Инвестиционная привлекательность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность неразрывно связана с оценкой состояния и прогнозированием развития инвестиционного рынка.
Под инвестиционной привлекательностью понимают наличие определенных условий, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе объекта инвестирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4 1 Инвестиционная привлекательность территории……………………………..6
1.1 Понятие и сущность инвестиционной привлекательности……………..6
1.2 Методы оценки инвестиционной привлекательности страны…………10
1.3 Влияние государства на инвестиционную привлекательность страны 17
2 Оценка инвестиционной привлекательности России…………………………24
2.1 Россия в мировом инвестиционном процессе…………………………...24
2.2 Особенности инвестиционной привлекательности экономики
России на современном этапе……………………………………………………30
2.3 Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности......37
Заключение………………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

Инвест привлекательность России.docx

— 108.55 Кб (Скачать)

Хотя в законе об иностранных  капиталовложениях 1999 г. стабилизационная оговорка имеется, однако ее применение значительно ограничено, обусловлено многими факторами и носит, по сути, избирательный характер. Она предоставляется не всем иностранным инвесторам, а зависит от их доли в капитале создаваемых совместных предприятий и совместных вложениях, суммы их инвестиций, приоритетности проектов, которая устанавливается специальными решениями правительства. Стабилизационная оговорка не распространяется на такие важные платежи, как НДС, таможенные пошлины, отчисления в пенсионный фонд.

Серьезные проблемы существуют в связи  с применением закона «О соглашениях о разделе продукции» даже после внесения в него в 1999 г. изменений и дополнений. В принципе он выгоден иностранным инвесторам, так как существенно упрощает их взаимоотношения с федеральными и местными органами власти, облегчает налоговую нагрузку и расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Однако реально закон работает только по сахалинским нефтегазовым проектам. Более широкое применение его по-прежнему сдерживается бюрократическими препонами, сложным механизмом согласования, в том числе на уровне федеральных законодательных органов.

Сохраняются и некоторые «белые пятна» в законодательстве об иностранных инвестициях. В этой связи представляется необходимым серьезная доработка и быстрое принятие законов о концессионных договорах и свободных экономических зонах, застрявших на разных стадиях рассмотрения и утверждения [2].

Не менее актуальна задача развития свободных экономических зон (СЭЗ). Вряд ли можно признать оправданным, что эта хорошо зарекомендовавшая  себя в мировой практике форма  привлечения иностранных инвестиций слабо приживается в России. Сейчас реально работают (хотя и с серьезными сбоями) Калининградская и Сахалинская  зоны.

Необходимо укрепить правовые гарантии для внешних инвесторов, в частности путем введения порядка рассмотрения инвестиционных споров с их участием в международном арбитраже. Такая норма предусмотрена в двухсторонних договорах России со многими государствами, но отсутствует в ее внутреннем законодательстве, включая закон об иностранных инвестициях 1999 г.

Серьезным тормозом на пути притока  иностранных вложений в российскую экономику помимо недостатков в  законодательстве являются административные барьеры и высокие риски. По оценкам экспертов, полное прохождение процедуры регистрации, согласования и экспертизы проекта на федеральном и региональном уровнях из-за ее предельной усложненности, запутанности и забюрократизированности занимает у иностранного инвестора не менее 9 месяцев, при этом требуется собрать 50-90 разрешительных документов, а также получить резолюции в 50 инстанциях [6].

Из-за недостаточно четкого разграничения  полномочий федеральных и региональных органов власти в области регулирования  иностранных капиталовложений, дублирования функций между самими федеральными ведомствами, слабой координации их деятельности ввиду отсутствия единого авторитетного органа по этим вопросам прохождение административных инстанций нередко превращается в хождение по мукам. Дело не только во времени. Коррумпированность чиновничьего аппарата практически на всех уровнях вынуждает иностранного вкладчика капитала нести непомерные трансакционные издержки, особенно на прединвестиционной стадии, на которую падает до 70% их общего объема и приходится основная часть разрешений и согласований.

Государственное регулирование иностранных  инвестиций в России ведется не только на федеральном уровне, но и органами власти субъектов Федерации, а также  органами местного самоуправления.

Органы власти субъектов Федерации  осуществляют правовое регулирование  иностранного инвестирования на своей  территории. В настоящее время примерно в 50 российских регионах действуют специальные законы об иностранных капиталовложениях, в остальных они регулируются общими инвестиционными законами, принятыми практически повсеместно [9].

Вопрос об оптимальном распределении  полномочий в области регулирования  иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами управления, отвечающем как интересам страны в целом, так и отдельных территорий, сохраняет актуальность. С одной  стороны, мировой опыт показывает, что  чем больше полномочий передано местным  администрациям, тем легче привлекать иностранный капитал. В этой связи  вряд ли можно считать оправданным  сохранение в законе об иностранных  инвестициях 1999 г. нормы, согласно которой непосредственно на местах могут регистрироваться лишь те предприятия с иностранными инвестициями, где вклад зарубежного партнера не превышает 100 тыс. руб. (порядка 3 тыс. долл. по нынешнему валютному курсу) [3].

Помимо законодательных актов  источниками правового регулирования  иностранных инвестиций в России являются и международно-правовые акты. 
Заключение Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с иностранными государствами в России началось еще в СССР, и после распада Советского Союза Россия стала его правопреемником по 13 ратифицированным соглашениям (с Австрией, Бельгией и Люксембургом, Великобританией, Германией, Италией, Канадой, КНР, Республикой Кореей, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швейцарией). Сама Российская Федерация заключила свыше 30 соглашений уже как независимое государство; некоторые из них ратифицированы и вступили в силу.

