Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:54, дипломная работа
Целью данной работы выступает исследование вопросов, касающихся иностранных инвестиций, проблем их привлечения и эффективности использования.
данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение
1. Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности
1.1 теоретические аспекты инвестиций и инвестиционной деятельности.
1.2 Факторы, влияющие привлечению иностранных инвестиций в РК
2. Анализ привлечения иностранных инвестиций в Республике Казахстан
2.1 анализ иностранных инвестиций в Республике Казахстан на современном этапе
2.2 Основные причины, цели и формы привлечения иностранных инвестиций
3. Пути совершенствования привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Казахстан
3.1 Государственное регулирование инностраными инвестициями в РК
3.2 Предложения по использованию иностранных инвестиций в Республике Казахстан
Заключение
Список использованных источников
Создание Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных и рыночных механизмов внедрения инноваций, присущую всем странам постсоветского пространства. Для решения данной проблемы основные усилия Инновационного фонда должны быть направлены на стимулирование и развитие венчурного финансирования в Казахстане со стороны частного сектора и создание инновационной инфраструктуры.
Зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, так как он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Несмотря на то, что инвестиционная привлекательность Казахстана возрастает, своевременно назревает необходимость формирования привлекательных условий для инвесторов, ориентированных не только на сырьевые секторы экономики, но и на рынки сбыта и на высокие технологии.
3. Пути совершенствования привлечения и использования иностранных инвестиций в Республике Казахстан
На разных стадиях функции государства и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме того, функции и принципы будут различаться по формам зарубежного капитала. С этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательства. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капитала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по иностранным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.
Методы регулирования будут также различаться в зависимости от форм иностранного капитала и инвестиций.
Степень регулирования международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.
Роль государства в данном случае определяется тем, что:
• оно является наиболее активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;
• государственное кредитование осуществляется путем аккумулирования бюджетных средств;
• государство поощряет внешнеэкономическую деятельность с помощью субсидий, кредитов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государственные гарантии по экспортным кредитам являются самыми употребляемыми;
• в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются экспертные кредиты;
• для поощрения прорыва на мировые рынки создаются государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков.
Например, ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам, ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.
Государство с сильным бюрократическим аппаратом иногда не может мириться с положением независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это выражается в отношениях между государством и инвесторами.
Каждое государство имеет собственный закон о зарубежных инвестициях. Именно из этого закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использовании иностранного капитала и инвестиций.
Важным элементом отношений государства и инвесторов выступает функция контроля государства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, приобретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии зарубежных физических и юридических лиц.
Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.
Принципиальным моментом в установлении отношений государства и иностранного инвестора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения конкурентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками привлечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежного капитала защищать национальный рынок.
Доктрина конкуренции служила своеобразным критерием для государственных мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на национальном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.
Применение доктрины конкуренции позволяет сочетать меры государственного регулирования разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять равновесие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инвестиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.
Функция поддержания конкуренции с помощью зарубежных инвестиций столь очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют законов о них, государство осуществляет регулирование импорта капитала с помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонопольному законодательству, являются действия, направленные на осуществление инвестиций, независимо от их организационно-правовой формы: соглашение о приобретении акций национального предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его форме в качестве вклада в совместное производство или создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.
Без проходящей либерализации режимов иностранных инвестиций расширение международного производства было бы невозможно.
Либерализация иностранных инвестиций конечной своей целью имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.
Важным элементом отношений государства и инвесторов выступает функция контроля государства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, приобретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии зарубежных физических и юридических лиц.
Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.
Принципиальным моментом в установлении отношений государства и иностранного инвестора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения конкурентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками привлечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежного капитала защищать национальный рынок.
Так же чтобы добиться поставленных целей в успешном привлечении инвестиций, необходимо использовать возможности Таможенного союза, внести соответствующие изменения в инвестиционное законодательство, создавать инновационную инфраструктуру и др.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.
В Казахстане, как и в других пост коммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат – критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. Среди стран СНГ и Балтии Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия.
27 апреля 2011 года в г. Москве состоялась Конференция «Инвестиционный климат Казахстана».
Организаторами форума выступили Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан и Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации при поддержке АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».
В Конференции приняли участие представители государственных органов, институтов развития и национальных компаний Казахстана, иностранных дипломатических миссий в Российской Федерации, международных рейтинговых агентств, российских и иностранных бизнес кругов, вузов, ассоциаций и союзов, промышленных объединений, инвестиционных компаний и финансовых структур.
Одной из приоритетных задач государственной политики Казахстана является поддержание благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Сегодня Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в Казахстане составляет около 1300 долларов США.
О благоприятном инвестиционном климате и имидже Казахстана свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По последним официальным данным, за период независимости республики в казахстанскую экономику привлечено более 122 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.
Информация о работе Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективность использования