Инвестиционный климат РК: анализ и перспективы улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного инвестиционного климата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Инвестиции, их экономическая сущность, структура и классификация……5
1.1 Определение термина «инвестиции»…………………………………….5
1.2 Классификация инвестиций и их структура……………………………..6
1.3 Источники, объекты и субъекты инвестиций……………………………9
2 Инвестиционный процесс…………………………………………………….11
2.1 Роль инвестиций в экономике…………………………………………..11
2.2 Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций……….13
2.3 Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста…………………………………………………………...15
2.4 Источники финансирования инвестиций………………………………18
2.5 Государственная инвестиционная политика. Проблемы и принципы инвестиционной политики. Инвестиционный климат………………………...18
3 Инвестиционная политика РК………………………………………………...23
3.1 Инвестиционная деятельность в РК. Привлечение и использование иностранных инвестиций в РК………………………………………………….23
3.2 Инвестиции как фактор стабилизации экономики РК…………………26
3.3 Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года………...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время очень важно  государственное вмешательство  в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. В топливно-энергетическом комплексе, например, капиталовложения направляются главным образом на экстенсивное наращивание добычи и переработки первичных ресурсов для их дальнейшего экспорта. Решение же стратегической задачи – достижение конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке – и по качественным, и по затратным характеристикам фактически отодвигается на второй план. Об этом свидетельствуют данные по конкретным инвестиционным проектам в ТЭКе, в основном разрабатываемым под эгидой иностранных инвесторов.

     Инвестиционный  «прорыв» в рассматриваемом секторе и приближение внутренних цен на первичные ресурсы к мировым помогут формированию устойчивого капиталообразования.

     Ограниченность  инвестиций в потенциально конкурентоспособном  секторе проявляется в отсутствии источников самофинансирования при  огромной задолженности многих предприятий, в том числе высокотехнологических, и крайне слабой активности коммерческих банков. В свою очередь, спрос на продукцию данного сектора ограничен. Это связано со слишком высокими затратами, расточительным потреблением первичных ресурсов.

     Особое  положение в инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Из-за крайне неблагоприятной ситуации в этих отраслях государство, хотя и с помощью внешних кредитов, вынуждено брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей. Наряду с ограниченными централизованными инвестициями необходимы финансовые поступления от распродажи избыточного оборудования. По отношению к предприятиям-банкротам необходимо юридически установить процедуры реорганизации.

     Важно объединить финансово несостоятельные  предприятия в компании холдингового типа независимо от формы собственности. Кроме поддержания производственной активности, эти компании утилизируют оборудование, свёртывают неэффективные производственные процессы в соответствии с разрабатываемыми программами. В последних намечаются объёмы утилизации по конкретным срокам, а также льготные кредиты и предлагаемые государством контракты.

     Конечно, вложения окупятся не полностью. Но их максимальный эффект оправдан, если учесть сокращение государственных субсидий по ценам и другие расходы.

     В малом бизнесе быстро окупаются вложения в высокопроизводительное оборудование. Однако в целом инвестиционный климат неблагоприятен для долгосрочных вложений средств. Привлечение их в малый бизнес зависит от формирования экономических отношений в регионах. По сути, требуется нормальная инфраструктура для развития региональных рынков, где малое предпринимательство играет ведущую роль. Практика свидетельствует, что вложения в инфраструктуру связаны с затратами задельного характера по созданию юридических служб, переквалификации кадров, реформированию региональных органов управления и др. И здесь необходимо финансирование значительных задельных инвестиций, возможное только с государственным участием.

     Для достижения стабильного экономического роста необходимо стимулировать  инвестиционную активность на государственном уровне. Среди первоочередных мер инвестиционной политики можно выделить прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или налогового кредита. Также в настоящее время очень важно государственное вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. Важным дополнением прямого государственного участия в инвестициях являются решения по регулированию иностранных вложений. Имеются в виду юридические акты, регламентирующие распределение доходов между отечественными и зарубежными партнёрами, раздел продукции, а также законодательство о собственности на землю и её долгосрочной аренде. Особое положение в инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Здесь государству необходимо брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты, связанные с сокращением мощностей.

     Анализ  мировой практики показывает, что прямая поддержка государством уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике приносит конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов экономического роста. Этот факт дает основания надеяться, что казахстанское правительство, опираясь на международный опыт, сумеет выстроить грамотную инвестиционную политику.

 

     2.4 Источники финансирования инвестиций

 

     В экономической теории классификация  источников инвестиций происходит в  зависимости от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненные инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.

