Инвестиционный климат РК: анализ и перспективы улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного инвестиционного климата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Инвестиции, их экономическая сущность, структура и классификация……5
1.1 Определение термина «инвестиции»…………………………………….5
1.2 Классификация инвестиций и их структура……………………………..6
1.3 Источники, объекты и субъекты инвестиций……………………………9
2 Инвестиционный процесс…………………………………………………….11
2.1 Роль инвестиций в экономике…………………………………………..11
2.2 Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций……….13
2.3 Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста…………………………………………………………...15
2.4 Источники финансирования инвестиций………………………………18
2.5 Государственная инвестиционная политика. Проблемы и принципы инвестиционной политики. Инвестиционный климат………………………...18
3 Инвестиционная политика РК………………………………………………...23
3.1 Инвестиционная деятельность в РК. Привлечение и использование иностранных инвестиций в РК………………………………………………….23
3.2 Инвестиции как фактор стабилизации экономики РК…………………26
3.3 Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года………...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     В Казахстане проблемами привлечения  и использования иностранных  инвестиций занимаются такие ученные, как Ахметов Бура (д. э. н., профессор, завкафедрой «Экономика предприятия» КазГТУ), Нурланова Н.К.(зам директора Института Экономики МН и ВО РК, д. э. н.), С. Калмырзаев (к. э. н.), А.Нурсеитов (к. э. н., старший эксперт Агентства РК по инвестициям), Кенжегузин М. (д. э. н., директор ИЭ НАН РК) и др.

     За  первые шесть месяцев текущего года объем инвестиций в основной капитал в Республики Казахстан вырос на 12,5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Об этом 25 сентября в ходе VII Международной конференции «ТрансЕвразия-2008» сообщил вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Дулат Кутербеков, передает ИА «Казахстан Сегодня».В связи с этим он напомнил, что доля Казахстана в совокупном объеме прямых иностранных инвестиций в экономику всего центрально-азиатского региона составляет более 80%. «Прямые иностранные инвестиции в экономику республики превысили $70 млрд.», – сказал представитель МТК....

     Инвестиции  в основной капитал в Казахстане в январе-июне 2008г. составили 1 трлн. 510,2 млрд. тенге, что на 12,4% больше, чем  за аналогичный период 2007г., говорится в сообщении госагентства по статистике. Рост инвестиций был отмечен во всех регионах республики. Наибольший рост был зафиксирован в Жамбылской (в 2,4 раза), Кызылординской (на 65,3%) и Акмолинской (на 46,2%) областях. Приоритетной отраслью для вложения инвестиций остается добыча нефти и природного газа, а также оказание услуг в этой сфере – 25,3% от общего объема инвестиций в основной капитал. В I половине наиболее значительно увеличились инвестиции в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 75,7%), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (на 55,4%), транспорт и связь (на 42,3%). (Информация взята с сайта: www.stat.kz).

 

     3.2 Инвестиции как  фактор стабилизации  экономики РК

 

     Между инвестициями и экономической ситуацией  в любой стране существует взаимообусловленная  связь.

     В стратегии Президента 2030 необходимость  привлечения инвестиций описывается  следующим образом:

     «Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций.

     В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая  защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

     Наша  позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установление более либерального режима для иностранных  инвесторов. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами.

     Открытая  и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, – это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций».

     Несмотря  на определенные результаты по стабилизации некоторых макропоказателей, состояние экономики остается в стране критическим, продолжается спад ВВП и индекса промышленного производства в целом. Спад производства сопровождался и спадом инвестиций.

     Анализ  динамики инвестиций показывает неравномерность спада инвестиций в различных отраслях. С позиции инвестиционных перспектив, по мнению журнала «Транзитная экономика», отрасли промышленности и иные сферы материального производства могут быть распределены на три группы:

  • к I группе относятся жизненно важные отрасли, которые являются приоритетными и не могут находится в частной собственности – электроэнергетика, тяжелое и транспортное машиностроение, транспорт.
  • ко II группе относятся нефтегазовый комплекс, отрасли металлургической и химической промышленности.
  • к III группе относятся отрасли, которые в настоящее время являются убыточными из-за использования ими отсталых ныне технологий. Данные отрасли включают в себя первичную переработку, большую часть гражданского машиностроения, легкую и пищевую промышленность, производство тары.

     Общий спад инвестиций, спад инвестиций в  отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня  как инвестиционный кризис.

     Причины инвестиционного кризиса кроются  в ряде объективных и субъективных факторов:

  • Радикальный переход к новой системе, сопровождающийся высокой инфляцией, повлек за собой ряд обстоятельств, затруднивших проведение инвестиционной деятельности.
  • не проводилась своевременная оценка основных фондов.
  • резко понизилась роль амортизационного фонда, как источника накопления.
  • действовавшая и вновь принятая налоговая система не стимулировала реализацию функции накопления прибылью. Прибыль в условиях высокого налогообложения выполняла только функцию текущего потребления.

     К субъективным причинам инвестиционного  кризиса следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве  преобладал упрощенный и поверхностный  подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.

     Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).

     При анализе последствий инвестиционного  кризиса можно выделить наряду с  явно отрицательными определенно положительные  тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:

  1. разрушение производственного аппарата. Износ его составил по промышленности сегодня 60%.
  2. объем средств, направляемых на техническое перевооружение, катастрофически падает.
  3. Структура экономики республики в результате сырьевой переориентации приобретает все утяжеленную и энергоемкую форму. Вместе с тем, изменение структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:
    • усилилась тенденция повышения капиталовложений в сферу услуг. В результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и банковской сферы услуг;
    • новые ценовые пропорции, отвечающие спросу и предложению, привели к стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;
    • переход к рыночным формам хозяйствования повысил долю самофинансирования капиталовложений.
  4. Сформировалась новая рыночная инвестиционная инфраструктура в виде различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.

     Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики. Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны». Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.

 
 

     3.3 Принципы стратегии  экономического роста  РК до 2030 года

 

     Мировая общественность в последнее время  относится к Казахстану с большим  доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной  законодательной базе, – и это позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.

     30 июня 1998 года Указом Президента  РК образован «Совет иностранных инвесторов» – консультативно – совещательный орган при Президенте РК. Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК. При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК.

     В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики РК, еще и принципы стратегии экономического роста:

  1. Ограниченное прямое вмешательство государства в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.
  2. Макроэкономическая стабильность. Ее целью является снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и устойчивый курс тенге.

     Приоритетным  является:

    • Ужесточение денежно-кредитной политики;
    • Развитие финансовых институтов и углубление финансовых рынков;
    • Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;
    • Координация денежно-кредитной политики с налоговой и бюджетной политикой и пенсионной реформой;
    • Укрепление платежного баланса.
  1. Либерализация цен.
  1. Открытая экономика и свободная торговля. Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:
    • ускоренное развитие экспортной транспортной инфраструктуры и коммуникаций;
    • рост внешней торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта;
    • усиление государственного контроля на отдельных рынках при ограничении государственного регулирования на других рынках.
  2. Укрепление институтов частной собственности. Оздоровление и укрепление отечественной банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора.
  3. Приватизация.
  4. Обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала. Развитие международной компании «Инвестирование в Казахстан».
  5. Разработка энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов. Создание евразийской сети экспортных нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.
  6. Формирование индустриальной технологической стратегии.
 

 

      Заключение

 

     В последние годы в Казахстане инвестиции и инвестиционная политика стали  актуальным объектом многих научных  разработок и исследований.

     Ситуация  в экономической жизни, на пороге XXI века, изменяется стремительно. Разразившийся глобальный финансовый кризис конца 90-х годов потребовал переосмысления многих вопросов в области экономической политики в Казахстане в том числе и инвестиционной.

     В настоящее время не всякое приобретение собственности иностранцами на территории РК можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа производственных объектов – особенно сырьевых, является для государства дезинвестицией. А «портфельные инвестиции» по большей части формируют спекулятивный капитал «горячие деньги», которые быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной конъюнктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований и разумные критерии отбора проектов инвестирования. Правительство Республики в последнее время много делает для этого, свидетельством тому являются последние принятые законодательные акты – Указы и постановления в области инвестиций.

     В данной работе показана суть государственных  и иностранных инвестиций, их структура  и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного инвестиционного климата.

     Приток  иностранных инвестиций жизненно важен  в настоящее время и для  достижения среднесрочных целей – выхода из современного экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни населения. Республика Казахстан заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка качественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры.

     Поэтому перед нашим государством стоит  важная задача: привлечь иностранный  капитал, не лишая его собственных  стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

     Привлекая иностранный капитал нельзя допускать  дискриминации в отношении национальных инвесторов. Нужно стремится создать  благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для национальных.

Информация о работе Инвестиционный климат РК: анализ и перспективы улучшения