Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективность использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы выступает исследование вопросов, касающихся иностранных инвестиций, проблем их привлечения и эффективности использования.
данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности
1.1 теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности.
1.2 Факторы, влияющие привлечению иностранных инвестиций в РК
2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в Республике Казахстан
2.1 анализ иностранных инвестиций в Республике Казахстан на современном этапе
2.2 Основные причины, цели и формы привлечения иностранных инвестиций
3. Пути совершенствования привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Казахстан
3.1 Государственное регулирование инностраными инвестициями в РК
3.2 Предложения по использованию иностранных инвестиций в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ЕЁ НАДО ОТПРАВИТЬ И УДАЛИТЬ.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

Эксперты Всемирного банка признали Казахстан страной с наиболее успешными реформами по улучшению условий ведения бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира.

Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана – комфортный бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

Второе – это наличие богатых природных и минеральных ресурсов. По оценкам ученых Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано – 70, извлекаются и используются – 60.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое – по молибдену и шестое – по золоту.

Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам возможность выхода на потребительский рынок с численностью населения почти 1 млрд. человек.

Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает: инвестиционные преференции (инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты) установленные инвестиционным и налоговым законодательством; софинансирование проектов через государственные институты развития; предоставление права членства крупным инвесторам в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан (косвенная мера поддержки), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

В Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. В 2003 году был принят Закон «Об инвестициях» (далее – Закон), который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Данный закон, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших законов в области инвестиций среди стран с переходной экономикой.

Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

В республике создана вся необходимая законодательная база для защиты интеллектуальной собственности. Законодательно закреплен институт по охране прав интеллектуальной собственности. Приняты основополагающие законы, обеспечивающие охрану прав авторов - Гражданский, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «Об авторском праве и смежных правах».

За последние годы Казахстан существенно поменял налоговую политику в сторону уменьшения налоговых ставок. К примеру, ставка корпоративного подоходного налога составляет 20%, ставка налога на добавленную стоимость - 12%, что является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога.

Кроме того, в Казахстане реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.

В рамках форсированного индустриально-инновационного развития уже ведется работа по созданию привлекательных условий для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

        нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, горнометаллургический комплекс, атомная и химическая промышленность с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;

        машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;

        агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;

        информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.


 

Только за первый год реализации проекта введены в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечивающих постоянной работой около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка 800 различных производств.

Идет процесс восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге.

В рамках конференции состоялись секции, посвященные обсуждению мер государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, возможностей инвестиционного сотрудничества в обрабатывающем секторе республики, реализации транзитного потенциала Казахстана, а также вопросам реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе страны.

Конференция предоставила российским и иностранным инвесторам возможность получить много полезной информации для того, чтобы оценить перспективы инвестиционного сотрудничества с казахстанскими партнерами, которые открывает создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Единого Экономического пространства. Несомненно, это будет способствовать выходу на конкретные договоренности в дальнейшем.

 

Но несмотря на множество существующих плюсов , так же  существуют и минусы в системе привлечения инвестиций .

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, инвесторов  отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:

-недостаточное число свободных экономических зон в стране;

-проблема платежей - ограниченный доступ к иностранной валюте;

-постоянно изменяющиеся и непоследовательные законы, нестабильность юридической базы в целом;

-неадекватность Закона "О залоге", особенно в той части, которая касается использования недвижимой собственности в качестве гарантии для иностранных кредитов;

-отсутствие частной собственности на землю как основы всего института частной собственности;

-неразвитость финансового сектора, отсутствие финансирования для инвестиционных проектов, трудности в получении страховки;

-отсутствие политики в вопросе ответственности предприятий в соблюдении экологических норм;

-несовершенство банковских законов и неразвитость банковской системы;

-неразвитость транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между Казахстаном и внешним миром;

-неадекватность системы наземной транспортировки (включая систему нефтепровода и газопровода) для перевозки товаров по суше из Казахстана к внешним рынкам.

Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.

Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились неблагоприятные представления о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:

1. Несовершенная, подчас хаотическая, запутанная, коррумпированная система отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных инвесторов отказываться от дальнейших вложений инвестиций.

2. Отношение к иностранным инвесторам не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых средств, налоговых поступлений или взяток.

3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное применение или полное игнорирование законодательства.

4. Отсутствие организованной инвестиционной службы, предоставляющей потенциальным инвесторам нужную информацию или содействующей организации предпринимательской деятельности.

5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов и договорных отношений.

6. Несоответствие инфраструктуры потребностям иностранных фирм.

7. Несовершенство банковской системы, выражающееся в неэффективной системе платежей.

8. Нестабильный, постоянно меняющийся налоговый режим для корпорации.

9. Неопределенность дальнейшего хода реформ.

Социологический опрос, проведенный среди крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым Казахстан представляет для них деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов в регионе; размер потенциальной прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались: резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и юридические услуги); потребительская кооперация.

В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.

К сожалению, не дорабатывают в части работы по привлечению инвестиций ответственные за политику привлечения и использования иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации управления:

- до сих пор в стране не принята государственная Программа привлечения и использования иностранного капитала;

- по существу существующая законодательная база не только не направлена на стимулирование инвесторов из-за рубежа, но и откровенно препятствует им;'

- отсутствует четкая система управления иностранными инвестициями, происходит постоянная реорганизация государственных органов, ведающих инвестиционной политикой;

- отсутствует система работы с иностранными инвесторами, процветают бюрократизм и волокита.

Слабость государственного регулирования вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций не прибавляют уверенности иностранным инвесторам.

Взять, к примеру, вопросы нефти и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную комиссию по приватизации предприятий нефтегазового комплекса, то ли в Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.

Для стабилизации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:

* реструктуризацию национальной экономики,

* ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов,

* усиление экспортного потенциала страны,

* развитие импортозамещающих производств,

* формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,

* создание рыночной инфраструктуры,

* привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.

Практика последних лет показала, что в политике привлечения иностранных инвестиций существовали отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам рыночной трансформации экономики. Это касается методологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капитала и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.

Информация о работе Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективность использования