Инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:56, курс лекций

Описание работы

До начала 90-х годов ХХ века вместо понятия «инвестиции» использовался термин «капитальные вложения». Он трактовался как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: с экономической точки зрения и с финансовой. Как экономическая категория капитальные вложения представляли собой систему денежных отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до момента их возмещения.

Содержание

1. Экономическая сущность инвестиций и их роль в развитии экономики.
2. Классификация инвестиций.
3. Инвестиционный процесс и его основные стадии.

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.doc

— 885.00 Кб (Скачать)

Пpoблeмы фaзы экcплyaтaции нyждaютcя в paccмoтpeнии кaк c кpaткocpoчныx, тaк и c дoлгocpoчныx пoзиций. Кpaткocpoчныe кacaютcя нaчaлa пpoизвoдcтвa, кoгдa мoгyт вoзникaть пpoблeмы, cвязaнныe c пpимeнeниeм тexнoлoгии, paбoтoй oбopyдoвaния или нeдocтaтoчнoй пpoизвoдитeльнocтью тpyдa из-зa нexвaтки квaлифициpoвaннoгo пepcoнaлa. Бoльшинcтвo из этиx пpoблeм бepyт нaчaлo в фaзe ocyщecтвлeния пpoeктa. Дoлгocpoчный пoдxoд кacaeтcя выбpaннoй cтpaтeгии и coвoкyпныx издepжeк нa пpoизвoдcтвo и мapкeтинг, a тaкжe пocтyплeний oт пpoдaж. Эти фaктopы нeпocpeдcтвeннo cвязaны c пpoгнoзoм, cдeлaнным в пpeдынвecтициoнoй фaзe. Еcли cтpaтeгии и пepcпeктивныe oцeнки oкaжyтcя oшибoчными, внeceниe любыx кoppeктив бyдeт нe тoлькo тpyдным, нo и иcключитeльнo дopoгocтoящим.

4. Этапы разработки инвестиционного проекта.             

Разработка инвестиционного проекта включает в себя ряд этапов, каждый из которых в той или иной степени обязателен для выработки обоснованного решения.

Этап сбора информации и прогнозирования объемов реализации. На этом этапе разработчик инвестиционного проекта должен собрать как можно больше сведений о том, какой спрос предъявляют потребители на планируемый к выпуску продукт. При этом должны быть выявлены и проанализированы спрос и цены на аналогичные товары (работы, услуги), на товары-заменители, а также наличие фирм-конкурентов и их политика. Важно рассмотреть краткосрочную и долгосрочную перспективу рынка данного товара. Анализ возможной емкости рынка сбыта продукции, т.е. прогнозирование объема реализации является очень существенным, поскольку его недооценка может привестик потере определенной доли рынка сбыта, а его переоценка — к неэффективному использованию введенных по проекту производственных мощностей, или к неэффективности сделанных капиталовложений.

Преимуществом на этом этапе пользуются крупные фирмы и корпорации, планирующие значительные инвестиции. Они могут позволить себе проведение дорогостоящих маркетинговых исследований, результатом которых является объективный и достаточно надежный ответ на вопрос о возможных объемах реализации. Небольшие фирмы вынуждены полагаться исключительно на опыт и интуицию своих менеджеров.

Этап прогнозирования объемов производства и прибыли. На этом этапе разработчик проекта исходя из возможного объема реализации определяет размер и технологический уровень предприятия. При этом следует иметь в виду масштаб доступных источников финансирования. Затем анализируются цены и условия оплаты оборудования; сравниваются альтернативные варианты (выкуп оборудования или лизинг); анализируется рынок аренды (покупки) требуемых помещений; количество, квалификация и оплата привлекаемого персонала и т.д.

Если все предыдущие работы может проделать, например, маркетинговая служба предприятия, то на данном этапе к разработке проекта должен подключиться бухгалтер-аналитик. Получив информацию о всех возможных издержках, он(а), проведя их классификацию, калькулирует плановую себестоимость продукции. Информация о прогнозируемых ценах реализации и объемах производства позволяет рассчитать плановую прибыль. Необходимым инструментом на данном этапе является анализ безубыточности.

