Инвестиционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Ивестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.
Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально-устаревшие средства производства, технологии не будет иметь положительного экономического эффекта.

Содержание

Введение.
1. Экономическая сущность инвестиционной деятельности.
1.1. Основные понятия и содержание инвестиционной деятельности.
1.2. Классификация инвестиций.
1.3. Роль инвестиций в функционировании экономики.
1.4. Экономика и инвестиции в России.
2. Косвенные формы инвестирования.
2.1. Понятие финансовых посредников.
2.2. Виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе.
2.2.1. Банки.
2.2.2. Небанковские финансово-кредитные институты.
2.2.3. Инвестиционные институты.
2.3. Кредитный и фондовый варианты инвестирования.
3. Инвестиционный климат в России.
3.1. Формирование инвестиционного климата.
3.2. Инвестиционные риски. Меры по снижению инвестиционных рисков.
3.3. Россия в мировом инвестиционном процессе.
4. Иностранные инвестиции в России.
4.1. Роль иностранных инвестиций.
4.2. Регулирование привлечения иностранных инвестиций.
5. Перспективы российской инвестиционной активности.
5.1. Факторы, препятствующие притоку инвестиций.
5.2. Пути и меры по привлечению инвестиций.
5.3. Перспективы инвестиционной активности России.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ инвестиционная политика в России.doc

— 406.00 Кб (Скачать)

Приток иностранных инвестиций вносит скромную лепту и в валовое накопление основного капитала. Для оценки этого показателя обычно соотносят прямые иностранные инвестиции с валовым накоплением основного капитала в стране. В России, по данным ЮНКТАД, эта оценка составляла от 4 до 7% в 2000-2002 гг., в то время как в США в годы последнего экономического подъема доходила до 19% (2000г.). [3;80]

Если объяснять невысокий приток иностранного капитала в экономику России в целом и в основной капитал в частности недостаточно хорошим инвестиционным климатом в России, такое объяснение не будет до конца убедительным, потому что ситуация с иностранным участием в валовом накоплении основного капитала в России лучше, чем в некоторых странах, где инвестиционный климат благоприятнее.

Более убедительным объяснением низкого притока инвестиций в Россию являются особенности национальной экономики, заключающиеся в настороженном отношении к иностранному капиталу всего общества и весьма специфических и трудных для восприятия иностранным капиталом отношениях между бизнесом и государством. Крупный нетто-ввоз капитала теоретически возможен в будущем для России, но для этого нужно обеспечить сочетание ранее достигнутых на базе собственных инвестиций стабильно высоких темпов экономического роста с очень большими льготами для иностранных инвесторов, которые лишь в этом случае преодолеют сложности местного инвестиционного климата. [3;80-81]

За 9 месяцев 2003г. из России частным сектором вывезено 19,6 млрд. долл. Это на 4,1 млрд. долл. превышает ввоз капитала по линии частного сектора, что типично для современной России.

Основная часть капитала вывозится из России в рамках бегства капитала. Данное понятие определяется различным образом, при этом, пожалуй, наименее дискуссионным может быть определение бегства капитала как незаконного его вывоза из страны. По данным Банка России, за 9 месяцев 2003г. на чистые ошибки и пропуски пришлось 32% вывоза, а на неполученную экспортную выручку, не поступившие в счет предоплаты импортные товары, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами – 58% всего вывоза капитала из России.

Бегство капитала стало основой накопленных за границей российский инвестиций. Хотя по данным Банка России о международной инвестиционной позиции Российской Федерации, российский частный сектор накопил за границей 66 млрд. долл. инвестиций [22], реальные объемы вывезенного капитала превышают 300 млрд. долл. [2;7] Конечно, реально оценить объемы вывезенного из России капитала ЦБР не в состоянии из-за того, что подавляющая часть капитала была вывезена без какого-либо разрешения и не была зарегистрирована в России (см. прил.1 табл.6).

Бегство капитала обусловлено дефектами российского инвестиционного климата. Слабо развиты и ненадежны институты перелива капитала между секторами и отраслями и в первую очередь банковская система и фондовый рынок, что объясняется не столько молодостью этих институтов, сколько последствиями ускоренной приватизации. Большинство российских предприятий неохотно прибегают к долгосрочным банковским кредитам и эмиссии ценных бумаг, так как этому мешают боязнь активно осуществляющегося с конца 1990-х годов передела ранее приватизированной собственности в стране, а также невысокая прозрачность предприятий, связанная с широким участием в теневых операциях. Это следствие варианта корпоративного управления, который сложился опять же благодаря ускоренной приватизации.

Бегству капитала способствовала и пассивность правоохранительных органов в борьбе с нарушениями в этой сфере. Принятая Федеральным Собранием и подписанная 10 декабря 2003г. Президентом РФ новая редакция закона «О валютном регулировании и валютном контроле» фиксирует отказ от разрешительного принципа вывоза капитала. Теперь Банк России имеет право вводить для резидентов – юридических лиц лишь два вида ограничений. Во-первых, это резервирование от 20 до 100% суммы реализуемой валютной операции на срок от двух месяцев до двух лет. Во-вторых, это введение режима специального счета, т.е. просто отслеживание Банком России операций по вывозу капитала, что трудно назвать ограничением.

Суть нового порядка валютного регулирования и валютного контроля его разработчики выразили в статье 3: «…Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов». Однако если бегство капитала нарастает и достигло рекордной величины (см. прил.1 табл.6), то либерализация вывоза капитала не остановит, а лишь подхлестнет данный процесс. Прежний порядок вывоза капитала практически не соблюдался, но это не повод для отказа от него. Если забор дыряв, его  надо ремонтировать, а не разрушать. [3;83]

 

4. Иностранные инвестиции в России.

4.1. Роль иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. В своем первом интервью в ранге заместителя министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович сказал, что «иностранный бизнес играет, как минимум, две важные роли. Первая – это внедрение более эффективной практики управления, новых технологий, более эффективной практики общения и т.д. Он просто демонстрирует более эффективные методы работы. Вторая роль – это дополнение к тем внутренним источникам инвестиций, которые есть в России». [15] Для России на данном этапе ее развития они имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.

Приток иностранный инвестиций в российскую экономику затруднен значительным риском. Известно, что тенденция к спаду их объемов стала проявляться уже со второго квартала 1998г., а пик его пришелся на третий квартал, т.е. на момент начала самого затяжного этапа кризиса, связанного с частичным дефолтом, реструктуризацией внешнего долга и переносов сроков погашения долгов.

В условиях кризиса появляется тенденция к снижению (20,2% в 2002г. [13;331] против 43,4 в 1997г. [9;39]) доли иностранных инвестиций в российскую экономику, они оказываются менее рентабельными, а также более рискованными по сравнению с кредитной формой вложений.

Не случайно в последнее время в структуре иностранных инвестиций преобладают «прочие» (к ним относятся кредиты и займы). В 2002г. их доля составила 15306 млн. долл., или 77,4% их общего объема. [13;331] Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественного производителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров за счет займа. Велика также доля «связанных» кредитов, оговаривающих порядок использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под гарантии государства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию на государственный долг.

Если такое положение сохранится, то неизбежно ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся условия предоставления новых кредитов, возрастут затраты на обслуживание внешнего долга.

Наконец, сказывается различная глубина кризисных явлений в различных отраслях экономики. Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала с большой степенью риска и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить максимальную прибыль, особенно если производится пользующаяся наибольшим спросом экспортная продукция (сырье, энергоносители) или в которых можно использовать гарантии или финансовую поддержку со стороны международных организаций, и своих правительств.

В 1998г. произошло резкое снижение иностранных инвестиций в финансовый сектор экономики – до 0,9 млрд. долл., или 7,6%, а в 2002г. до 0,7%. В условиях обострения финансовых проблем это связано с надеждами на укрепление позиций на внутреннем рынке. [9;40]

Привлечение иностранный инвестиций в топливную промышленность соответствует объективным потребностям страны в иностранной валюте, необходимой для обслуживания и погашения внешней задолженности. Значительная доля иностранный инвестиций в пищевой промышленности отражает тенденцию проникновения иностранного капитала в промышленность – подчинить своему влиянию производство импортозамещающей продукции, для которой характерна быстрая окупаемость капитала. Строятся расчеты и на возможность захвата рынка в условиях неконкурентоспособности отечественных предприятий. Если импорт капитала будет регулироваться государством, можно рассчитывать на положительное влияние иностранных инвестиций на российскую экономику посредством создания рабочих мест. Возможно преодоление тотального импорта продукции.

Заслуживает внимания анализ страновой и региональной структуры иностранный инвестиций, которая характеризуется концентрацией капитала среди стран-лидеров, что способствует усилению их положительного влияния на экономику России (см. прил.1 табл.8). Наиболее активен в России капитал Германии (17,1% объема инвестиций), немного уступают капиталы США (15,8%), затем следуют вложения из Кипра, Франции и Великобритании (34,8%). Удельный вес инвестиций других стран инвесторов значительно меньше. Так, совокупная доля Нидерландов, Италии, Швеции, Швейцарии и Японии составляет всего 17,4%. [9;40] Как видно, страновая структура инвестиций нерациональна, потому что невелики вложения ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в пятерку стран, действующих на рынке капитала в России. Очень малы объемы иностранных инвестиций «новых индустриальных государств» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в переходной экономике, меньше опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать свои капиталы в высокотехнологичные объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.

Дисбаланс иностранных инвестиций наблюдается и в территориальном разрезе. Регионы России значительно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Величина риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, уровень развития рыночной инфраструктуры, потребительский спрос населения и др.

Появлению стратегического иностранного инвестора на российском рынке будут способствовать в первую очередь совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, развитие правовой базы ин­вестиционного сотрудничества, появление устойчивых признаков преодоле­ния системного социально-экономического кризиса.

При этом даже в условиях снижения доверия иностранных инвесторов к российской экономической среде предоставление им односторонних налого­вых и таможенных льгот должно быть редким исключением из общего правила распространения на них национального режима инвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсос­берегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.

Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сот­рудничать с иностранными предприятиями в сфере реализации инвестицион­ных проектов на российской территории.

Особого внимания заслуживают соглашения о разделе продукции, эконо­мический смысл которых состоит в том, что инвестор, вложивший свой капи­тал в освоение месторождений и добычу минерального сырья, окупает затраты за счет части произведенной продукции, передаваемой в его собственность. Поскольку освоение российских месторождений минерального сырья является дорогостоящим, то в подавляющем большинстве случаев в осуществлении конкретных проектов могут принимать участие отечественные и иностранные инвесторы (как, например, американская компания «Амоко» и российская ЮКОС  при освоении Приобского нефтяного месторождения). Совместная работа над такими масштабными проектами будет способствовать взаимному обогащению инновационными технологиями производства и управления.

Однако еще большую инновационную значимость должно иметь размещение заказов на строительно-монтажные работы, производство технологического оборудования для добычи полезных ископаемых российскими предприми. Значение соглашений о разделе продукции, в особенности на первом этапе освоения месторождений, заключается не только (и не столько) в расчете на будущие доходы от продажи добываемых полезных ископаемых, сколько в запуске механизма инвестиционного мультипликатора, способствующего распространению спроса на инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий. [9;44]

В целях дополнительной защиты государственных инвесторов целесообразно применить механизм формирования размера налога на прибыль, уплачиваемого инвестором в ходе реализации соглашений о разделе продукции, противодействующий возможным попыткам уменьшения базы налогообложения. Этот механизм заключается в предварительном (на стадии заключения соглашения) определении минимальной суммы налога на прибыль укачиваемой инвестором независимо от результатов хозяйственной деятельности, что означает оставление за государством права выбора формы изъятия налога – по определенной соглашением минимальной абсолютной величине или по действующей ставке налогообложения.

Государственная инвестиционная политика по защите стратегических-иностранных инвестиций должна предусматривать: гарантии неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков; обеспечение информационной «прозрачности» реципиентов инвестирования; предоставление таможенных льгот при осуществлении крупных инвестиционных проектов (при объеме иностранных инвестиций не меньше 150 млн. руб.); усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы путем предоставления дополнительных, но в установленных законом привилегий и льгот, ужесточена контроля за регистрацией и статистикой предприятий с иностранными инвестициями; организацию продажи с помощью инвестиционных конкурсов консервированных объектов незавершенного строительства, масштабы которого достигли астрономических величин.Эти меры по формированию благоприятного инвестиционного климата должны способствовать преодолению инвестиционного кризиса.

Информация о работе Инвестиционная политика в России