Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.

Содержание

1.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.................................................................................................................2
2.ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА И БАНКОВСКИХ СИСТЕМ…................................................................................12
3.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................................................................................................18
4.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА………………………............................................................................22
5.ДИНАМИКА И СТУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ…………………………………….......................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика и международный бизнес.docx

— 88.23 Кб (Скачать)
 

                                               СОДЕРЖАНИЕ

1.ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА  ГОСУДАРСТВА И  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.................................................................................................................2

2.ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ  БАНКОВСКОГО ДЕЛА  И БАНКОВСКИХ СИСТЕМ…................................................................................12

3.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В  ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................................................................................................18

4.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ  БИЗНЕСА………………………............................................................................22

5.ДИНАМИКА  И СТУКТУРА ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ В РБ…………………………………….......................................................................36

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

 

 

     1. Основные формы и международный опыт партнерства государства и международного бизнеса.

     В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.

     Контракты на оказание от имени правительства  услуг в сфере социальной или производственной инфраструктуры предполагают получение зарубежной частной компанией как партнером государства компенсации в виде доли дохода, прибыли или платежей. При этом компания, заключающая контракт, не несет рисков финансирования, поскольку стоимость контракта выплачивается государством. Но в то же время риск низких доходов может возникать.

     Характерной особенностью государственных контрактов является их административная форма, а  также то, что права собственности  на предмет контрактных отношений  не передаются государством зарубежному  предпринимателю. Вся деятельность в рамках контракта (строительство, закупка материалов и т.д.) осуществляется на средства государства и регламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и другими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами. Соответственно с этим все риски несет государство.

     В настоящее время контрактная  форма партнерских отношений  государства и бизнеса имеет очень широкое распространение в мире. Так, в США федеральное правительство размещает ежегодно от 13 до 15 млн контрактов на все виды товаров и услуг военного и гражданского назначения.

     Аренда  государственной собственности  предполагает передачу на определенных условиях зарубежной компании государственного или муниципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора.

     Лизинг  — это комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи его в аренду. Лизингополучатель имеет право выкупа имущества, передаваемого ему в рамках договора лизинга.

     Соглашения  о разделе продукции (СРП) являются самостоятельной формой партнерских  отношений государства и частного сектора, близкой, но не относящейся  к традиционной концессии. Это специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между зарубежной нефтяной компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести нефтяные поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определенной области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Полномочия государственной стороны основываются или на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с нефтью, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с нефтью на всей территории страны без определенных обязательств. Имеются типы СРП, согласно которым партнер государства несет все риски. Например, по сервисному контракту с риском государство поручает частной компании на се собственный риск исследовать и (или) разведать месторождение. В случае открытия месторождения компания компенсирует понесенные издержки и получает прибыль. При отрицательном результате изыскательских работ государство не возмещает ей понесенные издержки.

     Другой  тип сервисного контракта (без риска) — это, по существу, подрядный договор, который государство заключает  с частной компанией. В договоре определяются типы работ, которые ведет компания, сроки их выполнения, порядок возмещения затрат и поощрения и т.д. Этот тип контракта близок к обычному государственному контракту, за одним исключением. Если при обычном государственном контракте оплата произведенных частной компанией работ осуществляется из бюджета, то согласно сервисному контракту компенсация издержек производства и начисление прибыли происходят за счет продажи полученной продукции. Таким образом, ни обычные административные контракты, ни сервисные контракты, ни соглашения о СРП не могут быть отнесены к концессиям. Они представляют собой самостоятельные типы отношений партнерства.

     Участие зарубежных компаний в капитале общественного (государственного и муниципального) предприятия может выступать в виде акционирования (корпоратизации) или создания совместных предприятий при долевом участии сторон. Предпринимательская деятельность в акционерных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и субъекты государства. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется долей в акционерном капитале. Чем ниже доля иностранных частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Риски распределяются пропорционально доле в капитале.

     Наиболее  развитую и институционально сложную  форму партнерства государства  и международного бизнеса представляет собой концессия.

     Концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством или муниципальным образованием (концедентом) и, с другой стороны, юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав по владению, пользованию, а при определенных условиях и распоряжению государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые являются исключительным правом государства или муниципального образования.

     Концессии имеют ряд преимуществ в сравнении с другими формами хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса. В концессиях частный сектор обладает большей степенью самостоятельности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и иных решений. Границы свободы концессионера закрепляются в концессионном договоре. Подписывая этот договор, концессионер соглашается на условия, выдвигаемые государством. Степень самостоятельности концессионера, как правило, не изменяется в худшую для него сторону в течение всего срока концессии. Кроме того, за закрепленные в договоре рамки разделения сфер, прав и обязанностей не могут выйти без существенных последствий для себя ни концедент, ни концессионер.

     В сравнении с акционированием  концессии являются более предпочтительной формой, направленной на увеличение основного капитала в Стране. С точки зрения инвестиционного процесса, концессии, выдаваемые частным компаниям, как правило, предполагают чистый прирост производительного капитала за счет расширения фондов, нового строительства или модернизации производства. В случае притока инвестиций путем приобретения акций происходит лишь перераспределение акционерного капитала, не вызывающее увеличения основных фондов и численности занятых.

     У концессии есть еще одно преимущество перед акционерной формой владения государственной собственностью. В концессиях государство не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность, а в партнерстве в форме участия в капитале государство присутствует постоянно. Кроме того, при национализации концессионного предприятия государство, согласно общепринятому в мировой практике законодательству, возмещает концессионеру стоимость вложенного (инвестированного) им в производство капитала за вычетом амортизации и полученной прибыли. Оно выплачивает ему также компенсацию за упущенную выгоду, возникшую в результате разрыва контракта. Все эти положения оговариваются в концессионном договоре.

     В случае же национализации акционерного общества государство приобретает  его акции по текущему курсу независимо от объема вложенного зарубежным предпринимателем капитала. И здесь интересы государства и акционеров противоположны: государство стремится к снижению курса акций, а акционеры и менеджмент иностранной компании — к повышению. Для достижения своих целей каждая из сторон расходует непроизводительно большие средства: государство — на дискредитацию подлежащего национализации акционерного общества, предприятие — на поддержание своей репутации. Чем крупнее предприятие, могущественнее зарубежная компания, тем активнее ведется эта борьба, поглощающая значительные финансовые, интеллектуальные и иные ресурсы.

     В процессе развития партнерских отношений  концессии, предоставленные зарубежным компаниям, позволяют государству:

     -при неизменном сохранении объекта в общественной (государственной и муниципальной) собственности передавать его во владение и пользование частному сектору па возвратной основе при строгом контроле за деятельностью концессионера;

     - переложить функции строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере производственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;

     - обеспечить техническое и технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;

     - создать условия и предпосылки для эффективного функционирования производственных объектов, находящихся в общественной собственности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации природных ресурсов; защиты окружающей среды:

     - прерывать действие концессионного договора в случае нарушения со стороны концессионера его условий и положений и возвращать объект в государственное управление или передавать его в концессию другому хозяйствующему субъекту;

     -более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;

     -обеспечивать реальное партнерство государства и международного капитала на приоритетных направлениях реформирования;

     -формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;

     - получать концессионные платежи в бюджеты всех уровней.

     Заинтересованность  международного бизнеса в концессиях проявляется в следующем:

     -зарубежная компания получает в долговременное управление государственные активы, ей не принадлежащие, часто на льготных условиях платы за концессию;

     -вкладывая инвестиции, иностранный концессионер имеет достаточные гарантии их возврата, поскольку государство как партнер несет определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельности. В отдельных случаях (проекты в коммунальной сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии повышения им качества обслуживания;

     -концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность своего бизнеса во время срока концессии.

     Вместе  с тем концессиям как форме  хозяйствования присущи и недостатки, которые не характерны для других форм партнерства. В основном они связаны с тем, что концессии имеют продолжительные сроки, а следовательно, закрепленные в договоре положения могут быть изменены только по соглашению сторон или решению суда. Фиксирование системы отношений государства и бизнеса на длительную перспективу, детерминированность многих заложенных в концессионный договор положений приводят к отсутствию гибкости и динамичности, характерной для современной экономики.

     Другой  недостаток концессий заключается  в том, что объекты производственной инфраструктуры имеют продолжительные сроки окупаемости и возврата инвестиций. Сложность проведения финансово-экономических расчетов на длительные сроки по такого рода объектам вызывает неточности и даже ошибки, что приводит к дополнительным рискам невыполнения условий концессий.

     В целом можно сделать вывод, что  каждая из форм партнерства имеет  свои преимущества и недостатки, определяющие области их наиболее целесообразного использования в системе экономических отношений государства и международного бизнеса.

Информация о работе Иностранные инвестиции