Инвестиционный климат РК: анализ и перспективы улучшения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного инвестиционного климата.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Инвестиции, их экономическая сущность, структура и классификация……5
1.1 Определение термина «инвестиции»…………………………………….5
1.2 Классификация инвестиций и их структура……………………………..6
1.3 Источники, объекты и субъекты инвестиций……………………………9
2 Инвестиционный процесс…………………………………………………….11
2.1 Роль инвестиций в экономике…………………………………………..11
2.2 Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций……….13
2.3 Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста…………………………………………………………...15
2.4 Источники финансирования инвестиций………………………………18
2.5 Государственная инвестиционная политика. Проблемы и принципы инвестиционной политики. Инвестиционный климат………………………...18
3 Инвестиционная политика РК………………………………………………...23
3.1 Инвестиционная деятельность в РК. Привлечение и использование иностранных инвестиций в РК………………………………………………….23
3.2 Инвестиции как фактор стабилизации экономики РК…………………26
3.3 Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года………...29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать)
  • селективность и избирательность;
  • мобилизация множества источников финансирования капитальных вложений;
  • маневренность;
  • максимальная возвратность;
  • дальнейшая децентрализация капитального строительства;
  • более полное использование всех рычагов экономического, правового и организационного воздействия на инвестиционную активность.

     Инвестиционная  политика находится в сильной  зависимости от уровня экономического и технического развития производства.

     В условиях перехода к рыночной экономике  целесообразно сосредоточить инвестиции на производстве товаров народного потребления, на оживлении машиностроения и поощрении отечественного производителя. Сегодня отечественное производство покрывает только 40-50% потребности страны в товарах. В результате острой конкуренции со стороны зарубежных товаров отечественные производители потеряли более 70% внутреннего рынка.

     Создание  инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения  иностранных инвестиций.

     Инвестиционным  климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

     Инвестиционное  решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировочно четырьмя основными группами показателей:

  1. Прибыль на инвестируемый капитал.
  2. Гарантии инвестиционной деятельности.
  3. Доля в обороте рынка.
  4. Бюрократия.

     Прибыль на инвестиционный капитал в общем  случае зависит от следующих шести  основных факторов:

  1. налогообложения;
  2. экономических стимулов инвестиций;
  3. затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;
  4. затрат на социальное обеспечение;
  5. затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;
  6. уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.

     Гарантии  инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

  1. наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;
  2. прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;
  3. системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;
  4. гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;
  5. политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.

     Чтобы наш инвестиционный климат стал более  благоприятным, а Казахстан вышел  в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов.

 

 

      3 Инвестиционная политика РК

 

     3.1 Инвестиционная деятельность  в РК. Привлечение  и использование иностранных инвестиций в РК

 

     На  современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

     Для решения этих задач, а также для  обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. 

     В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.

     28 февраля 1997 года №75-1 ЗРК вышел Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций», в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – «Агентство РК по инвестициям», председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

     Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

     На  улучшение инвестиционной деятельности влияет уровень развития малого и  среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса.

     Но  эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка  ценных бумаг и в частности  – Фондового Рынка, который в  Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

     И вот, в целях реализации стратегии  развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа  действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе «Благоприятный инвестиционный климат» принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

     Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

     Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными  инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.

     Привлечение иностранных инвестиций создает  условия для реального улучшения  производственной структуры экономики  Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования имеющегося потенциала квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

     С точки зрения политиков и экономистов  республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие  задачи:

  • повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
  • усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
  • развить импортозамещающие производства;
  • повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
  • увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
  • содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
  • создать новые рабочие места в национальной экономике;
  • использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
  • достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

     Казахстан стремится создать благоприятный  социальный, финансово-экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий  их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим был разработан и введен в действие 27 декабря 1994 г. Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», который определил правовой режим, формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан.

     Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования  иностранных и отечественных  инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций» был создан Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, ныне Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества.

     Принятые  законодательные акты и организационные  меры способствовали созданию благоприятного инвестиционного климата и притоку иностранных инвестиций в экономику Казахстана.

     Иностранные инвестиции разделяют на государственные  и частные. Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права. Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

     Иностранные инвесторы имеют право на осуществление  инвестиций в РК в следующих формах:

  1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.
  2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
  3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.
  4. Приобретение иных имущественных прав и другое.

     Основной  формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.

     В соответствии с действующим законодательством  РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.

     Иностранные инвестиции могут вкладываться в  любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

     На 2008 г. приток в Казахстан иностранных  прямых инвестиций, без учета погашения  кредитов, предоставленных прямыми  инвесторами, составил 12,8 млрд. долл., из которых 10,2 млрд. долл. – инвестиции в виде кредитов, денежных запросов и реинвестированного дохода, полученные отдельными предприятиями и организациями (79,2%), 1,9 млрд. долл. – иностранный акционерный капитал (14,9%) и 0,7 млрд. долл. – взносы в бюджет иностранными инвесторами (5,8%).

     В 2008 году РК получил прямых инвестиций на общую сумму около 2,5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2009 году составит не меньше, чем 1,5-2 миллиарда долларов.

     Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

Информация о работе Инвестиционный климат РК: анализ и перспективы улучшения