Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций 4
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций 4
1.2 Источники инвестиций 7
1.3. Влияние иностранных инвестиций на экономическое 10
развитие принимающего государства 10
Глава 2. Факторы, формирующие инвестиционный климат 16
2.1. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны 22
2.2 Виды рейтингов кредитоспособности 24
Глава 3. Иностранные инвестиции в Российской Федерации 26
3.1 Инвестиционный климат Российской Федерации 28
3.2 Структурный анализ инвестиций в России 31
3.3 Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. 39
Заключение 42
Список использованной литературы. 44

Работа содержит 1 файл

инвестиции курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Являясь важнейшим рычагом воздействия  на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономики в целом инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличение темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменение его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализации задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют ее задачи: выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики; поддержка развития малого и среднего бизнеса; обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства; стимулирование развития экспортного производства; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; реализация программы жилищного строительства в стране и др.

     Механизм  реализации инвестиционной политики государства должен включать в себя: выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно- правовой базы для функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

     Кроме государственной инвестиционной политики различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства. Именно государственная инвестиционная политика устанавливает правила игры в области инвестиций и создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности путем:

     - совершенствования системы налогов,  механизма начисления амортизации  и использования амортизационных  отчислений;

     - установления субъектами инвестиционной  деятельности специальных налоговых режимов;

     - защиты интересов инвесторов;

     -предоставления  субъектам инвестиционной деятельности  льготных условий пользования  землей и др. природными ресурсами;

     - принятия антимонопольных мер;

     - развития финансового лизинга;

     - проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

     - создания благоприятных условий  для привлечения иностранных  инвестиций;

     - научно-технической и кредитно-финансовой  политики и т.д.

     Региональная  инвестиционная политика – система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона и инвесторов. Ее целью является подъем экономики, повышение ее эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона. Задачами являются:

     - создание инфраструктуры инвестиционного  рынка;

     - определение приоритетных направлений  инвестирования;

     - поддержка инвестиций со стороны  местных властей;

     -обеспечение  интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический;

     - создание условий для притока  инвестиционных ресурсов в регионы;

     - формирование инвестиционной открытости  и привлекательности регионов, их  инвестиционного имидж. 

     Законодательство  и судебная защита

     Основополагающим  фактором является разработка законодательных  основ инвестиционного климата, важным направлением которой является формирование договорно-правовой и  организационной базы политики привлечения  иностранного капитала. Создание соответствующей юридической базы, регламентирующей порядок использования иностранного предпринимательского капитала и деятельности зарубежных компаний на территории страны. Принятие законов и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения объектов с участием иностранного капитала, передачи технологии, трудовых отношений, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения и т.д.

     В законодательстве существует два способа регулирования внешнеэкономических связей: международно-правовой и национально-правовой. Международно-правовое регулирование складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с осуществлением внешнеэкономических связей. Этот способ регулирования может происходить как на многосторонних, так и на двусторонних основах. Долгосрочные соглашения об экономическом сотрудничестве, включая торговые соглашения, в значительной степени повышают степень доверия к стране.

     Национально-правовое регулирование основано на использовании норм и институтов традиционных отраслей национальной системы права. Основу национального законодательства об инвестициях всех государств составляют положения-условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране. Цель этих гарантий – обеспечение взаимных интересов реципиента и донора.

     Для инвестора имеет значение стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Оценивается  эффективность судебной защиты в случае нарушения норм права, независимость судебной власти, исполнение решений третейских судов, а также решений международных судов.

     Налоги

     В области правового регулирования  прямых иностранных инвестиций немаловажную роль играют налоговая политика и принципы налогообложения. Как показывает мировой опыт, введение специальных льгот не является достаточно эффективным способом активизации иностранного инвестирования, поскольку эти стимулы создают неравенство в налогообложении, что может привести к нерациональному распределению капитала между отраслями экономики. Общая характеристика системы налогообложения играет более важную роль в решениях потенциальных инвесторов, чем специально введенные для них стимулы. Оценивается также деятельность налоговых и таможенных органов. Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. Значительная неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски, которые являются одной их главных составляющих для неблагоприятной оценки инвесторами.

           Значение в деле привлечения инвестиций имеет, в  частности, соглашение об избежании  двойного налогообложения доходов  и имущества, поскольку их заключение позволяет потенциальным инвесторам уменьшить сомнения и неуверенность  при вложении капитала в стране.

