье. Преференциальный режим носит исключительный характер. В этом случае не взимаются таможенные пошлины, налоги и сборы. Устанавливается он, как правило, для товара из слаборазвитых государств.

     В литературе указывалось на нечёткость «записи о режиме иностранных капиталовложений в российском законодательстве» ибо легальные формулировки содержат «элементы как режима наибольшего благоприятствования, так и национального режима»27. Однако при этом не обращалось внимание на одновременное сочетание сразу трёх режимов в самом ГАТТ. А именно: при совершении таможенных процедур на иностранцев распространяется режим наибольшего благоприятствования, при налогообложении – национальный, в исключительных случаях могут устанавливаться национальные преференции. По сему и в одновременном существовании нескольких режимов для иностранных инвесторов в РФ нет ничего удивительного.

     Почти всегда для иностранных инвесторов государства предоставляют и  льготы и ограничения. Это вполне естественно, так как «внутреннее  право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования». Режим деятельности иностранного инвестора всякий раз зависит от того, во что, в какой форме и в каком объёме будет совершена инвестиция.

     Очевидно, что в России для иностранного инвестирования режимы наибольшего  благоприятствования и национальный существуют. Утверждать, что существует только тот или другой из этих режимов  не верно. В некоторых отраслях предпринимательской деятельности закон не проводит различия между разнонациональными субъектами, а напротив подчёркивает их равенство (национальный режим). В других случаях устанавливается различие между деятельностью национальных и иностранных лиц (режим наибольшего благоприятствования), но изъятия устанавливаются в равной мере для всех иностранцев в не зависимости от того из какой именно страны происходит инвестор, либо прямо указывается на установление режима наибольшего благоприятствования.

     В исключительных случаях возможно применение и режима преференций, например для развития экономик Союза Независимых Государств. Однако, из анализа текстов соглашений и используемых формулировок можно сделать вывод о неправильном понимании смысла предоставления режима наибольшего благоприятствования. Похоже, что в СНГ под ним понимают преференциальный режим.

     Например, в ст. 26 «Согласованных общих принципах  регулирования таможенного дела в государствах-участниках Межпарламентской ассамблеи стран Содружества  Независимых Государств (СНГ)» предусматривается следующее: «Государство предоставляет отдельным странам или группам стран режим наибольшего благоприятствования. Поощряется предоставление этого режима друг другу заинтересованными государствами Содружества, а также переход к взаимной торговле на основе пониженных пошлин или беспошлинно». 

 

 
 
 
 
 

     2 История развития инвестиционного  регулирования в России 

     Впервые легальное или законодательное  определение понятия иностранные  инвестиции в современном российском, отечественном законодательстве было дано в 1991 году. До этого времени страна не знала, что есть такое иностранные инвестиции в правовом смысле, не известна была и фигура иностранного инвестора.

     Легальное определение инвестиции претерпело эволюцию. Сравнительно недавно принято было считать, что российское законодательство понимает под иностранными инвестициями все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли (дохода). Именно такое определение содержится в ст. 2 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

     Между тем для целей, предусмотренных  Федеральным законом от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»6, дается легальное понятие инвестиций. По этому закону инвестиции – есть ни что иное как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

     А вот в Законе об иностранных инвестициях  используется следующее понятие  иностранной инвестиции. Это – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе, денег, ценных бумаг (иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а так же услуг и информации.

Информация о работе Контрольная работа по "Инвестиции"