     Внутренние  источники финансирования инвестиций. Одним из внутренних источников являются сбережения. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на покупку основных фондов, которые в будущем поднимут производительную мощь всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

     Внешние источники инвестиций. В настоящее  время много внимания уделяется  иностранным инвестициям, которые  финансируются за счет внешних источников. К ним относятся частные прямые и портфельные инвестиции, а также иностранные кредиты и займы. Сейчас на иностранный капитал в виде инвестиций возлагаются большие надежды. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, приток иностранной валюты в допустимых объемах всегда оказывает оздоровляющее действие на национальную экономику. Во-вторых, сейчас, в эпоху интеграции, иностранные инвестиции являются одним из инструментов сближения национальных государств.

     В настоящее время две основные организации, которые выделяют финансовые средства странам с низким уровнем развития, к которым относится и Казахстан. Это – Международный Валютный Фонд и Международный Банк Развития. Но эти международные организации инвестируют в «приоритетные» отрасли, например такие, как сельское хозяйство. Казахстан же сейчас нуждается в финансировании практически всех отраслей.

     К настоящему моменту в Казахстане получил развитие способ восстановления производственного процесса путем  отдачи предприятий в иностранное владение посредством концессий. Как правило, эти предприятия относятся к металлургическим, горнодобывающим и горно-перерабатывающим отраслям. Но, на данный момент, все больше кажется, что это не очень благотворно сказывается на национальной экономике.

 
 

     2.5 Государственная  инвестиционная политика. Проблемы и принципы  инвестиционной политики. Инвестиционный климат

 

     В основе политики привлечения и использования  иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями и задачами страны. Рассмотрим эти принципы.

     1. Принцип экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.

     2. Принцип реализации инвестиционных целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др. При этом критерием целесообразности тех или иных иностранных инвестиций выступает критерий повышения конкурентоспособности экономики.

     3. Принцип этапности и приоритетности  направлений использования зарубежного  капитала. Развитие направлений  использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии:

     1) импортозамещение;

     2) экспортоориентированность;

     3) создание экономики на полной  базе наукоемких технологий.

     4. Принцип проектного метода использования  кредитов. В целях более эффективной организации использования и контроля внешнего заимствования государство должно разрабатывать перечень приоритетных направлений и проектов. Причем проектный метод финансирования должен лежать в основе любого кредитования.

     5. Принцип опережения нормы внутреннего  накопления над стоимостью кредита.  Экономический эффект от использования  кредита будет только в том  случае, если в результате страна будет иметь большее финансовое и материальное богатство нежели стоимость кредита, которая будет возвращена кредитору в виде выплат основной суммы и процентов. В противном случае кредит будет считать принесшим убытки.

     6. Принцип предпочтения международного предпринимательства международному кредитованию. Более высокий риск для государственного бюджета и для экономики страны внешних заимствован в форме кредитов государства по сравнению с предпринимательской формой привлечения иностранного капитала требует обращения к кредитам лишь в крайних случаях и при наличии безукоризненного экономического обоснования прибыльного варианта использования кредита.

     7. Принцип привлечения кредита  под проект. Данный принцип схож  с четвертым принципом. Но в отличие от него он направлен не на использование, а на политику привлечения, означающего реализацию всесторонне проанализированного и радикально необходимого для ускорения роста инвестиционного проекта.

     8. Принцип конкурсности при отборе  проектов. Означает, что по приоритетным направлениям должны проводиться конкурсы среди проектов.

     9. Принцип сравнительной оценки  различных форм внешнего заимствования.  При выработке государственной политики нельзя руководствоваться принципом брать то, что предлагают. Например, очевидно, что долгосрочные кредиты более предпочтительны, нежели краткосрочные и если государство неосмотрительно наберет большие объемы краткосрочных кредитов, то оно способно попасть в сильнейшую долговую зависимость, при том, что использование этих кредитов так и останется малоэффективным.

     10. Принцип повышения инвестиционного  климата. Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.

     11. Принцип ограниченного доступа  иностранного капитала в стратегические  и приоритетные отрасли. Как  показывает мировая практика, любая  развивающаяся страна, имеющая ресурсную  или экономическую базу, должна  ограничить доступ инвесторов в приоритетные отрасли в целях не только обеспечения экономической безопасности, но и нормального долгосрочного экономического развития.

     12. Принцип равноправных условий  для иностранных и национальных  инвесторов. Иностранный производственный капитал и без дополнительных налоговых льгот имеет достаточно стимулов для своего притока в развивающееся государство. Создание налоговых льгот безприменительно к целям инвестирования, направлений инвестирования и т.д. – удел стран бедных. Создание льготных условий, не дав ожидаемого эффекта по притоку иностранного капитала, даст негативный эффект в отношении инвестиционной активности местных инвесторов. Программа же либерализации иностранных капиталовложений должна проводиться только в рамках более широкой политики стимулирования частной инициативы в целом, то есть охватывая и национальных предпринимателей.

     Главными  особенностями государственной  инвестиционной политики в условиях перехода к рынку являются:

Информация о работе Инвестиционный климат РК: анализ и перспективы улучшения