Заключение этих международных  договоров обусловлено тем, что  иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения, считают  недостаточными гарантии, предоставленные  им российским законодательством, и  настаивают на закреплении в международных  договорах основных условий осуществления  инвестиций и деятельности в связи  с ними. Основными положениями  по указанным соглашениям являются: предоставление справедливого и  равноправного режима для иностранных  инвестиций, обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности, обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций, согласие на передачу споров с иностранным  инвестором в международный арбитраж.

На уровне СНГ помимо двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены  также две многосторонние Конвенции - Соглашение о сотрудничестве в  области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. (временно применяется договаривающимися государствами, в том числе Россией, до его ратификации) и Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. (не вступила в силу для России) [12].

Кроме указанных Конвенций, заключенных  в рамках СНГ, Российская Федерация  участвует в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (МИГА), регулирующей порядок страхования иностранных инвестиций от политических рисков в развивающихся странах (в этом качестве к Конвенции присоединилась Россия), которое осуществляет специальная международная страховая организация - МИГА, уже застраховавшая целый ряд инвестиционных проектов в России. 
Перечень вышеперечисленных источников (национально-законодательных и международно-правовых актов), специально посвященных регулированию иностранных инвестиций в Российской Федерации, является исчерпывающим, что позволяет сделать вывод о том, что основную роль в регулировании иностранных инвестиций играет национальное российское законодательство, наиболее полно регулирующее порядок и формы привлечения иностранных инвесторов и деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также конкретизирующее порядок осуществления на практике гарантий, закрепленных соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Таким образом, несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов негативно влияет на инвестиционную привлекательность России. Неопределенность формулировок, множество ссылок на другие подзаконные акты и положения, большинство которых неизвестны или недоступны иностранным экспертам, а также многоступенчатая система согласований, получения разрешений затрудняют увеличение притока иностранного капитала в экономику России.

Основу любого метода оценки инвестиционной привлекательности страны составляют анализ экономической ситуации в стране, развитие нормативно-провавой базы и направление государственной политики в области иностранных инвестиций.

Основными факторами инвестиционной привлекательности России являются высокие темпы роста экономики, потребительский бум и огромный потенциал внутреннего рынка.

 

 

 

 

 

2 Оценка инвестиционной привлекательности России

2.1 Россия в мировом инвестиционном процессе

 

Долгосрочный устойчивый экономический  рост в России может быть обеспечен  лишь в условиях притока в экономику  широкомасштабных инвестиций, как внешних, так и внутренних. По масштабам  экономики, ее специализации, сложности  решаемых проблем Россия существенно  отличается от других государств с переходной экономикой. Это не может не отразиться на объемах, динамике и структуре привлекаемых иностранных инвестиций. Их поступление в конкретные отрасли и регионы во многом зависит от общего притока в страну, динамики этого процесса, отличающегося неравномерностью. По мнению авторитетных сотрудников Всемирного банка, инвестиционные возможности России намного превышают существующий объем вложений в российский бизнес. Подобная ситуация складывается из-за того, что инвестиционная привлекательность России все еще остается довольно низкой. Негативный имидж, заработанный российской экономикой в 1990-х гг., до сих пор отрицательно влияет на состояние инвестиционного комплекса России.

Инвестиционный потенциал регионов России различается в зависимости  от ряда факторов: степень риска, количество ресурсов, репутация региона (так, столица  является гораздо более привлекательным  пространством для ведения бизнеса, нежели периферия). Инвестиционно привлекательные регионы в России выделяются по нескольким пунктам, таким, как общий объем инвестиций, информационная поддержка, степень гарантии финансирования инвестиционных проектов. В России большинство подобных рейтингов возглавляют столичные регионы (Москва, Московская область), Санкт-Петербург, а также территории, чрезвычайно богатые природными ресурсами: Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Республика Татарстан.

Приведенная выше информация не значит, что прочие регионы бесперспективны  в плане развития инвестиционного  бизнеса. Конечно, самые значительные и крупные инвестиционные проекты России 2010 г. связаны с наиболее финансово привлекательными регионами. Однако инвестиционное кредитование в России может успешно осуществляться в любом регионе, при условии, что оно является частью грамотного бизнес-плана. Не стоит забывать и про такой важный для российских реалий фактор, как государственная и административная поддержка.

Говоря о важных рейтингах, стоит  отметить также список, отражающий инвестиционную привлекательность  отраслей России. При составлении  подобных рейтингов учитываются  степень дохода от инвестиций, производственный потенциал, доступность информации, состояние инвестиционного рынка  и другие факторы. Согласно исследованию ИК «ФИНАМ», наиболее привлекательной  для вложения капитала областью экономики  в нашей стране является отрасль  телевизионных коммуникаций. На втором и третьем местах – металлургия  и нефтедобыча соответственно. В  противоположном конце списка –  легкая (последнее место), угольная и лесная промышленность. Инвестиционная привлекательность этих отраслей совсем невысока, и для ее повышения необходима дополнительная мобилизация внутренних ресурсов, а также работа с внешними факторами.

Согласно расчетам крупнейших экспертов  международного бизнеса, наиболее благоприятным  регионом в плане вложения капитала является Западная Европа, незначительно  опережающая Центральную и Восточную. Перспективность инвестиционного бизнеса в Китае, Индии, США также превосходит степень инвестиционной привлекательности России [32].

По состоянию на конец 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 300,1 млрд. долл. США, что на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009 г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных - 3,0% (3,8%) [27].

Таблица 2.1 - Инвестиции иностранных инвесторов в экономику России млрд. долл. США

Годы

Млрд. долл. США

В процентах к предыдущему году

2001

10958

114,6

2002

14258

130,1

2003

19780

138,7

2004

29699

150,1

2005

40509

136,4

2006

53651

132,4

2007

55109

102,7

2008

120941

в 2,2р.

2009

103769

85,8

Информация о работе Инвестиционная привлекательность России