Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа
В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.
1.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.................................................................................................................2
2.ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА И БАНКОВСКИХ СИСТЕМ…................................................................................12
3.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................................................................................................18
4.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА………………………............................................................................22
5.ДИНАМИКА И СТУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ…………………………………….......................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43
Интернализацию можно трактовать как процесс переноса процессов из внешней среды во внутреннюю среду фирмы. Контроль над трансакцией получается в результате инвестиций в активы, с которыми связаны трансакции.
С
точки зрения маркетинга важно также
понимать, что собой представляют специфические
активы (transaction-
Общее правило таково: чем более специфичен актив, тем выше вероятность интернализации.
Согласно Уильямсону, можно выделить шесть основных источников «специфичности» активов, а именно: 1) специфику места расположения (site); 2) физическую специфику (physical); 3) человеческую специфику (human); 4) брэнд (brand); 5) назначение активов (dedicatedassets) и 6) временную специфику (temporal).
Следующим важным элементом теории интернализации является частота трансакций (transactionfrequency). Частота трансакций наряду с уровнем специфичности активов определяет предпочтительную модель маркетинга.
Основные
стратегии интернационализации, которые
рекомендует теория трансакционных издержек,
условно сгруппированы в таблице 2.
Таблица 2
Выбор международного режима управления операциями
|
Как видно из таблицы 2, теория трансакционных издержек объясняет процессы интернационализации на основе выбора между двумя условными альтернативами — аутсорсингом (outsourcing) и интеграцией (integration). Другими словами, теория стремится объяснить и в ряде случаев предсказать, «где, когда и в какой форме» будет использована та или иная стратегия проникновения на внешний рынок (entrymode). Выбор происходит между отказом от проникновения, экспортом (прямым и косвенным), контрактными отношениями (лицензирование и франчайзинг), совместной деятельностью и собственно прямым иностранным инвестированием.
Теория предсказывает, что при прочих равных при «хорошо» функционирующем международном рынке рыночное посредничество предпочтительнее самостоятельного управления международными операциями.
Критики теории трансакционных издержек долгое время указывали на излишнюю сложность терминологии в построениях Уильямсона, а также на «черно-белое» отношение к действительности, которое не улавливает явлений, не попадающих под схему «рынок-иерархия». Отметим, что второе замечание учли, в результате чего в анализ было введено понятие гибридных режимов управления (координации). Тем не менее при всей элегантности теории выбор трансакции в качестве ключевого элемента анализа осложняет практическую применимость модели.
Эклектическая теория Даннинга (Dunning’seclectictheory)
Своего рода развитием современной теории интернационализации является так называемая эклектическая теория Дж. Даннинга (Dunning, 1977). Эклектическая теория как бы складывается из: 1) ресурсной теории; 2) из теории размещения; 3) из теории интернализации.
Эклектика в данном случае заключается в одновременном использовании различных идей без их серьезного методологического соединения. Эклектическая теория рассматривает все вопросы преимущественно с позиции транснациональных корпораций (ТНК).
Условное
соотношение различных
Таблица 3
Взаимосвязь компонентов в эклектической теории
|
В
итоге получается «владение-размещение-
Поэтому часто встречается другое название эклектической теории — «OLI-парадигма». В упрощенном виде OLI-парадигма предсказывает, что более глубокому вовлечению в международные операции способствуют следующие факторы или предпосылки:
Предсказание OLI-
По
мнению Даннинга, с точки зрения транснациональных
корпораций внутрифирменные мет
Данный взгляд достаточно близок новой институциональной теории, не допускающей существования на практике совершенного рынка (friction-freemarket), хотя идеологически, вероятно, TCE выступает за рыночные механизмы.
Эклектическая
теория исходит из того, что в
той или иной комбинации всегда будут
существовать естественные
и структурные факторы несовершенства
рынка. Применительно к международным
рынкам примерами естественных факторо
Первое
несовершенство имеет довольно сложные
корни: рынок способствует недопроизво
Второе несовершенство заключается в том, что любой контракт, особенно международный, сопровождается трансакционными издержками на его поиск, коммуникацию, согласование, спецификацию и поддержку.
Третья и четвертая группы факторов также связаны с концепцией ограниченной рациональности и, следовательно, с ожиданием оппортунизма со стороны контрагентов.
К структурным факторам несовершенства рынка можно отнести факторы, связанные с деятельностью наиболее влиятельных организаций и международных институтов, в первую очередь крупнейших корпораций и торговых блоков. Проявлениями такого рода влияния являются власть переговорщика (bargainingpower), ценовая дискриминация (pricediscrimination), трансфертное ценообразование (transferpricing) и прочие «повседневные» проявления конкуренции.
Многие
исследователи в качестве структурных
факторов несовершенства рынков рассматривают
особенности государственного регулирования
рынков, а также гибридного регулирования,
являющегося результатом лоббирования,
коррупции и тому подобных явлений.
5.Динамика и структура иностранных инвестиций в РБ.
По
данным Международной финансовой корпорации
в 1993 году, в Беларуси начали появляться
условия для активного развития
частного бизнеса. Худо-бедно в стране
начала развиваться рыночная экономика.
В условиях постоянного бюджетного
дефицита республика явно нуждалась
в привлечении иностранных
Главным приоритетом проводимой экономической
политики в Республике Беларусь являются
инвестиции. Инвестиции - совокупность
долговременных затрат финансовых, трудовых,
материальных ресурсов с целью увеличения
накоплений и получения прибыли. Инвестиции,
обеспечивая динамичное развитие предприятий,
позволяют решать следующие задачи:
• Расширение собственной предпринимательской
деятельности за счет накопления финансовых
и материальных ресурсов;
• Приобретение новых предприятий;
• Диверсификация за счет освоения новых
областей бизнеса.
Все инвестиции можно разделить на две
основные группы:
Портфельные инвестиции - вложения капитала
в группу проектов, например, приобретение
ценных бумаг различных предприятий.
Реальные инвестиции - финансовые вложения
в конкретный, как правило, долгосрочный
проект и обычно связанный с приобретением
реальных активов.
При создании нового предприятия всегда
возникает необходимость в инвестициях.
Действующая компания может инвестировать
в новое оборудование для расширения производства,
потому что дополнительная прибыль от
дополнительных продаж делает такие инвестиции
привлекательными.
Также можно инвестировать в обновление
изношенного и устаревшего оборудования,
чтобы улучшить эффективность по затратам.
Здесь обоснованием инвестиций является
уменьшение производственных расходов.
Инвестиции могут также затрагивать значительные
расходы по продвижению товаров на рынок
с целью увеличить количество продаж,
и, таким образом, коммерческую прибыль
от большего объема деятельности.
Иностранные инвестиции - это вложенные
иностранными юридическими и физическими
лицами финансовые и материальные средства
в различные объекты деятельности, а также
переданные права на имущественную и интеллектуальную
собственность хозяйствующим субъектам
Республики Беларусь с целью получения
прибыли (дохода) или достижения социального
эффекта. Объектами иностранных инвестиций
в РБ могут быть любые предприятия и организации,
занимающиеся деятельностью, не запрещенной
на территории республики; здания и сооружения,
имущество белорусских юридических и
физических лиц; акции, банковские вклады,
страховые полисы и другие ценные бумаги
и средства; научно-техническая продукция;
права на интеллектуальные ценности; иное
имущество и приобретенные имущественные
права, включая права на пользование землей
и другими природными ресурсами республики
для осуществления своей деятельности.
Что касается субъектов иностранных инвестиций,
Иностранными инвесторами на территории
Республики Беларусь могут быть иностранные
государства, объединения, международные
организации, иностранные юридические
и физические лица, а также граждане Республики
Беларусь, имеющие постоянное место жительства
за границей. Иностранные инвестиции на
территории Республики Беларусь могут
осуществляться в формах:
• долевого участия в предприятиях, создаваемых
совместно с белорусскими юридическими
и физическими лицами;
• создания предприятий, полностью принадлежащих
иностранным инвесторам;
• приобретения предприятий, зданий, сооружений,
акций и других ценных бумаг;
• приобретения прав пользования землей,
другими природными ресурсами, а также
иных имущественных прав;
• в любых других формах хозяйственной
и иной деятельности, не противоречащих
законодательству, действующему на территории
Республики Беларусь.
В
РБ регулирование потоков иностранных
инвестиций осуществляют Министерство
экономики, Министерство иностранных
дел, Министерство финансов, Национальный
банк, местные органы власти. Что же касается
политики привлечения иностранных инвестиций
в РБ, она реализуется через соответствующие
нормативно-правовые акты, а также через
Национальные программы привлечения инвестиций
в РБ. До 2010 года действовала Национальная
программа привлечения инвестиций в экономику
РБ .Программа определяла условия формирования
благоприятного инвестиционного климата,
главные направления и механизмы привлечения
отечественных и иностранных инвестиций.
Главная цель Программы состояла в том,
чтобы обеспечить оживление производства
и экономический рост с помощью использования
такого инструмента инвестиционной политики,
как привлечение в реальный сектор эффективных
иностранных инвестиций.
Два направления , осуществляющие
политику привлечения иностранных инвестиций:
-Первое направление политики-политика
регулирования иностранных инвестиций.
Она предполагает использование различных
ограничительных мероприятий в РБ, таких,
как дифференцированный подход к предприятиям
с иностранным капиталом в зависимости
от его доли в уставном фонде; контроль
над экспортом из принимающей капитал
страны продукции, произведенной на предприятиях
с иностранными инвестициями и т.д.
- Второе направление политики привлечения
иностранных инвестиций- политика стимулирования
притока иностранных инвестиций, осуществляемая
с целью воздействия на направление, величину
и характер инвестиционных потоков. Основным
способом стимулирования притока иностранных
инвестиций является предоставления разного
рода льгот. Например, среди финансовых
льгот законодательством РБ предусмотрено
использование централизованных инвестиционных
ресурсов, которые выделяются на основе
платности, срочности и возвратности.
Существует льгота по налогу на прибыль
коммерческой организации с иностранными
инвестициями, льгота по обязательной
продаже валюты.
то же касается поступления иностранных
инвестиций, то основное поступление в
экономику республики в 2001-2004 гг. обеспечивали
Кипр, Великобритания, США, Австрия, Германия
и Швейцария. Крупнейшими странами-инвесторами
по количеству созданных СП и ИП являются:
Россия(730), США(523), Германия(375), Польша(350),
Литва(255). Вклад иностранных инвесторов
в уставный фонд СП и ИП составил более
723,4 млн дол. США. По величине вклада иностранных
инвесторов в уставной фонд организаций
с иностранными инвестициями (на 1 января
2005г) к числу стран лидеров относятся:
США (123,8 млн дол.), Россия (106,2 млн дол.),
Нидерланды (101,6 млн дол.), Германия (77,2
млн дол.), Великобритания (62,0 млн дол.).
В последние годы на белорусский рынок
пришли такие инвесторы, австрийский «Раффайзенбанк»
(банковские услуги), немецкий «Фенокс
Аутомотив ГмбХ» (машиностроение), американская
«Дарна-2000», венгерский «Зип Бир» ( производство
пива) и т.д.
Иностранный капитал также принимает
участие в формировании банковского сектора
Беларуси: из 30 функционирующих банков
25 созданы с участием иностранного капитала.
На 01.01.2005 г. доля иностранных инвестиций
в общем объеме уставных фондов банков,
зарегистрированных в Беларуси составляла
около 8 %, в том числе российских инвесторов
-1,7%. На территории Беларуси работают 11
представительств иностранных банков
и кредитно-финансовых организации, среди
которых немецкий «Коммерцбанк», российские
«Инкомбанк» и «Местбанк» и др. На страховом
рынке Беларуси представлено13компании
с участием иностранного капитала.[1]
В отраслевом разрезе по количеству созданных
предприятии с иностранными инвестициями
к 2004 г. наибольшую долю занимает промышленность
(42,9 %), торговля и общественное питание
(31,9 %), транспорт (9,2 %). Кроме того, инвестируются
средства в развитие связи (0,7 %), строительства
(3,6%), операции с недвижимым имуществом
(2,1 %), здравоохранение, физкультуру и социальное
обеспечение (16 %). В сельское хозяйство
по-прежнему направляется менее 1 % совокупных
инвестиций (0,7 %).
В рамках промышленной сферы иностранные
капиталовложения в пищевые предприятия
в 2004 г. составили 42 % всех иностранных
инвестиций в промышленность а в машиностроение
и металлообработку - 13,9 %, деревообрабатывающую
-- 10,1 %, химическую - 9,5 % , легкую - 7,9 % и медицинскую
— 5,1 % отрасли.
По итогам 2003 года в Беларусь поступило
1306,5 млн долларов иностранных инвестиций.
Этот показатель охватывает все потоки
прямого, портфельного и прочего международного
капитала, поступающего в республику.
На прямые инвестиции приходится 52% привлеченных
в РБ внешних средств. Из 674,5 млн долларов
прямых инвестиций, поступивших в 2003 г.
(в 2,3 раза выше объемов 2002 г.), $532,6 млн, или
около 80%, принадлежат кредитам, полученным
от зарубежных совладельцев совместных
и иностранных организаций, работающих
в республике. Оставшуюся часть (20%) формируют
вклады в уставные фонды коммерческих
организаций с иностранными инвестициями
($69,6 млн), полученное по лизингу оборудование
($3,8 млн), прочие прямые инвестиции ($68,5
млн). К последним относится, например,
оборудование, переданное прямым инвестором
предприятию (помимо взносов в уставный
фонд).
Прямых инвесторов в республике привлекает,
прежде всего, торговля и общественное
питание. В эту сферу направлено $246,6 млн,
или 36,6% всего прямого капитала, в основном
в виде кредитов зарубежных совладельцев.
Наибольшие объемы инвестиций в течение
рассматриваемого периода поступили также
в отрасль связи — $116 млн (17,2%) и промышленную
сферу — $93,6 млн (14%).
Основные страны-инвесторы прямого капитала
— Швейцария (53%), Россия (21,4%), Великобритания
(8,8%), Германия (2,8%), Швеция и США (2,4%). Прямые
инвестиции из этих стран поступают в
основном в виде кредитных ресурсов.[4]
Прочих инвестиций в течение рассматриваемого
периода привлечено на сумму 631,3 млн долларов,
что составляет 48% всего объема инвестиций
и превышает объемы 2002 г. на 49%. В их структуре
наибольший удельный вес приходится на
ссуды, займы, финансовый лизинг — 279,5
млн долларов (44,3%), а также иностранные
кредиты — 249,2 млн долларов (39,5%). Торговые
кредиты в общей структуре прочего капитала
занимают 16,3% (102,6 млн долларов).
Прочие инвестиции в отчетном периоде
предоставлялись в основном инвесторами
из Австрии (17,5%), России (16,6%), Великобритании
(11,3%), Германии (10%), Нидерландов (6,5%) и США
(5%). Основные сферы прочих инвестиций
— промышленность (37,2 %), торговля и общественное
питание (23,2%), транспорт (9,7%) и связь (8,8%).
Незначительны объемы портфельных инвестиций.
В 2003 г. они составили лишь 637 тыс. долларов
и увеличились по сравнению с 2002 г. на 3%.Что
же касается 2005 г., то темп роста инвестиций
в основной капитал в 2005 г. составил 123,2%
против 121% в 2004 г. Инвестиции в основной
капитал производственного назначения
существенно опережают инвестиции непроизводственного
назначения. Обновление технологий и модернизация
экономики и на их основе сокращение материало-
и энергоемкости производства, повышение
конкурентоспособности предприятий являются
главными приоритетами экономической
политики на современном этапе развития
страны. При этом увеличение объемов иностранных
инвестиций рассматривается как важнейший
элемент трансфера знаний и технологий
из-за рубежа, скорейшего технологического
перевооружения и модернизации производственного
потенциала страны. Предусматривается
сохранение в прогнозном периоде опережающего
роста инвестиций в основной капитал (на
13–14% в 2006 г. и на 65 – 75% в 2006 – 2010 гг.).
Факторы усиления привлекательности
инвестиционного климата РБ: