Инвестиционная привлекательность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность неразрывно связана с оценкой состояния и прогнозированием развития инвестиционного рынка.
Под инвестиционной привлекательностью понимают наличие определенных условий, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе объекта инвестирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4 1 Инвестиционная привлекательность территории……………………………..6
1.1 Понятие и сущность инвестиционной привлекательности……………..6
1.2 Методы оценки инвестиционной привлекательности страны…………10
1.3 Влияние государства на инвестиционную привлекательность страны 17
2 Оценка инвестиционной привлекательности России…………………………24
2.1 Россия в мировом инвестиционном процессе…………………………...24
2.2 Особенности инвестиционной привлекательности экономики
России на современном этапе……………………………………………………30
2.3 Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности......37
Заключение………………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Инвест привлекательность России.docx

— 108.55 Кб (Скачать)

  Существует ряд условий, в той или иной степени влияющих на привлечение иностранных инвестиций.

К неблагоприятным относятся такие как: нестабильное финансовое положение, сильное влияние политики на экономику, фискальные приоритеты федеральных и региональных властей, ненадежность банковской системы, ограниченная доступность для реального сектора долгосрочных кредитов, слабость законодательства о защите инвестиций, бюрократические барьеры при осуществлении вложений, неразвитость рынка недвижимости, криминализация экономики.

Эксперты  Института немецкой экономики (г. Кельн) дали оценку факторам, влияющим неблагоприятно на инвестиционный климат в России, по четырехбальной системе и получили следующие данные (см. табл. 2.5).

Таблица 2.5 - Факторы, неблагоприятно влияющие на инвестиционный климат

Факторы

Баллы

1

Нестабильность законодательной  базы

3.12

2

Чрезмерное налогообложение

2.92

3

Преступность и коррупция

2.82

4

Высокий уровень инфляции

2.77

5

Недостаточная покупательная способность  населения

2.74

6

Высокие таможенные пошлины

2.69

7

         Бюрократизм и некомпетентность местных властей

2.65

8

Неплатежи партнеров по бизнесу

2.65

9

Недостаточные страховые гарантии государства

2.31

10

Неразвитость инфраструктуры

2.28

11

Ограниченность услуг местных  банков

2.27

12

Нехватка надежных партнеров

1.99

13

Недостаток рыночной информации

1.84

14

Кадровые проблемы

1.79

15

Монополизация рынков товаров и услуг

1.46

16

Нехватка производственных мощностей

1.19


Источник: [12]

С другой стороны, емкий и насыщенный рынок, выход на рынки стран СНГ, богатые запасы природных ресурсов, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал считаются благоприятными факторами для привлечения иностранных инвестиций.

Оценка  рисков для инвесторов западными топ-менеджерами, работающие в России, приведена в табл. 5 (где 5- самый высокий риск, 1 — самый низкий риск):

Таблица 2.6 - Оценка факторов риска в России

 

Риски

Балл

1.

Произвол бюрократии и коррумпированность

4,3

2.

Неэтичная конкуренция, использование  лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR

3,8

3.

Риск потери собственности, возможность  лишиться своих активов на формально законном основании

3,7

4.

Менеджеры игнорируют права инвесторов

2,8

5.

Непрозрачные финансы

2,5

6.

Риск смены законодательства

1,8

7.

Неэффективный менеджмент, устаревшие методы управления, недостаток знаний

1,8


 

В настоящее  время, привлекая иностранные инвестиции, государство преследует следующие  цели: ликвидация инвестиционного голода в ряде отраслей, находящихся в  состоянии спада; обеспечение расширенного воспроизводства; выход на внешние  рынки и включение в систему  международного разделения труда.

Достижение  вышеперечисленных целей требует  вовлечения новых технологий, усовершенствования систем организации производства и  маркетинга, что проще осуществлять в условиях взаимодействия с иностранными инвесторами.

