Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций 4
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций 4
1.2 Источники инвестиций 7
1.3. Влияние иностранных инвестиций на экономическое 10
развитие принимающего государства 10
Глава 2. Факторы, формирующие инвестиционный климат 16
2.1. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны 22
2.2 Виды рейтингов кредитоспособности 24
Глава 3. Иностранные инвестиции в Российской Федерации 26
3.1 Инвестиционный климат Российской Федерации 28
3.2 Структурный анализ инвестиций в России 31
3.3 Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. 39
Заключение 42
Список использованной литературы. 44

Работа содержит 1 файл

инвестиции курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     К внутренним источникам финансирования инвестиций на микро уровне можно отнести амортизационные отчисления и прибыль предприятия или иными словами собственные средства, финансы поступающие от акционеров и собственников и деньги получаемые по операциям над основными фондами (например, аренда помещения). То есть любые средства, аккумулируемые за счёт различных внутренних факторов и обстоятельств относятся к внутренним. К внешним на этом уровне относятся деньги привлеченные за счёт продажи различных акций, средства получаемые за счёт кредитов и денег различных внешних инвестиционных фондов.

     На макроуровне уже другой порядок. Тут деньги привлечённые внутри страны являются внутренними, к ним помимо упомянутых относятся средства выделяемые различными инвестиционными и пенсионными фондами, кредитными организациями, государственная поддержка и целевые программы. Квнешним относится всё то, что приходит из за рубежа. Будь то иностранные инвестиции или кредиты иностранных банков и правительств.

     1.3. Влияние иностранных инвестиций на экономическое

     развитие  принимающего государства

     Зарубежные  инвестиции играют большую роль в  экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна.

         В качестве субъектов инвестиций, согласно Закону «Об иностранных инвестициях» 1999 г, в РФ могут выступать:

         иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

         иностранная организация(это понятие в Законе «Об иностранных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим  лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она была учреждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

         иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

         лицо  без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его проживания;

         международная организация, причем не любая организация, имеющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

         иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

         Как и любое другое сложное экономическое  явление, вложения иностранных капиталов  могут оказывать на экономику  принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

    • увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны;
    • поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т. д.;
    • использование местных сбережения для реализации прибыльных проектов;
    • привлечение местных капиталов и укрепление местного финансового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;
    • более полное использование местных природных ресурсов;
    • повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;
    • расширение ассортимента выпускаемой продукции;
    • развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;
    • расширение экспорта и поступления иностранной валюты;
    • увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ;
    • повышение уровня жизни и покупательной способности населения;
    • использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды;
    • развитие инфраструктуры и сферы услуг;
    • повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;
    • усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;
    • оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

         К отрицательным последствияминостранных  инвестиций относятся следующие:

    • репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного баланса принимающей страны;
    • увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;
    • подавление местных производителей и ограничение конкуренции;
    • усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;
    • игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;
    • возможная деформация структуры национальной экономики;
    • упадок традиционных отраслей национальной экономики;
    • усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);
    • ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете может привести к усилению технологической зависимости;
    • ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;
    • негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т. д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

         Разумеется, все перечисленные выше положительные  и отрицательные последствия  привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а лишь потенциально существуют.

         Важность  прямых иностранных инвестиций значительно  возросла в 1980— 1990-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта масштаба»).

         Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности:

         - выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.

         Иностранные инвесторы не получают экономических  преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли  в отличие от резидентов принимающей  страны, которые имеют более высокий  средний уровень доходов за счет притока ПИИ.

         Создание  зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению среднего уровня производительности труда. Различают  две основные причины этого явления.

         Зарубежные  компании имеют более высокий  уровень вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост производительности труда.

         Как правило, зарубежные компании — более  крупные структуры (по сравнению  с национальными фирмами) и содействуют  росту производительности труда  за счет т.н. эффекта масштаба.

         Кроме того, в зарубежных компаниях более  высокий средний уровень заработной платы с учетом того, что некоторая  доля роста средней производительности, связанная с притоком ПИИ, проходит через местные факторы производства;

         - второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний.

         Деятельность  последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным  образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта.

         ТНК предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками.

         Как правило, ТНК реинвестируют большую  часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике.

         Даже  когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных  производителей.

         Эффект  ПИИ на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ — основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

         Таким образом, приток иностранных инвестиций в экономику страны имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное предпринимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оценивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные. О том, каким образом происходит государственное регулирование и привлечение иностранных инвестиций в отдельные отрасли экономики, будет изложено в следующем разделе работы. Исследования этих вопросов позволят выявить роль иностранных инвестиций в экономике конкреьного государства.

     Глава 2. Факторы, формирующие  инвестиционный климат

     Имеет смысл более детально рассмотреть  некоторые факторы, формирующие  инвестиционный климат и имеющие  первостепенное значение для иностранных  инвесторов при принятии решения  об осуществлении внешнеэкономической деятельности.

     Государственное управление и экономическая  политика

     Государство выступает основным регулятором  экономических и социальных процессов, поэтому от его политики во многом зависит состояние страны, а значит и инвестиционный климат.

     Инвестиционная  политика государства - это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики