Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа
Целью данной работы выступает исследование вопросов, касающихся иностранных инвестиций, проблем их привлечения и эффективности использования.
данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
1. Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности
1.1 теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности.
1.2 Факторы, влияющие привлечению иностранных инвестиций в РК
2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в Республике Казахстан
2.1 анализ иностранных инвестиций в Республике Казахстан на современном этапе
2.2 Основные причины, цели и формы привлечения иностранных инвестиций
3. Пути совершенствования привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Казахстан
3.1 Государственное регулирование инностраными инвестициями в РК
3.2 Предложения по использованию иностранных инвестиций в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников
Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности.
Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в благоприятную сторону. Более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы
Инвестиционная политика как деятельность, отражающая создание системы предпосылок, возможностей и условий для инвестиционной активности, в равной степени касается не только органов государственной власти и государственного управления всех уровней, но и предпринимателей. Определяющей является государственная инвестиционная политика, представляющая собой составную часть государственной экономической и социальной политики государства.
Инвестиционная политика государства это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, и решения социальных проблем.
Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны. Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют её задачи:
- выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики;
- поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства;
- стимулирование развития экспортных производств;
- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
- реализация программы жилищного строительства в стране и др.
Принципы и проблемы инвестиционной политики
В основе политики привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями и задачами страны. Рассмотрим эти принципы.
1.Принцип экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов (внешнего заимствования) данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.
2.Принцип реализации инвестиционных целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др. При этом критерием целесообразности тех или иных иностранных инвестиций выступает критерий повышения конкурентоспособности экономики.
3. Принцип этапности и приоритетности направлений использования зарубежного капитала. Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. Это развитие охватывает следующие стадии:
1)импортозамещение;
2)экспортоориентированность;
3) создание экономики на полной базе наукоемких технологий.
4. Принцип проектного метода использования кредитов. В целях более эффективной организации использования и контроля внешнего заимствования (международного кредита государства) государство должно разрабатывать перечень приоритетных направлений и проектов. Причем проектный метод финансирования должен лежать в основе любого кредитования.
5. Принцип опережения нормы внутреннего накопления над стоимостью кредита. Экономический эффект от использования кредита будет только в том случае, если в результате страна будет иметь большее финансовое и материальное богатство нежели стоимость кредита, которая будет возвращена кредитору в виде выплат основной суммы и процентов. В противном случае кредит будет считать принесшим убытки.
6. Принцип предпочтения международного предпринимательства международному кредитованию. Более высокий риск для государственного бюджета и для экономики страны внешних заимствован в форме кредитов государства по сравнению с предпринимательской формой привлечения иностранного капитала требует обращения к кредитам лишь в крайних случаях и при наличии безукоризненного экономического обоснования прибыльного варианта использования кредита.
7. Принцип привлечения кредита под проект. Данный принцип схож с четвертым принципом. Но в отличие от него он направлен не на использование, а на политику привлечения, означающ
8. Принцип конкурсности при отборе проектов. Означает, что по приоритетным направлениям должны проводиться конкурсы среди проектов.
9. Принцип сравнительной оценки различных форм внешнего заимствования. При выработкегосударственной политики нельзя руководствоваться принципом брать то, что предлагают. Например, очевидно, что долгосрочные кредиты более предпочтительны, нежели краткосрочные и если государство неосмотрительно наберет большие объемы краткосрочных кредитов, то оно способно попасть в сильнейшую долговую зависимость, при том, что использование этих кредитов так и останется малоэффективным.
10. Принцип повышения инвестиционного климата. Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы (в том числе кредиты) на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня МФО и развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.
11. Принцип ограниченного доступа иностранного капитала в стратегические и приоритетные отрасли. Как показывает мировая практика, любая развивающаяся страна, имеющая ресурсную или экономическую базу, должна ограничить доступ инвесторов в приоритетные отрасли в целях не только обеспечения экономической безопасности, но и нормального долгосрочного экономического развития.
12. Принцип равноправных условий для иностранных и национальных инвесторов. Иностранный производственный капитал и без дополнительных налоговых льгот имеет достаточно стимулов для своего притока в развивающееся государство (большая емкость рынка реализации, низкая стоимость производственных факторов и т.д.). Создание налоговых льгот безприменительно к целям инвестирования, направлений инвестирования и т.д. - удел стран бедных (не только по показателю доходов на душу населения, но и по природным, экономическим ресурсам). Создание льготных условий, не дав ожидаемого эффекта по притоку иностранного капитала, даст негативный эффект в отношении инвестиционной активности местных инвесторов. Программа же либерализации иностранных капиталовложений должна проводиться только в рамках более широкой политики стимулирования частной инициативы в целом, то есть охватывая и национальных предпринимателей. Например, стимулироваться могут инвестиции в регионы экологического бедствия, социальную инфраструктуру (строительство домов, дорог, мостов).
13. Принцип временного ограничения на перевод прибылей. Весьма распространенное и проникшее в законодательные акты некоторых стран.
Кроме государственной инвестиционной политики, различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства.[
Именно государственная инвестиционная политика устанавливает правила игры в области инвестиций и создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности условий пользования землёй и другими природными ресурсами;
- принятия антимонопольных мер;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
- научно-технической и кредитно-финансовой политики и т.д.
Региональная инвестиционная политика - система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона и инвесторов. Целью- подъем экономики, повышение её эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона.
Региональная инвестиционная политика решает следующие задачи:
- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
- определение приоритетных направлений инвестирования;
- поддержка инвестиций со стороны местных властей;
- обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический;
- создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы;
- формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа;
Отраслевая инвестиционная политика - совокупность действий, преследующих такие цели, как:
- выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики, развитие которых обеспечивает поступательность экономического развития страны;
- государственная структурная и промышленная политика;
- экономическая и оборонная безопасность страны, а также ускорение научно-технического прогресса.
Отраслевая инвестиционная политика разрабатывается на уровне отдельных отраслей экономики и межотраслевых комплексов.
Инвестиционная политика предприятия - это система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности производства.
Инвестиционная политика предприятия направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия. В процессе реализации этой политики предприятие должно обеспечивать: высокие темпы экономического развития за счет увеличения объемов деятельности, отраслевой и региональной диверсификации производства; максимизация доходов от инвестиционной деятельности; минимизацию инвестиционных рисков; изыскание путей ускорения реализации инвестиционных программ.
Важнейшими принципами разработки инвестиционной политики предприятий являются:
нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
- оптимизация структуры источников инвестиционных ресурсов;
- правильный выбор методов финансирования инвестиций;
- поиск и оценка инвестиционно привлекательных реальных проектов и отбор наиболее эффективных из них;
- формирование оптимальной структуры инвестиционного портфеля.
В основу структурно-инвестиционной политики положены следующие принципы:
1. формирование активных собственников;
2. активизация межотраслевого перелива капитала;
3. преемственность целей структурной политики перспективного и среднесрочного периодов;
4. необходимость соизмерения целей структурной политики с реальными социальными и финансовыми ограничениями, а также ограничениями, обусловленными состоянием инфраструктуры экономики Казахстана
На макроэкономическом уровне решаются следующие задачи:
- повышение совокупного спроса и емкости внутреннего рынка;
- создание благоприятных условий для сбережений и увеличения нормы накоплений;
- создание и совершенствование механизма трансформации накоплений в инвестиции и обеспечение благоприятных условий для непрерывного осуществления этого процесса;
- увеличение валового объема инвестиций;
- стимулирование экспорта;
- регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей.
На микроэкономическом уровне решаются следующие задачи:
- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;
- ликвидация и реорганизация неэффективных структур;
- недопущение возможности появления новых монополий;
- стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала.
На основе этих задач и условий, а также применительно к уровням структурной политики определяются ее основные направления:
1. Идентификация и всемирная поддержка "точек роста", т.е. предприятий и хозяйствующих субъектов, реализующих проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке;
2. Постепенное выведение из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств;
3. Определение величины гарантированного спроса для субъектов свободного рынка, ориентирующихся на государственные заказы всех уровней как потребителей его продукции, а также объемов и направлений вложения государственных ресурсов, необходимых для обеспечения функционирования тех сфер жизнедеятельности, за которые эти структуры несут прямую ответственность;
4. Создание, совершенствование и постоянное обновление системы проектов и программ задельного характера - научных, инновационных, производственно-инновационных.
В послании Президента народу Казахстана достаточно много внимания уделено недостаткам в планировании, необходимости структурной перестройки экономики и смене приоритетов в бюджетной и инвестиционной политике, системных изменений в реальном секторе экономики и необходимости формирования устойчивой и конкурентоспособной среды в отдельных секторах экономики.
Возросшие возможности государства предоставляют шанс Казахстану достойным образом интегрироваться в мировой процесс разделения труда. Для этого Казахстан располагает необходимым сырьевым и производственным потенциалом, имеется достаточно высокий научный и образовательный уровень населения, который в сочетании с уровнем реформированности и открытости экономики при активном воздействии со стороны государства создает предпосылки для успешного решения проблем формирования условий для устойчивого экономического роста.
Для проведения системной структурно-инвестиционной политики необходимы комплексные меры государства и хозяйствующих субъектов, сопровождаемые масштабными и долгосрочными вложениями, прежде всего, в обрабатывающую промышленность.
2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в Республике Казахстан
2.1 Анализ иностранных инвестиций в Республике Казахстан на современном этапе
За период независимости Казахстан добился значительных успехов в привлечении иностранных инвестиций, которые сыграли важную роль в становлении экономики нашей страны. Однако в республике все еще наблюдается острая нехватка в иностранных вложениях .
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса. Тот факт, что в западных инвестиционных средствах сегодня республика нуждается несравненно больше, чем вчера, подтверждает сложившаяся ситуация в Казахстане, когда почти все предприятия в долгах, возрастает просроченная задолженность, когда в конечном итоге все это ведет к спаду производства, прекращению государственного инвестирования промышленности.
Республика Казахстан представляет для иностранных инвесторов большой интерес. В настоящий момент Казахстан по-прежнему является лидером среди стран СНГ по уровню инвестиционной привлекательности. Инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа к природным ресурсам, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка.
Информация о работе Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективность использования