Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.

Содержание

1.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.................................................................................................................2
2.ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА И БАНКОВСКИХ СИСТЕМ…................................................................................12
3.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................................................................................................18
4.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА………………………............................................................................22
5.ДИНАМИКА И СТУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ…………………………………….......................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика и международный бизнес.docx

— 88.23 Кб (Скачать)

     За  годы либеральных реформ в мировой  экономике накоплен значительный опыт партнерской государственно-частной деятельности в различных сферах, в том числе в электроэнергетике, на транспорте, коммунальном хозяйстве, в других отраслях. В 90-х годах и в начале XXI в. во многих странах и регионах мира в этих отраслях были реализованы крупные программы, основанные на партнерстве с международным бизнесом, стоимость которых исчислялась миллиардами долларов.

     На  практике предпочтение отдается различным  формам партнерства: в одних отраслях и странах в системе партнерских  отношений преобладают концессии, в других — им отводится второстепенное место. Поэтому даже страны одинакового уровня экономического развития и единых концепций либерализации заметно отличаются по масштабам партнерской деятельности с зарубежными компаниями, динамике этого процесса, видам используемых контрактных и концессионных соглашений, тенденциями и приоритетами проводимой политики партнерства.

     К настоящему времени во многих странах  концессии, контракты на строительство  и другие формы управления государственной  и муниципальной собственности стали полноценной заменой и альтернативой приватизации. При этом в сфере производственной инфраструктуры концессии явно доминируют среди всех инструментов косвенной приватизации.

     В результате практической реализации концессионной  и других форм партнерства государства  возникают элементы рыночной системы  отношений в ранее монопольных средах, появляются рачительные хозяева и эффективные управляющие государственным имуществом, которое не выводится из сферы владения государства, а продолжает оставаться в его собственности.

     Наиболее  активно система отношений партнерства  государства и международного бизнеса  развивается в Европе. За последнее  десятилетие в этом регионе существенно  укрепилось межгосударственное партнерство  при реализации долгосрочных и капиталоемких  проектов.

     С конца 90-х годов создание производственной инфраструктуры в странах Европейского Союза осуществляется в соответствии с двумя основными взаимосвязанными принципами развития этого сегмента экономики в рамках Европейской перспективы пространственного развития (European Spatial Development Perspective, ESDP). Первый предусматривает создание транеевропейских сетей производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика) членов ЕС между собой, а также со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами ЕС), а второй касается развития специализированных региональных связей.

     Трансевропейские сети — одно из важных программных направлений политики ЕС и стратегии развития. Им придается особое значение в объединенной Европе, так как они рассматриваются в качестве программы, содержащей важнейший пространственный компонент для ЕС и оказывающей прямое влияние на пространственную организацию всего континента, на развитие в европейских регионах, на международные отношения.

     Идея  сетей была выдвинута в начале 90-х годов в некоторых документах ЕС. Маастрихтский договор 1993 г. сформулировал цель и задачи создания и развития трансевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (Trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures, TENs). В 1996 г. Совет и Европейский парламент одобрили руководящие принципы для их развития. Трансевропейские сети были институированы как одно из направлений Европейского Союза в контексте политики Европейской перспективы пространственного развития, окончательный вариант которой принят членами ЕС в Потсдаме 10—11 мая 1999 г. Общая потребность в инвестициях для реализации TENs оценивается в 400 млрд евро.

     По  существу, программа развития трансевропейских сетей — это долгосрочная стратегическая программа. Реализацию ее предполагается осуществить на частноконцсссиопной основе с использованием схем ПГЧС, дифференциации рисков и различных схем страхования. Ключевая роль в гарантировании выполнения этих проектов принадлежит Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ, European Investment Bank) и Европейскому инвестиционному фонду (ЕИФ, European Investment Fund). Это два крупнейших в структуре ЕС финансовых института.

     ЕИБ был создан в целях предоставления займов и гарантий по займам для  финансирования проектов в государственной  и частной сферах государств — членов ЕС. Задачей ЕИБ является содействие интеграции, сбалансированному развитию и экономическому и социальному единению государств — членов Европейского Союза. ЕИФ функционирует как структура ЕИБ и предоставляет займы и гарантии по займам в основном для финансирования европейских проектов.

     Финансовая  политика, проводимая ЕС, сводится в  настоящее время к тому, чтобы  обеспечивать структурные схемы  содействия реализации проектов не из своего бюджета, а выдавая займы  через разнообразные финансово-кредитные  учреждения. Ключевые роли в этом вопросе  играют ЕИБ и ЕИФ. Суть проводимой политики заключается в том, что один и тот же объем финансовых ресурсов в форме займов и гарантий по займам достигает больших результатов, нежели прямое финансирование, поскольку займы имеют больший «побудительный эффект». С помощью таких инициирующих финансовых инструментов может быть продвинуто большее число инвестиционных проектов. За период 1993—2000 гг. ЕИБ вложил в проекты TENs более 50 млрд евро.

     В финансировании инфраструктурных проектов участвуют и другие финансово-кредитные  институты ЕС.

     Из  всего многообразия экономических  функций государства одна из главных  состоит в создании условий (политических, экономических, правовых) субъектам экономической деятельности для развития в интересах общества. Составной частью новой институциональной среды, формирующейся в либеральной экономике, являются институты партнерства. В той институциональной форме, в какой партнерства сложились в период либеральных реформ, они представляют собой относительно новую ступень государственного регулирования экономики и призваны играть существенную роль в развитии современных рыночных структур и отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Интернационализация банковского дела и банковских систем.

     Более высокой ступенью интернационализации  банковской деятельности являются растущие прямые иностранные инвестиции банков, позволяющие оказывать весь спектр услуг через банковские офисы в принимающих странах. Последнее превращает крупнейшие международно оперирующие банки в транснациональные (ТНБ), если при этом объем зарубежных активов и количество стран, в которых банк имеет свои зарубежные подразделения, позволяет ему занять существенную нишу на мировых рынках конкретных банковских услуг.

     Можно указать на существенные различия транснациональных  корпораций (ТНК) и ТНБ. Так, в деятельности первых часто прослеживается ступенчатость технологического процесса: в одних странах филиалы ТНК выполняют первичную обработку продукции, в других — следующую стадию обработки, в третьих — окончательную сборку изделий, в четвертых — их реализацию. Напротив, в оказании банковских услуг разорванность целостного процесса наблюдается редко, так как такого рода услуги требуют одномоментности действия и непосредственного контакта производителя и конечного потребителя. Вместе с тем в деятельности ТНБ тоже можно обнаружить различный характер международного предпринимательства. Так, банки в кредитовании клиентов в одних странах могут использовать привлеченные ими средства на депозитных или фондовых рынках других стран.

     Иногда  проводят параллели между транснациональными корпорациями и финансово-промышленными группами, имея в виду, что любая ТНК имеет финансовое подразделение. Такой подход не совсем верен, поскольку у большинства ТНК мира прослеживается узкая отраслевая или смежная промышленная и сервисная специализация. Не случайно в этой связи в статистических обзорах международных организаций проводят грань между финансовыми и нефинансовыми ТНК, четко разделяя финансовый и нефинансовый бизнес.

     Степень открытости национальных банковских систем и участия национальных банков в  обслуживании внешнеэкономических  связей и международном предпринимательстве  в разных странах весьма различна. Это объясняется целым рядом  факторов:

     -ситуацией  в реальном и финансовом секторах  национальной экономики, определяющими спрос и предложение банковских услуг в стране в том числе потребность в импорте и экспорте этих услуг-

     -общим  состоянием внешнеэкономических  связей, ролью страны в общей  системе мирохозяйственных связей;

     -характером  действующего регулирования банковской  деятельности центральным банком страны и другими специализированными органами;

     -уровнем  развития национального банковского  дела, в частности численностью  банковских институтов и разветвленностью  их филиальных сетей, плотностью  размещения банковских институтов  по территории страны, объемом  и качеством операций, квалификацией  банковских специалистов и использованием передовых финансовых технологий

     Хотя  процесс интернационализации банковских систем и международные стратегии банков разных стран различны, международный бизнес в общем и целом осуществляется банковскими учреждениями по единым общепризнанным правилам, направлениям, в определенных формах Можно назвать общие, характерные для международного банковского бизнеса тенденции развития. К ним относятся следующие.

     Универсализация банковской деятельности. Отвечая растущим потребностям клиента, банки постепенно расширяют число предоставляемых услуг и даже активно осваивают нетрадиционные для них виды деятельности (консалтинг, операции с недвижимостью, страхование и пп). Инвестиционные банки занимаются коммерческим банковским бизнесом коммерческие банки — инвестиционным. Превращение банков в финансовые «супермаркеты» выгодно клиентам, поскольку в своем банке они получают весь набор требующихся им финансовых услуг.

     Кроме того, сами банки в условиях ужесточения  конкуренции, снижения рентабельности традиционных видов банковских операций, а также под «давлением» быстро расширяющегося фондового рынка ищут новые источники дохода. Давление фондового рынка выражается прежде всего в повышении роли операций с долговыми ценными бумагами по сравнению с обычными банковскими кредитами. На рынках ценных бумаг финансовые ресурсы привлечь относительно легче. Иногда даже не требуется обеспечения таких займов, сами займы по срокам длиннее плата за кредит, как правило, ниже, чем аналогичные условия в банковском кредитовании.

     Рост  конкуренции. Следует помнить, что  на зарубежных рынках международные  банки конкурируют с большим  числом других участников финансовых сделок, в частности, с местными депозитными учреждениями, а также с другими международными банками, которых привлек данный рынок. Отмеченное выше расширение спектра банковских услуг и операций не сокращает, а увеличивает число конкурентов на смежных рынках.

     Либерализация банковских операций. Она выражается в снижении и даже отмене ряда государственных  ограничений. Волна либерализации  прокатилась по национальным законодательствам  ведущих развитых стран в 80-х годах XX в. и до сих пор этот процесс  не закончен. Его развитие связано  с поиском новых элементов  конкурентоспособности национальных банковских учреждений. Эта потребность  стала особенно остро ощущаться  с дальнейшим развитием интернационализации  хозяйственной деятельности и возникновением мирохозяйственной глобализации, следствием чего в ведущих развитых странах были кардинально пересмотрены национальные банковские законодательства. К примеру, в 1999 г. в США был пересмотрен закон Гласса — Стиголла 1933 г., содержавший множество запретов американским банкам в отношении совмещения направлений их деятельности.

     Возрастание инновационной активности банков. Появляются новые банковские продукты и технологии, банковский бизнес внедряется в глобальную сеть (Интернет-банкинг). Регулярно обновляются технологии карточного бизнеса банков: чиповые карты сменяют устаревшие банковские карты с магнитной полосой, а банкоматы по выдачи наличности дополняются банкоматами по приему и зачислению денег на счет. Банки ищут новые, более эффективные варианты функционирования филиальных сетей, открывают специализированные офисы в супермаркетах, создают совместные офисы, действующие в интересах нескольких банков-учредителей. Даже вариант франчайзинга постепенно осваивается международными банками1. Скажем, американский ТНБ «Ситибанк» в одном из своих последних годовых отчетов указал на рост клиентской базы в Брюсселе на 26% благодаря именно франчайзинговой схеме своего прихода на бельгийский рынок.

     Эти и другие названные выше тенденции имеют некоторые контр-тенденции. Так, до сих пор существует немало банков, которые рассматривают диверсификацию направлений своего бизнеса как неоправданное «распыление» ресурсов. Рост конкуренции на мировых рынках финансовых услуг сопровождается таким масштабным процессом международных слияний и поглощений банков, что в ряде случаев ведет к снижению конкуренции и даже монополизации рынков банковских услуг. Либерализация национальных банковских законодательств нередко происходит односторонне — в отношении международной деятельности национальных банков, но при этом ужесточаются требования и контроль за деятельностью иностранных на своей территории.

Информация о работе Иностранные инвестиции