Итак, результатом работ на данном этапе является прогноз объемов продаж, их себестоимости и прибыли. Если размер планируемой прибыли меньше некоторого порогового значения, установленного фирмой, то проект может быть отвергнут уже на этой стадии разработки. Если же размер прибыли будет признан приемлемым, то целесообразно проведение дальнейшего анализа.

Этап оценки видов и уровней рисков. На этом этапе подвергаются критическому анализу все ранее полученные сведенияв части достижимых объемов реализации и производства, отпускных цен на продукцию, уровня издержек и т.д. и сделанные на их основе выводы. Рассматриваются различные варианты ухудшения конъюнктуры. Это достигается посредством анализа чувствительности в рамках анализа безубыточности.

Для получения полной и объективной картины также анализируются различные возможные варианты изменения конъюнктуры в сторону улучшения. Существуют методики (их содержание раскрывается ниже), позволяющие судить на основе анализа чувствительности о том, насколько рискованным является инвестирование средств в данный проект.

В результате разработчик получает ответ на вопрос, является ли уровень риска, сопряженный с данным проектом, приемлемым. Если нет — проект отвергается, если да — подвергается дальнейшему анализу.

Этап определения требуемого объема и графика инвестиций. Рассмотрев и проанализировав с точки зрения минимизации все издержки, сопутствующие проекту, разработчик получает информацию о размере вложений во внеоборотные активы. Анализ схемы финансовых потоков (построение сметы расходования и поступления денежных средств) позволяет определить размер необходимого оборотного капитала. Располагая детально разработанной информацией о затратах, можно определить объем и график требуемых инвестиций.

Этап оценки доступности требуемых источников финансирования. Рассчитав объем и график инвестиций, разработчик решает, какие источники финансирования (из числа доступных) будут задействованы. В случае, если собственных средств организации оказывается недостаточно и инвестиции предполагается осуществить за счет привлеченных кредитов, необходим анализ рынка ссудных капиталов.

Этап оценки приемлемого значения стоимости капитала. Основной целью данного этапа является сравнение разрабатываемого инвестиционного проекта с другими, альтернативными возможностями размещения капитала. Это достигается посредством методики, называемой «анализом инвестиций», или «анализом капиталовложений».

Результатом исследований, проведенных на этом этапе, является окончательный обоснованный ответ на вопрос о том,выгоден ли разрабатываемый проект и должен ли он быть воплощен в жизнь.

Описанная последовательность действий при разработке инвестиционного проекта, безусловно, не является обязательной. Исследования на всех этапах могут выполняться не последовательно, а параллельно. Это даже предпочтительнее, так как без оценки доступности источников финансирования, например, невозможно обосновать предполагаемый размер инвестиций и т.д.

Принятие решений инвестиционного характера осложняется рядом факторов: вид инвестиции; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения, и т.д. Кроме того, в нашей стране сложность принятия инвестиционных решений усугубляется неопределенностью ситуации и наличием инфляции.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов и критериев. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применяемым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен ряд формализованных методов принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-либо универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.

 

Тема №10. Бизнес-планирование инвестиционного проекта

Плана лекции:

1. Технико-экономическое обоснование проекта.

2.Методика составления бизнес-плана инвестиционного проекта.

3.Управление проектами.

 

1.                   Технико-экономическое обоснование проекта.

 

Технико-экономическое обоснование проекта составляется в тех случаях, когда требуется доказать необходимость выбора именно предлагаемого варианта оборудования, технологии, процесса, размещения оборудования и т.п.

Структура технико-экономического обоснования (ТЭО)

1.    Структурный план (резюме всех основных положений каждой главы);

2.    Общие условия осуществления проекта и его исходные данные (авторы проекта, исходные данные по проекту, уже проведенные исследования стоимости и капиталовложений и т.д.);

3.    Рынок сбыта, мощности производства и производственная программа (спрос и рынок, прогноз продаж, производственная программа, определение мощности (максимальной загрузки) предприятия и многое и т.д.);

4.    Материальные факторы производства (сырье и ресурсы, необходимые для производственного процесса) - (приблизительные потребности в факторах производства (наличие ресурсов и сырья), положение с их поставками в настоящем и будущем, приблизительный расчет годовых издержек на местные и иностранные материальные факторы производства и т.д.);

5.    Места нахождения и территория (предварительный выбор места нахождения, включая, при необходимости, расчет стоимости аренды земельного участка или помещения и т.д.);

6.    Проектно-конструкторская документация (предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия и т.д.);

7.    Организация предприятия и накладные расходы (приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т.д.);

8.    Трудовые ресурсы (предполагаемые потребности в ресурсах с разбивкой по категориям рабочих: ИТР, служащие, основные специалисты (местные / иностранные);предполагаемые ежегодные расходы на трудовые ресурсы в соответствии с вышеуказанной классификацией, включая накладные расходы на оклады и заработную плату и т.д.);

9.    Планирование сроков осуществления проекта (предполагаемый примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта, размеры траншей и т.д.);

10. Финансовая и экономическая оценка (общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т.д.).

Из данной схемы следует, что первичную роль в обосновании целесообразности инвестиций играет технико-экономическое обоснование (Точка № 1). Оно создается внутренними усилиями топ-менеджеров компании, цель которых — определить, является ли общее направление данного проекта коммерчески эффективным и перспективным.

Вслед за этим этапом требуется составление детального финансового документа, который бы мог сформулировать, как предполагаемое новое предприятие или товар (услуга) будет существовать в рамках данного рынка при текущем и будущем воздействии на данный сегмент разных конкурентных факторов, а также различного рода рисков. Таким документом является бизнес-план (Точка № 2).

Во время второго этапа (составления бизнес-плана) происходит некоторое увеличение издержек, обусловленное затратами на проведение маркетинговых исследований, задачей которых является проверка информации и различного рода гипотез, изложенных ранее в материалах ТЭО к данному проекту.

Далее, в случае положительных результатов проверки гипотез ТЭО, проект получает финансирование. Этот момент показан на точке № 3.

Следующий этап в жизни нового предприятия крайне важен и ответственен для его управленцев. В этот период происходит первичное становление его маркетинговой модели поведения, появляется реальная статистическая информация, характеризующая его настоящие и потенциальные темпы развития.

Оценивая текущие и возможные сценарии поведения предприятия в соотношении с потребностями в инвестициях, топ-менеджеры компании разрабатывают финансовый документ, главная цель которого привлечь в уже существующий проект нового стратегического инвестора, который бы смог вывести компанию на качественно новый уровень развития. Этот документ носит название Инвестиционного меморандума (Точка № 4).

Во время данного этапа развития менеджеры предприятия должны постоянно проводить мониторинг рынка. Обычно это делается в целях отслеживания поведения конкурентов, а также выявления новых перспективных рыночных ниш для освоения.

Главная цель мониторинга — вовремя зафиксировать тот момент, когда предприятию для повышения эффективности бизнеса понадобится дополнительные стратегические инвестиционные вливания. Задача управленцев заключается не только и не столько в том, чтобы вовремя отследить и констатировать факт того, что компании требуется стратегический партнер, а в том, чтобы правильно просчитать размер недостающих проекту инвестиционных ресурсов.

Момент, когда топ-менеджеры компании видят многосценарный вариант развития их бизнеса, (от пессимистического в случае недоинвестирования до оптимистического в обратной ситуации) служит началом для составления Инвестиционного меморандума. Разница между сценариями показана в заштрихованных зонах графика. Заштрихованные зоны объясняют, насколько недофинансирование проекта в момент Х снижает будущую рентабельность бизнеса компании.

Технико-экономическое обоснование проекта (сокращенно ТЭО) отличается от бизнес-плана следующим:

                   обычно технико-экономическое обоснование или ТЭО пишется для проектов внедрения новых технологий, процессов и оборудования на уже существующем, работающем предприятии, поэтому анализ рынка, маркетинговая стратегия, описание компании и продукта, а также анализ рисков в нем часто просто отсутствуют;

                   в технико-экономическом обосновании приводится информация о причинах выбора предлагаемых технологий и процессов и решений, принятых в проекте, результаты от их внедрения и экономические расчеты эффективности.

Следовательно, можно говорить о гораздо узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

Методика составления ТЭО разработана Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Информация о работе Инвестиции