Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

В экономической литературе существует достаточно много классификаций форм и видов партнерства государства и бизнеса в хозяйственной сфере. В качестве критериев отнесения к той или иной структурной группе обычно выступают: отношения собственности (владение, пользование, распоряжение), степень и формы участия государства в проектах и зависимости бизнеса от государства, в первую очередь в вопросах финансирования и разделения рисков, и др.

Содержание

1.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.................................................................................................................2
2.ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА И БАНКОВСКИХ СИСТЕМ…................................................................................12
3.ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.................................................................................................18
4.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА………………………............................................................................22
5.ДИНАМИКА И СТУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РБ…………………………………….......................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика и международный бизнес.docx

— 88.23 Кб (Скачать)

     По  целям и содержанию процесс интернационализации  банковского дела необходимо рассматривать, имея в виду двойственную природу  банковской деятельности: банк как посредник в деятельности своих клиентов и банк как субъект предпринимательства, размещающий капитал за рубежом в своих собственных интересах. Изначально выход национальных банков за рубеж был вызван интернационализацией промышленного и торгового капитала, или, иными словами, банки следовали в зарубежные страны за своими клиентами. К примеру, географическое размещение филиальной сети голландского банка «ABN AMRO» не случайно совпадает с географией зарубежных производственных, сбытовых, сборочных предприятий его главного клиента у себя на родине — концерна «Philips». Интересы своих клиентов, их потребности в расчетно-кредитной поддержке в зарубежных странах явились основными факторами широкомасштабного процесса интернационализации банковского бизнеса развитых стран в 60— 70-х годах XX столетия.

     Вместе  с тем не следует забывать и  о собственных интересах банков в ходе их географической экспансии. Часто более дешевые источники  финансирования самих банков в принимающих странах, высокая доходность по отдельным операциям, вывод в зарубежную страну морально устаревшего в своей стране банковского продукта, динамичность экономического развития отдельных стран и регионов, привлекательность мировых финансовых центров,— все это следует считать дополнительными факторами, способствующими интернационализации банковского капитала и банковских операций.

     Эти факторы привели к глобальной активности крупнейших банков мира. Основными  показателями, которые используются в составлении рейтингов и  свидетельствуют о величине таких  банков, являются размер собственного капитала, объем активов, размер прибыли  до или после уплаты налогов.

     Наиболее  авторитетными в международных  банковских кругах являются рейтинги, регулярно составляемые периодическими изданиями «The Banken>, «Euromoney», «Banker's Almanac» и др. В последние годы первую строчку в таких рейтингах неуклонно занимает американский «Citigroup», лидируя практически по всем показателям. Даже по величине активов эта финансовая группа в 2003 г. вышла на первое место. В офисах этой группы по всему миру занято около 300 тыс. человек, на каждого из которых приходится более 77 тыс. дол. годовой прибыли. Помимо непосредственно банковского подразделения «Citibank» с активами более 700 млрд дол. в группу входят брокерская фирма «Salomon Smith Barney», страховая компания «Travelers Group», взаимный фонд «Primerica Financial» и другие компании, что позволяет этому транснациональному банку профессионально и высокоэффективно заниматься практически любым видом финансового бизнеса.

     Основная  конкурентная борьба на мировом рынке  банковских услуг, как явствует из приведенной  выше таблицы и подтверждается многочисленными исследованиями, разворачивается между американскими, западноевропейскими и японскими банками. Соотношение сил в последние полтора-два десятилетия складывается явно не в пользу японцев, хотя до этого их лидерство было бесспорно: шесть-семь банков из первой десятки крупнейших ТНБ регулярно представляли страну «восходящего солнца».

     Глубокий  финансовый кризис, начавшийся в этой стране в конце 80-х годов, привел к росту проблемных долгов до размера 500 млрд дол. (только по официальной статистике), появлению убытков в их финансовой отчетности и вытеснению их американскими банками. Даже образование три года назад крупнейшей в мире по активам финансовой группы «Mizuho» (1,25 трлн дол.) на основе слияния трех крупнейших японских банков «Dai-Ichi Kangyo Bank», «Industrial Bank of Japan» и «Fuji Bank» кардинально ситуацию на мировом рынке банковских услуг не изменило, поскольку не размер активов, а их качество лежит в основе конкурентоспособности банковских учреждений. По этому показателю равных американским банкам нет: рентабельность их активов и капитала, а также размер прибыли на 1 акцию в среднем в 1,5—2 раза превышает аналогичные показатели западноевропейских и японских банков.

     Этот  же факт подтверждают более высокие  рейтинги американских и британских банков в международных рейтинговых  агентствах «Moody's», «S&P», «Fitch» и пр. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Внешнеторговая политика в эпоху глобализации.

     Производство  товаров, особенно технически сложных, теперь все чаще распределяется между  странами, обладающими сравнительными преимуществами. Все большее число  товаров и услуг становится не просто предметов международной  торговли, но и универсальной торговой системы, важнейшей задачей которой является согласование мер по снижению таможенные административных и технических барьеров, согласование и унификации правовых норм регулирования внешней торговли в странах-участницах.

     Постепенно  формируется целостная многоуровневая система между, народного регулирования, которая характеризуется сосуществованием национальных, транснациональных, региональных и глобальных форм. Растущая взаимозависимость национальных экономик вынуждает государства проводить такую внешнеэкономическую политику, которая учитывала бы не только собственные интересы, но и позиции стран-партнеров а также интересы транснационального предпринимательского капитала.

     Все большее ослабление барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов — суть современной политики либерализации. Несмотря на противоречивые интересы участников, регулирование международной торговли приобретает все более упорядоченный мирохозяйственный характер. Однако либерализацию не следует понимать упрощенно. На самом деле регулирование мировых товаропотоков — задача крайне сложная и противоречивая.

     Среди большого числа международных организаций  системы ООН и вне ее наиболее универсальной и влиятельной  по воздействию на международную торговлю является Всемирная торговая организация (ВТО) — правопреемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), созданного еще в 1947 г. и осуществившего ряд раундов глобальных переговоров по либерализации международной торговли. В результате к настоящему времени уровень импортных пошлин на промышленную продукцию снизился в 10 раз, или до 3—4%.

     ВТО, членами которой являются более 150 государств, регулирует более 9/ш  мировой торговли товарами и услугами. Заслугой ГАТТ-ВТО стало обобщение  правовых норм и инструментов государственного регулирования внешней торговли подавляющего большинства стран мира, которое было достигнуто путем многосторонних межгосударственных соглашений. Положения этих соглашений обязательны для всех стран — членов ВТО. В этом принципиальное отличие ГАТТ 1994 г. от ГАТТ 1947 г. Страны-участницы обязаны привести свое законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ 1994 г.

     Выделяются  три составляющие современных национальных торгово-политических систем:

     - опора на законоположения, определяющие конкретные полномочия исполнительной власти, права и обязанности хозяйственных субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности;

     - унификация и гармонизация инструментов национального регулирования с принципами, нормами и практикой ВТО;

     - комплексный характер применения мер государственного регулирования и управления внешней торговлей, в том числе:

     - экономических средств —таможенных пошлин, налогов, субсидий и т.п.;

     - административных мер — запретов и ограничений, лицензирования и квотирования, «добровольных ограничений» экспорта и др.;

     - технических средств (барьеров) — технических норм, стандартов, методов соответствия, сертификации, санитарно-ветеринарных, экологических норм и норм здравоохранения:

     - средств валютно-финансового регулирования — валютных курсов, учетной банковской ставки, кредитования и гарантирования экспортных операций и др.;

     - защита национальных производителей от несправедливой (нечестной) иностранной конкуренции и содействие национальным производителям и экспортерам в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке.

     Традиционно главными принципами международной  торговли является режим наиболее благоприятствуемой нации. Однако усиливающаяся регионализация торговых потоков и умножение замкнутых экономических группировок может свести к минимуму действие режима наибольшего благоприятствования в отношении этих группировок.

     В таких условиях и с учетом растущей либерализации, особенно сферы услуг  и иностранных инвестиций, первостепенное значение приобретает национальный режим, т.е. обеспечение равной конкурентной среды на рынке страны-импортера  для иностранных поставщиков.

     Механизм  многостороннего регулирования  мировой торговли со стороны ВТО состоит из комплекса мер, зафиксированных в целом ряде многосторонних соглашений: Соглашение о таможенной стоимости товаров, Антидемпинговый кодекс, Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Конвенция Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Кодекс по импортному лицензированию и др. Эти соглашения уже создали достаточно жесткую систему мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, заменившую более 2000 двусторонних прежних соглашений стран в этой области.

     Организационно  правовой механизм ВТО состоит из трех частей: ГАТТ в редакции 1994 г., на который приходится 4/5 всех документов ВТО; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Центральное место ВТО в системе регулирования международной торговли стало возможным во многом благодаря эффективному воздействию на всю торговую систему, в том числе за счет усиления функций контроля за выполнением членами ВТО взятых обязательств. ВТО сохранила сложившийся в ГАТТ механизм принятия решений: формально путем голосования, но, по существу, через консенсус, дающий право «главным торгующим нациям» сохранять контроль над принятием решений, несмотря на то что 2/3 голосов в этой международной организации принадлежит развивающимся странам.

     В правовой конструкции ВТО положение  этих стран, пользовавшихся в «старом» ГАТТ определенными льготами, ухудшилось, так как эти льготы либо исчезли, либо серьезно ослабли. Вот почему направления  деятельности ВТО на ближайшие годы вызывают серьезные разногласия  ее участников. Развивающиеся страны считают, что решения последнего, Уругвайского раунда, еще не выполнены. В частности, США, ЕС, Япония продолжают поддерживать высокие барьеры в  импорте текстиля и чрезвычайно  высокую протекционистскую защиту своего сельского хозяйства. Страны Запада, в свою очередь, настаивают на дальнейшем расширении сферы деятельности ВТО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.Теоритические  основы интернационализации  бизнеса.

     В современной западной управленческой мысли одним из ключевых является понятие интернационализации бизнеса (internationalization).

     Интернационализация как процесс всегда сопряжена с многочисленными барьерами. Барьеры могут быть как объективного (например, административные барьеры, тарифные и нетарифные барьеры в торговле), так и субъективного (SRC) свойства.

     Общее правило заключается в следующем: чем меньше барьеров существует в  системе «потребитель — фирма  — юрисдикция», тем сильнее стирается условная граница между международным и внутренним маркетингом.

     В предельном случае барьеры между юрисдикциями с точки зрения маркетинга снижаются настолько, что значимыми факторами для принятия решений являются только расстояния между юрисдикциями, и цены ресурсов (такие рынки хорошо описываются моделями международной экономики (напр., Кругман, Обстфельд)).

     Реальные  рынки характеризуются рядом  фундаментальных проблем — структурных  несовершенств, исследованных применительно к международному бизнесу в пионерной работе С. Химера (Hymer, 1960), рыночных фиаско (marketfailures) или несовершенств рынка (marketimperfections) и вмешательства государственных институтов. В частности, проблемы рынков проявляются в существовании внешних эффектов, в издержках на обработку информации и в торговых барьерах.

     Кратко  охарактеризуем проблемы рынков на основе одной из имеющихся классификаций:

      1) неуравновешенность рынков;

     2) последствия государственного вмешательства;

     3) структурные особенности рынков;

     4) фиаско рынка.

     Неуравновешенность  рынков (marketdisequilibrium) заключается в одновременном существовании различных технологий и разной доходности на вложенный капитал. Теоретически фирма инвестирует за границей, если у нее имеется технологическое лидерство, если доходность на капитал выше в стране-реципиенте инвестиций.

     Государственное вмешательство (government-imposeddistortion) выражается в политике привлечения инвестиций и стимулирования импортозамещения. Традиционными инструментами такого рода политики являются тарифные и нетарифные барьеры, налогообложение прибыли, а также нарушение паритета курса национальной валюты. Теоретически фирма инвестирует в юрисдикции с минимальными нетарифными барьерами и налогами, в защищенные тарифами сферы, на фоне заниженного курса валюты страны-реципиента инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции