Инвестиционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Ивестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально-устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.

Содержание

Введение.
1. Экономическая сущность инвестиционной деятельности.
1.1. Основные понятия и содержание инвестиционной деятельности.
1.2. Классификация инвестиций.
1.3. Роль инвестиций в функционировании экономики.
1.4. Экономика и инвестиции в России.
2. Косвенные формы инвестирования.
2.1. Понятие финансовых посредников.
2.2. Виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе.
2.2.1. Банки.
2.2.2. Небанковские финансово-кредитные институты.
2.2.3. Инвестиционные институты.
2.3. Кредитный и фондовый варианты инвестирования.
3. Инвестиционный климат в России.
3.1. Формирование инвестиционного климата.
3.2. Инвестиционные риски. Меры по снижению инвестиционных рисков.
3.3. Россия в мировом инвестиционном процессе.
4. Иностранные инвестиции в России.
4.1. Роль иностранных инвестиций.
4.2. Регулирование привлечения иностранных инвестиций.
5. Перспективы российской инвестиционной активности.
5.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций.
5.2. Пути и меры по привлечению инвестиций.
5.3. Перспективы инвестиционной активности России.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ инвестиционная политика в России.doc

— 406.00 Кб (Скачать)

Одними из первых шагов, призванных создать базис для обеспечения ясной и прозрачной структуры экономики России, являются введение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и неукоснительное исполнение законодательства о раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь должен быть предусматрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность.

Налоговая реформа ориентирована на поиск эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет снижения и выравнивания налогового бремени, упрощения налоговой системы, а также на укрепление налогового администрирования.

Важнейшей задачей станет приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, в том числе за счет снижения барьеров для участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов, и завершение переговоров о вступлении России в ВТО.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на мировом рынке является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.

По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России - неэффективная система управления; не стабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны – научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.

Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.

Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально-экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы внешних поступлений не позволят регионам выйти из кризиса и обеспечить высокие темпы экономического роста.

Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженностей предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.

Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.

К сожалению, к 2007г. даже по оптимистическому прогнозу агентства в России сохранятся высокие политические риски, что поставит ее по степени привлекательности в один ряд с такими странами, как Малайзия и Индия. По прогнозным оценкам финансового и экономического рисков, худшие условия, чем Россия, будет предлагать только Вьетнам.

Отчасти ухудшение позиций России к 2007г. может объясняться субъективными факторами, связанными с очередными президентскими выборами в 2008г., но в большей степени это определяется теми негативными тенденциями, которые складывались в финансово-экономическом секторе и инвестиционной политике страны в 1990-2002гг.

Чтобы повысить степень экономической свободы России необходимо кардинальная перестройка: торговой политики, налоговой нагрузки, денежной политики через снижение инфляции, банковского и финансового секторов, системы защиты собственности, государственного регулирования (упрощение процедур лицензирования и регистрации бизнеса, снижение коррумпированности чиновников и сокращение требований, порождающих дополнительную нагрузку на бизнес).

Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как высоко рисковый, что обуславливает повышенные требования к его доходности. Однако оценки большой группы факторов, определяющих возможности ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности и коррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России как неблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока в стране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихся стран, предлагающих более выгодные условия.

Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2001. – 480с.

2. Булатов А. Капиталообразование в России// Вопросы экономики. - 2001. - №3. – с.7.

3. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе//  Вопросы экономики. – 2004. - №1. – с.74-84.

4. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 384с.

5. Заика И., Крюков А. Национальная экономики и инвестиции// Экономист. – 2003. - №7. – с.21-26.

6. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 424с.

7. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832с.

8.

9. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России// Экономист. – 2003. - №4. – с.39-44.

10. Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России// Еженедельная газета «Стройка». – 2001. - №16.

11. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – 2000. - №4. – с.30-45.

12. Российская экономика: тенденции и перспективы. Сентябрь, 2003. – М.: ИЭПП, 2003.

13. Россия в цифрах. 2003.

14. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспет, 2001. – 448с.

Интернет- сайты:

15. Базина Г. Иностранные инвестиции – это дополнение к внутренним источникам. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.

16. Нещадин А. Инвестиционные риски российских регионов. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.

17. Рябцев В. Инвестиционные риски, связанные с криминогенной обстановкой в стране. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.

18. Федорова А. Страхование инвестиционных рисков: состояние и перспективы. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.

19. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.

20. www.km.ru. Пути и меры по привлечению инвестиций.

21. http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?fils=lip_rf.htm.

22. http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics.

23. http://www.bank_referatov.ru.

 



61

 

Приложение 1.

 

Таблица 1.

Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал России за 1990-2002гг. (в %) [7;21]

 

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

ВВП:

к предыдущему году ……………

к 1990г. ……….

 

 

-

100,0

 

 

95,0

95,0

 

 

85,5

81,2

 

 

91,3

74,1

 

 

87,3

64,7

 

 

95,9

62,1

 

 

96,6

60,0

 

 

100,9

60,6

 

 

 

95,1

57,6

 

 

105,4

60,7

 

 

108,3

65,7

 

 

105,0

69,0

 

 

104,3

72,0

Инвестиции:

к предыдущему году…………….

к 1990г……........

 

 

-

100

 

 

85

85

 

 

60,3

51

 

 

88

45

 

 

75,7

34

 

 

89,9

31

 

 

82

25

 

 

95

24

 

 

88

21

 

 

105,3

22

 

 

117,4

26

 

 

108,7

28

 

 

102,6

29

 

Таблица 2.

Основные фонда по отраслям народного хозяйства Москвы за 1998-2001гг. [7;23]

 

Основные фонды на начало года, млн. руб.

Рост к предыдущему году, %

1998г.

1999г.

2000г.

2001г.

1999г.

2000г.

2001г.

Промышленность……

Транспорт……………

Строительство……….

Торговля……………..

Жилищно-коммунальное хозяйство ……………….

147026

99681

16627

17699

 

429615

149671

98251

17845

22954

 

467438

164690

120276

23524

26313

 

469074

175937

166752

23517

32974

 

455234

101,8

98,6

107,3

129,7

 

108,8

110,0

122,4

131,8

114,6

 

100,3

106,8

138,6

100,0

125,3

 

97,0

Информация о работе Инвестиционная политика в России