Иностранные инвестиции предпочтительнее кредитов, так как они не увеличивают внешний долг и при этом:

служат  дополнительным источником капитальных  вложений в производство товаров  и услуг, разработку технологий, передовых  методов управления и др.;

способствуют получению средств для погашения внешнего долга;

обеспечивают определенную интеграцию национальной экономики в мировую  благодаря производственной и научно-технической  корпорации;

количество и качество инвестиций в экономику региона определяется степенью привлекательности его инвестиционного климата, что является комплексной характеристикой;

пример других стран показывает, что иностранные инвестиции при  наличии продуманной программы привлечения инвестиций, благоприятно влияют на внутреннюю экономику;

существуют  отрасли экономики и отдельные  виды деятельности, где для иностранного капитала должны быть установлены ограничения в случаях монополизации в производство отдельных видов промышленной продукции, усиления безработицы, возникновения угрозы национальной безопасности, оказания неблагоприятного экологического воздействия;

иностранные инвестиции не способны компенсировать недостаток отечественных  инвестиций и активизация иностранных  инвестиций может происходить только на фоне успешной деятельности отечественных инвесторов.

В этой связи  важно необходимо разработать типовые  предложения, касающихся целого ряда важных сторон организации инвестиционного  процесса:

  • дальнейшее расширение мирохозяйственных и дипломатических связей;
  • устранение информационной изолированности, вызывающей настороженность у иностранных инвесторов;
  • обозначение порядка проведения технико-экономической экспертизы проектов, требующих гарантий со стороны правительства;
  • предоставление иностранным инвесторам налоговых льгот;
  • предоставление льготных региональных кредитов для инвестиционных проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект;
  • выявление приоритетных отраслей, видов производств, экономических зон, в отношении которых вводятся наиболее льготные условия привлечения инвестиций;
  • проведение инвестиционных конкурсов с участием иностранных инвесторов;
  • разработка механизма разрешения споров по контрактам между иностранными инвесторами и российскими предприятиями на территории региона и области;
  • определение порядка спецификации продукции, как отечественной, так и импортной для собственных нужд предприятиям с иностранными инвестициями на соответствие международным стандартам качества и экологической безопасности;
  • создание консалтинговых и инжиниринговых компаний, специализированных служб на предприятиях по разработке бизнес-планов и инвестиционных проектов.

Подводя итог изложенному, можно резюмировать, что реализация указанных направлений  будет во многом способствовать повышению  эффективности инвестиционной политики, созданию условий, способствующих росту  инвестиционной активности, разработке новых инструментов и технологий привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, первостепенное значение для улучшения инвестиционного  климата в стране и ее регионах имеют политическая и экономическая  стабильность, грамотная налоговая  политика, гарантии иностранным инвесторам и др.

2.3 Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности

В настоящее время можно выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию. Первой и наиболее важной причиной является внутренняя нестабильность. Иностранных инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

Еще одной не менее важной проблемой  общенационального масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в  кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных программ и инвестиционных проектов, в проникновении  криминальных структур в ключевые отрасли  экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые  желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие  издержки и, как следствие, неконкурентоспособность  производства в России; сложные способы  оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей российских предприятий  к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало  регулирование таможенного режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наиболее важной составляющей инвестиционного  климата является правовая база, которая  на сегодняшний день недостаточно стабильная и противоречивая, запутанная, что  осложняется еще и тем, что  нет согласованности между процедурой применения законов на федеральном и местном уровнях.

Наконец, риски вложения иностранных  инвестиций в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.

Для создания более привлекательного инвестиционного климата необходимо систематизировать не только законодательную  базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных  инвесторов. Совершенствование законодательной  и нормативной базы в области  регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма  их реализации, стимулирование притока  иностранного капитала и повышение  эффективности использования инструментов экономической политики государства  в этой сфере. Целесообразно также  обеспечить дифференцированный режим  иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента  государственного регулирования потоков  иностранного капитала в экономику  России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов  деятельности, регионов, а также  отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных  форм страхования рисков иностранных  инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию  за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих  субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.

Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение задач привлечения  иностранных инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.

Безусловным приоритетом государственной  инвестиционной политики должно быть:

  • усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
  • создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
  • осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
  • либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность России