Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:56, курс лекций
До начала 90-х годов ХХ века вместо понятия «инвестиции» использовался термин «капитальные вложения». Он трактовался как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: с экономической точки зрения и с финансовой. Как экономическая категория капитальные вложения представляли собой систему денежных отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до момента их возмещения.
1. Экономическая сущность инвестиций и их роль в развитии экономики.
2. Классификация инвестиций.
3. Инвестиционный процесс и его основные стадии.
· цены остаются стабильными;
· запасы готовой продукции несущественны.
Академик и единственный наш соотечественник — лауреат Нобелевской премии по экономике за 1975 г. Л.В. Канторович говорил: «Экономисты-математики начинают все свои работы с «Предположим, что…». Так вот, этого никак нельзя предположить». Может быть, и в нашем случае профессора наступили на те же грабли?
Ответ на этот вопрос радует: гипотезы рабочие, проверенные практикой управленческого учета. Если они нарушаются, внести изменения в модель не сложно.
Приемлемый диапазон объемов производства (область релевантности) определяется гипотезой о линейности затрат. Если гипотеза сомнений не вызывает, диапазон принимается в качестве ограничений модели CVP. Основные классические соотношения:
1. AVC ¤ const, т.е. средние переменные затраты относительно постоянны.
2. FC неизменны, т.е. пороговый эффект отсутствует.
Тогда общие затраты на выпуск продукта определяются соотношением: TС = FC + VC = FC + а x Q, где Q — объем выпуска.
Точки безубыточности
1 Классическая точка безубыточности по количеству единиц продукции предполагает окупаемость общих затрат (ТС = TR). Критической считается такая величина объема продаж, при которой компания имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции (т.е. где нет ни прибыли, ни убытка).
В однопродуктовом варианте из этого соотношения непосредственно выводится значение точки безубыточности (Qб):
TR = P x Q = TC = FC + VC =
= FC + AVC x Q
FC Постоянные затраты
Qб = ______ = ___________________ (1)
P – AVC Маржинальная
прибыль на единицу
продукции
Эта формула господствует в литературе и, собственно, поэтому заслужила название классической точки безубыточности (см. рис. 1).
Варианты:
а) поровну, если нет оснований предпочесть какой-то один продукт;
б) в пропорции плановой выручки, если план продаж сверстан. Естественно, делятся только общие фиксированные затраты;
в) при наличии плана можно вернуться к сбалансированным базам (например, маржинальной прибыли), но уже без части продукции, отнесенной на покрытие собственных затрат (MFCi).
Тема № 14. Финансовые инвестиции, оценка инвестиционных качеств и эффективности
План лекции:
1. Характеристика финансовых инвестиций
2. Порядок формирования портфеля ценных бумаг
3. Особенности денежных потоков финансовых инвестиций
Цель лекции: раскрыть особенности финансовых инвестиций, их инвестиционных качеств и эффективности
1. Характеристика финансовых инвестиций.
Финансовые инвестиции — это вложения средств в финансовые инструменты, среди которых преобладают ценные бумаги, с целью получения дохода (прибыли) в будущем.
Под финансовыми инструментами понимают контракты, которые одновременно приводят к возникновению (увеличению) финансового актива у одного предприятия и финансового обязательства или инструмента собственного капитала у другого.
Финансовые инструменты делят на:
- финансовые активы, которые включают в себя: денежные средства, неограниченные для использования и их эквиваленты; дебиторскую задолженность, не предназначенную для перепродажи; финансовые инвестиции, которые содержатся до погашения; финансовые активы, предназначенные для перепродажи; другие финансовые активы;
- финансовые обязательства — включают финансовые обязательства, предназначенные для перепродажи и прочие финансовые обязательства;
- инструменты собственного капитала — это простые акции и прочие виды собственного капитала;
- производные финансовые инструменты — фьючерсные контракты, форвардные контракты и прочие производные ценные бумаги.
Основой финансовых инструментов являются ценные бумаги. Это документ, представляющий собой право собственности или займа по отношению к эмитенту, который может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли – продажи. Ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные ценные бумаги не подлежат передачи, или передаются путем полного индоссамента. Ценные бумаги на предъявителя оборачиваются свободно.
Ценная бумага – это документ, удостоверяющий имущественные права владельца. Выпуск ценных бумаг называется эмиссией. Ценные бумаги могут быть:
- Эмиссионные – требующие специальной эмиссии
- Неэмиссионные – осуществляемые без проспекта эмиссии
Эмиссию осуществляют юридические лица и институциональные структуры.
В настоящее время существует множество классификаций ценных бумаг. В целом они подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным ценным бумагам относятся акции и облигации.
Акциями называются ценные бумаги, закрепляющие права их владельцев на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении обществом и долю имущества после ликвидации общества.
Облигации – это ценные бумаги, удостоверяющие право их держателей на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости и фиксированного процента. Облигации служат формой займа денежных средств. Продавцы облигаций выступают должниками, покупатели – кредиторами.
К вспомогательным ценным бумагам относятся опционы, чеки, сертификаты, фьючерсы и др.
Традиционным является деление ценных бумаг по признаку принадлежности прав, удостоверяемых ими. Права могут принадлежать:
- Предъявителю ценной бумаги
- Названному в ценной бумаге лицу
- Названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществлять эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое уполномоченное лицо.
В соответствие с этим различают:
- Ценная бумага на предъявителя – не требует для выполнения прав идентификации владельца, не регистрируется на имя держателя. Права, удостоверенные ценной бумагой на предъявителя, передаются другому лицу путем простого вручения.
- Именная ценная бумага – выписывается на имя определенного лица. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ценной бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение.
- Ордерная ценная бумага выписывается на имя первого приобретателя или «его приказу». Это означает, что указанные в них права могут передаваться в зависимости от произведенной на бумаге передаточной надписи – индоссамента. Индоссат ответственен не только за существование права, но и за его осуществление.
Ценные бумаги можно подразделить по назначению или цели выпуска:
Ценные бумаги денежного краткосрочного рынка. На денежном рынке покупаются и продаются краткосрочные ценные бумаги со сроком обращения от одного дня до одного года. К ним относятся коммерческие, банковские и казначейские векселя, чеки, депозитарные сберегательные сертификаты и др. Они основаны на отношениях займа. Цель их выпуска – обеспечить бесперебойность платежного и денежного оборота.
Ценные бумаги рынка капиталов (инвестиций). Рынок инвестиций отражает движение капиталов и представлен среднесрочными (до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет) ценными бумагами, а так же бессрочными фондовыми ценностями. Инвестиционные бумаги не имеют конечного срока погашения. К ним относятся акции, бессрочные облигации. Их можно разделить на :
- долговые ценные бумаги, основанные на отношениях займа и воплощающие обязательства эмитента выплатить проценты и погасить основную сумму долга в согласованные сроки (облигации)
- ценные бумаги, выражающие отношения собственности и являющиеся свидетельством о доле собственника в капитале корпорации (акции).
Некоторые ценные бумаги, несмотря на то, что срок обращения их менее одного года, функционируют не на денежном рынке, а на рынке капиталов (например, опционы).
В зависимости от сделок, для которых выпускаются ценные бумаги последние подразделяются на:
- фондовые (акции и облигации – отличаются массовостью эмиссии и обращаются на фондовых биржах)
- торговые (коммерческие векселя, чеки, коносаменты, залоговые свидетельства и другие). Они являются коммерческими и предназначены для расчетов по торговым операциям и для обслуживания процесса перемещения товаров. С учетом правового статуса эмитента, степени инвестиционных и кредитных рисков, гарантий интересов инвесторов и других факторов фондовые ценные бумаги подразделяются на три группы:
- государственные – казначейские чеки, векселя, казначейские обязательства, облигации государственных займов
- муниципальные – обязательства местных органов власти
- негосударственные – корпоративные финансовые инструменты – долговые обязательства предприятий, организаций, банков, акции.
2. Порядок формирования портфеля ценных бумаг.
Портфель ценных бумаг — это совокупность собранных воедино разных финансовых ценностей, которые служат инструментом для достижения конкретной цели инвестора. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или разные инвестиционные ценности (акции, облигации, депозитные сертификаты и т.п.).
Сравнительно с портфелем реальных инвестиционных проектов портфель ценных бумаг имеет ряд положительных моментов, а именно: возможность формирования портфеля из большого количества финансовых инструментов; более высокая ликвидность. Вместе с тем недостатками являются: высокий уровень риска, так как существует не только риск на доход, но и риск на весь инвестированный капитал; отсутствие возможности влиять на уровень доходности; низкая инфляционная защищенность; ограниченные возможности выбора отдельных финансовых инструментов.
Процесс формирования портфеля ценных бумаг осуществляется после того, как конкретизированы цели формирования инвестиционной стратегии, определены приоритеты формирования инвестиционного портфеля и определены пропорции инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных видов портфелей.
Основными этапами формирования портфеля ценных бумаг являются:
1) выбор оптимального типа портфеля;
2) оценка приемлемого соотношения риска и доходности;
3) определение начального состава портфеля;
4) выбор схемы управление портфелем.
При формировании портфеля ценных бумаг важное значение имеет: тип портфеля, диверсификация фондовых инструментов, необходимость обеспечения высокой ликвидности портфеля, необходимость обеспечения участия в управлении акционерными предприятиями, уровень налогообложения дохода по отдельным финансовыми инструментами.
Сформированный с учетом этих факторов портфель ценных бумаг может быть оценен в совокупности по критериям доходности, риска и ликвидности с тем, чтобы иметь уверенность в том, что он по своим параметрам отвечает такому типу портфеля, который определен целями его формирования.
При формировании портфеля ценных бумаг инвесторы должны четко сформулировать свою стратегию управления.
Стратегическое управление при формировании портфеля ценных бумаг предусматривает выполнение таких функций:
— оценку инвестиционной привлекательности активов;
— разработку рейтингов, прогнозирование состояния рынка в целом, а также его сегментов в отраслевом и региональном разрезах;
— анализ рынка альтернативных вложений;
— анализ рыночной среды, сильных и слабых сторон основных конкурентов, их доли на рынке;
— поиск новых возможностей, анализ потребностей потенциальных клиентов;
— динамическое наблюдение за конъюнктурой рынка.
Можно выделить основные типы инвестиционных стратегий.
1. Стратегия эффективного собственника базируется на том, что инвестор получает не только доступ к определенным видам продукции и обеспечения контроля над финансовыми потоками. Его миссия состоит также и в повышении научно-технического и производственно-сбытового потенциала, финансовом оздоровлении предприятия. Основной доход инвестора является долгосрочным и образуется в результате хозяйственной деятельности предприятия.
2. Стратегия спекулятивного слияния или поглощения отличается тем, что инвестор становится собственником контрольного пакета акций, имея целью доступ к дефицитным видам продукции (услуг), финансовых ресурсов, получение в распоряжение выгодных объектов недвижимости, а также других имущественных и неимущественных прав. Указанная стратегия использовалась и используется, как правило, на первых этапах приватизации, если на предприятии начинается борьба за перераспределение собственности.
Выбор стратегии в значительной мере определяется типом управления. Выделяют два типа управления — активное и пассивное.