     Состояние государственного долга

     Фактором  нестабильности, связанным с возможной  финансовой несостоятельностью государства, является государственный долг, в  первую очередь внешний. Сопоставляют объем государственного долга с  источниками обеспечения, анализируют временную структуру платежей по обслуживанию государственного долга. Состояние государственного долга предопределяет кредитный рейтинг страны и величину процентных ставок, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях. Если Правительство не будет придерживаться общепринятых методов цивилизованного решения проблемы государственных обязательств, потенциальные инвесторы получат сигнал о неготовности государства соблюдать права собственности и контрактные обязательства, а это увеличит риск для капитала, вкладываемого в экономику, и сократит число желающих это делать.

     Соблюдение  обязательств по контрактам

     Оценивается культура контрактов, соблюдение обязательств, наличие механизма принуждения к исполнению контрактных обязательств (enforcement). Деловая этика, обычаи делового оборота, являются неотъемлемыми элементами рыночных отношений. Репутация компании и ее менеджмента, определяющая степень доверия контрагентов, складывается в течение длительного периода. Так как ни в контрактах, ни в законодательстве в принципе невозможно предусмотреть все конфликтные ситуации, то доверие, базирующееся на оценке предыдущих действиях контрагента, является непременной составляющей при принятии решения о заключении контракта.

     Банковская  система. Институты  финансового рынка

     Известно, что в создании нормального инвестиционного  климата важную роль играет банковская система принимающей страны. В  рыночной экономике финансовые организации, включая банковские учреждения, осуществляют следующие функции: расчетные операции и облегчение деловых операций, мобилизация капитала, снижение риска (хеджирование и страхование), мониторинг управления фирмы (корпоративное управление и контроль), финансирование фирм (кредит). Последние три функции имеют непосредственное отношение к предприятиям с иностранными инвестициями. Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска.  
 

     Валютная  и торговая политика

     Валютное  и таможенное регулирование оказывает заметное влияние на развитие внешнеэкономических связей: оно определяет удобство и эффективность их осуществления. Оцениваются механизмы поступления инвестиций, механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны; аспекты таможенного регулирования.

     2.1. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны

     Инвестиционный  климат есть следствие огромного количества самых разнообразных факторов, на нем сказывается все, и поэтому, он не может являться субъектом односторонних воздействий. Конкретно можно исследовать и проводить оценку лишь отдельных составляющих этого самого климата. Всегда любой опытный инвестор должен опираться при выборе объекта инвестирования на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.

     Как правило, в международной практике комплекс показателей общего инвестиционного климата страны оценивается в баллах, сумма которых дает представление о его состоянии на определенный момент. В соответствии с данной методикой страна, набирающая максимальную сумму баллов по используемым показателям, имеет наиболее благоприятный инвестиционный климат.

     В мировой практике для сравнительного анализа инвестиционного климата в различных странах мира принято использовать рейтинговые оценки ведущих международных рейтинговых агентств. Поскольку рейтинги впервые появились в США, то крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми службами и агентствами, специализирующимися на присвоении рейтингов являются Moody"s Investors, Standard & Poor"s, Fitch-IBCA. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и не только действуют по единым стандартам для всех стран, но имеют примерно одинаковые методики оценки кредитоспособности и шкалы рейтингов. Рейтинги, присвоенные международными службами, имеют ряд существенных недостатков: прежде всего, они ориентированы на международные финансовые рынки, и не всегда учитывают национальную и региональную специфику. В своей деятельности международные агентства защищают интересы, прежде всего американского бизнеса, вследствие чего склонны к занижению суверенного (странового) рейтинга, к которому "привязаны" субнациональные (региональные) и муниципальные рейтинги. Международные агентства и их национальные партнерские организации не занимаются "продвижением" рейтингов регионов и муниципалитетов внутри страны.

     В отличие от международных агентств, национальные полностью зависят  от доверия национальных эмитентов, инвесторов и других пользователей  рейтинга, вероятность конфликта  интересов которых значительно  меньше. Национальные агентства глубже понимают специфику внутреннего рынка, что позволяет им делать более объективные оценки. Вследствие указанных причин правительства ряда стран с конца 70-х годов стало поддерживать создание и деятельность национальных рейтинговых агентств, считая, что влияние американских агентств слишком велико и необъективно. И уже к 2002 году такие агентства существовали более чем в 100 странах мира.

     Достаточно  высокий кредитный рейтинг, присвоенный  специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности региона, города при любой коммерческой или финансовой операции, независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций, получения кредитов, выпуска ценных бумаг, сбыта продукции, или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет местному органу власти, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

     Рейтинг является важной составной частью общей программы поддержания отношений с инвесторами, способствуя повышению общей инвестиционной привлекательности. Выход региона на внешний, в том числе, международный рынок в современных условиях невозможен без наличия у него кредитных рейтингов, присвоенных ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики