Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа
Ивестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально-устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.
Введение.
1. Экономическая сущность инвестиционной деятельности.
1.1. Основные понятия и содержание инвестиционной деятельности.
1.2. Классификация инвестиций.
1.3. Роль инвестиций в функционировании экономики.
1.4. Экономика и инвестиции в России.
2. Косвенные формы инвестирования.
2.1. Понятие финансовых посредников.
2.2. Виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе.
2.2.1. Банки.
2.2.2. Небанковские финансово-кредитные институты.
2.2.3. Инвестиционные институты.
2.3. Кредитный и фондовый варианты инвестирования.
3. Инвестиционный климат в России.
3.1. Формирование инвестиционного климата.
3.2. Инвестиционные риски. Меры по снижению инвестиционных рисков.
3.3. Россия в мировом инвестиционном процессе.
4. Иностранные инвестиции в России.
4.1. Роль иностранных инвестиций.
4.2. Регулирование привлечения иностранных инвестиций.
5. Перспективы российской инвестиционной активности.
5.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций.
5.2. Пути и меры по привлечению инвестиций.
5.3. Перспективы инвестиционной активности России.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Одними из первых шагов, призванных создать базис для обеспечения ясной и прозрачной структуры экономики России, являются введение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь должен быть предусматрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.
Налоговая реформа ориентирована на поиск эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, а также на укрепление налогового администрирования.
Важнейшей задачей станет приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов, и завершение переговоров о вступлении России в ВТО.[10]
Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на мировом рынке является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.
По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России - неэффективная система управления; не стабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны – научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.
Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.
Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.
Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально-экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы внешних поступлений не позволят регионам выйти из кризиса и обеспечить высокие темпы экономического роста.
Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженностей предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.
Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.
К сожалению, к 2007г. даже по оптимистическому прогнозу агентства в России сохранятся высокие политические риски, что поставит ее по степени привлекательности в один ряд с такими странами, как Малайзия и Индия. По прогнозным оценкам финансового и экономического рисков, худшие условия, чем Россия, будет предлагать только Вьетнам.
Отчасти ухудшение позиций России к 2007г. может объясняться субъективными факторами, связанными с очередными президентскими выборами в 2008г., но в большей степени это определяется теми негативными тенденциями, которые складывались в финансово-экономическом секторе и инвестиционной политике страны в 1990-2002гг.
Чтобы повысить степень экономической свободы России необходимо кардинальная перестройка: торговой политики, налоговой нагрузки, денежной политики через снижение инфляции, банковского и финансового секторов, системы защиты собственности, государственного регулирования (упрощение процедур лицензирования и регистрации бизнеса, снижение коррумпированности чиновников и сокращение требований, порождающих дополнительную нагрузку на бизнес).
Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как высоко рисковый, что обуславливает повышенные требования к его доходности. Однако оценки большой группы факторов, определяющих возможности ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности и коррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России как неблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока в стране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихся стран, предлагающих более выгодные условия.
Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.
1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2001. – 480с.
2. Булатов А. Капиталообразование в России// Вопросы экономики. - 2001. - №3. – с.7.
3. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. – 2004. - №1. – с.74-84.
4. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 384с.
5. Заика И., Крюков А. Национальная экономики и инвестиции// Экономист. – 2003. - №7. – с.21-26.
6. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 424с.
7. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832с.
8.
9. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России// Экономист. – 2003. - №4. – с.39-44.
10. Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России// Еженедельная газета «Стройка». – 2001. - №16.
11. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – 2000. - №4. – с.30-45.
12. Российская экономика: тенденции и перспективы. Сентябрь, 2003. – М.: ИЭПП, 2003.
13. Россия в цифрах. 2003.
14. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспет, 2001. – 448с.
Интернет- сайты:
15. Базина Г. Иностранные инвестиции – это дополнение к внутренним источникам. http://www.InvestmentRUSSIA.ru
16. Нещадин А. Инвестиционные риски российских регионов. http://www.InvestmentRUSSIA.ru
17. Рябцев В. Инвестиционные риски, связанные с криминогенной обстановкой в стране. http://www.InvestmentRUSSIA.ru
18. Федорова А. Страхование инвестиционных рисков: состояние и перспективы. http://www.InvestmentRUSSIA.ru
19. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков. http://www.InvestmentRUSSIA.ru
20. www.km.ru. Пути и меры по привлечению инвестиций.
21. http://www.cbr.ru/statistics/c
22. http://www.cbr.ru/statistics/
23. http://www.bank_referatov.ru.
61
Таблица 1.
Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал России за 1990-2002гг. (в %) [7;21]
| 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
ВВП: к предыдущему году …………… к 1990г. ………. |
- 100,0 |
95,0 95,0 |
85,5 81,2 |
91,3 74,1 |
87,3 64,7 |
95,9 62,1 |
96,6 60,0 |
100,9 60,6
|
95,1 57,6 |
105,4 60,7 |
108,3 65,7 |
105,0 69,0 |
104,3 72,0 |
Инвестиции: к предыдущему году……………. к 1990г……........ |
- 100 |
85 85 |
60,3 51 |
88 45 |
75,7 34 |
89,9 31 |
82 25 |
95 24 |
88 21 |
105,3 22 |
117,4 26 |
108,7 28 |
102,6 29 |
Таблица 2.
Основные фонда по отраслям народного хозяйства Москвы за 1998-2001гг. [7;23]
| Основные фонды на начало года, млн. руб. | Рост к предыдущему году, % | |||||
1998г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. | 1999г. | 2000г. | 2001г. | |
Промышленность…… Транспорт…………… Строительство………. Торговля…………….. Жилищно-коммунальное хозяйство ………………. | 147026 99681 16627 17699
429615 | 149671 98251 17845 22954
467438 | 164690 120276 23524 26313
469074 | 175937 166752 23517 32974
455234 | 101,8 98,6 107,3 129,7
108,8 | 110,0 122,4 131,8 114,6
100,3 | 106,8 138,6 100,0 125,3
97,0 |