Инновационные стратегии как основа формирования инвестиционных стратегий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - комплексная характеристика и оценка инвестиционных и инновационных стратегий предприятия.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия инноваций и инвестиций;
- рассмотреть основные показатели инновационной и инвестиционной деятельности предприятия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Инвестиционный и инновационный анализ…………………….
1.1 Основные показатели в инновационной и инвестиционной деятельности предприятия……………………………………………………
1.2 Оценки эффективности инновационной деятельности……..
Глава 2 Инновационные стратегии как основа формирования инвестиционных стратегий……………………………………………………………
2.1 Значение инвестиционных и инновационных стратегий….
2.2 Оценка уровня показателей, определяющих характер инновационного развития предприятия………………………………
2.3 Типы инновационных стратегий……………………………..
Глава 3 Инвестиционная и финансовая стратегии……………………….
3.1 Финансово-инвестиционная стратегия предприятия………..
3.2 Классификация основных источников финансирования……
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 131.25 Кб (Скачать)

     Каждая  из перечисленных форм предполагает наличие определенного инновационного потенциала. В целом требуются  значительный потенциал исследователей, конструкторов, технологов, рабочих, занятых в сфере НИОКР, высокий уровень технологии, существенный задел НИОКР. Необходимость применения промежуточной стратегии вызывается занятостью традиционных рынков, что вызывает потребность поиска незанятой ниши.

     Стратегия создания нового рынка. Выход на рынок с продуктом, который никто не производит. Такая стратегия может быть реализована предприятием с достаточно сильной службой НИОКР, занимающейся разноплановыми исследованиями, в том числе междисциплинарными. Данная стратегия имеет некоторую общность с остронаступательной стратегией, но отличается от нее тем, что у фирмы, создавшей новые продукт и рынок, отсутствуют конкуренты.

     По  мере продвижения в процессе определения  приоритетов могут возникнуть дополнительные требования к анализу ситуации, понадобится самоопределение в новом контексте, оценка реальных ресурсов и проектной активности приведет к корректировке приоритетов, и т.д. Большое значение имеет выбор такого пространственного и временного масштаба анализа, который обеспечивал бы максимально точное и взвешенное стратегическое позиционирование.

     В процессе организационного проектирования очень важно выделить группу людей, которая приняла ценности развития и субъективировала тот или иной приоритет, сделав его предметом  концентрации сил и основой личного, профессионального и делового успеха. Организационные формы, которые создаются для реализации приоритетов, должны обеспечивать эффективное разграничение (перераспределение) полномочий в отношении использования инструментов стратегии, т.е. подкреплять конкретные управленческие функции необходимыми нормативно-правовыми статусами и ресурсами.

     Актуальность  разработки инвестиционной стратегии организации определяется рядом условий.

     Важнейшим из таких условий является интенсивность  изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений организации будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.

     Одним из условий, определяющих актуальность разработки инвестиционной стратегии организации, является ее предстоящий этап жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла организации присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

     Еще одним существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности организации, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т. п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности организации и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.

     Долгосрочные  инвестиции (в широком смысле слова - капиталовложения) представляют собой совокупность физических, нематериальных и финансовых активов, прямо вкладываемых на срок более одного года в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности, а также в связанные с этим процессом трудовые ресурсы с целью получения экономической выгоды, социального и экологического эффекта.

     Процесс инвестирования рассматривается как  стратегически направленное вложение различных экономических ресур­сов, осуществляемое с целью приобретения компанией (группой инвесторов) индивидуальных конкурентных преимуществ или получения в какой-либо форме (финансовых, имущественных, нематериальных и пр.) выгод в предстоящих периодах. Таким образом, инвестирование представляет собой способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, в результате которого соединяются те, кто предлагает временно свободные денежные средства, с теми, кто испытывает потребности в них.

     Инвестиционный  проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). 

     Глава 3    Инвестиционная и финансовая стратегии

  

     3.1   Финансово-инвестиционная стратегия предприятия 

     Под финансово-инвестиционной стратегией предприятия понимается совокупность стратегических решений, охватывающих выбор, приоритеты и размеры использования  возможных источников привлечения  и расходования финансовых средств. В зависимости от сферы принятия стратегических решений они различаются на:

    • технические (I),
    • маркетинговые (II),
    • социальные (III) и
    • управленческие (IV)

     Этот  вид стратегии можно считать  важнейшим, так как реализация товарно-ресурсной, технической, социальной и других компонент комплексной стратегии предприятия требует поддержки в виде совокупности базисных решений в сфере финансов.

     Из  указанных выше сфер принятия стратегических решений (Приложение 1) центральное место занимает товарно-рыночная (маркетинговая) стратегия, которая, как правило, в значительной степени индуцирует соответствующие стратегии и решения в других сферах (технической, социальной и управленческой).

     Однако  эти сферы принятия решений могут  быть реализованы также и автономно.

     Как уже говорилось, важной характеристикой стратегического решения является его масштабность: в большинстве случаев она тесно коррелирует с необратимостью последствий принятого решения, что и делает его стратегическим, важным для деятельности предприятия. В контексте финансово-инвестиционной стратегии это означает, что величины планируемых финансовых потоков должны быть значительными (например, по отношению к размеру предприятия), хотя в редких случаях возможны также и низкозатратные стратегические решения. Стратегические финансово-инвестиционные решения обычно связаны с привлечением внешних (по отношению к предприятию) источников финансирования, но в любом случае должны определять и расходование собственных средств.

     Совокупность  стратегических решений в маркетинговой, технической, социальной и управленческой сферах, локализованных во времени  и подчиненных определенной цели или задаче, образует проект развития предприятия, который является объектом финансирования. Увязка конкретного проекта развития предприятия со стратегическими решениями по источникам финансирования позволяет разработать соответствующий инвестиционный проект.

     Понятие финансово-инвестиционной стратегии  шире понятия инвестиционного проекта: в рамках одной комплексной социально-экономической стратегии может быть реализовано (последовательно или параллельно) несколько инвестиционных проектов. Кроме того, часть инвестиционно-финансовой деятельности предприятия протекает вне сферы конкретных проектов и направлена на поддержание непрерывности функционирования (жизнедеятельности) бизнеса.

     В рамках финансово-инвестиционной стратегии  могут быть выделены основные направления  инвестиционной деятельности предприятия. К ним относятся :

    1. инвестиции на поддержание простого воспроизводства (в основном из амортизационных фондов с привлечением дополнительных средств в случае инфляции и обесценения накоплений);
    2. вложения в капитальное строительство;
    3. инвестиции на прирост оборотных средств;
    4. финансирование инновационных разработок и НИОКР.

     Эти направления представляют стратегические ориентиры при формировании финансово-инвестиционной стратегии предприятия в ином разрезе, не совпадающем с проектным. Например, один инвестиционный проект расширения предприятия может включать в себя направления по финансированию капитального строительства, инвестиции на прирост оборотных средств, вложения в НИОКР. В то же время стратегическое решение об ориентации на инвестирование в строительство дополнительного здания (офисного или производственного назначения) означает, что преобладающая сумма средств (или преобладающее число инвестиционных проектов) будет в течение достаточно продолжительного времени связана именно с этим направлением инвестирования.

     Итак, описание финансово-инвестиционных стратегий  должно базироваться, с одной стороны, на основных направлениях предпринимательской активности предприятия и портфеле инвестиционных проектов, а с другой, – на анализе главных источников получения финансовых ресурсов – их доступности, уровне риска и эффективности использования, а также оценки их потенциальной емкости.

     Ввиду особой важности анализа источников финансирования в современных условиях, характеризующихся хроническим дефицитом финансовых средств на производственных предприятиях, остановимся на этом виде анализа более подробно.  

    3.2   Классификация основных источников финансирования 

     Классификацию основных источников финансовых средств предприятия составляют:

    1. фонды развития предприятия (нераспределенная прибыль, амортизация, резервы, неиспользованная часть социальных фондов и т.д.);
    2. ресурсы, привлеченные за счет дополнительной эмиссии ценных бумаг предприятия ;
    3. ресурсы, привлеченные в качестве консолидированных средств других предприятий (в рамках договоров интеграции);
    4. коммерческие и вексельные кредиты;
    5. банковские кредиты и ссуды различных видов;
    6. государственные (льготные) кредиты (в рамках централизованной инвестиционной программы);
    7. прямые государственные инвестиции (в рамках централизованной инвестиционной программы).

     Следует заметить, что кроме перечисленных  источников финансирования предприятий, в условиях переходного периода предприятиям в принципе доступны так называемые квазиинвестиционные ресурсы. Их существование обусловлено особым феноменом российской экономики, получившим название системы взаимных неплатежей. Вызывая острейший дефицит оборотных средств, неплатежи останавливают нормальный ход воспроизводства не только на уровне предприятия, но и на уровне экономики в целом. 

 

     Рис.3.1 Схема источников финансирования предприятия 

     Реакцией  предприятия на этот феномен является использование в своей деятельности особых неденежных форм инвестирования, которые с известной долей  условности можно рассматривать  как своеобразные инвестиционные источники  финансирования. К ним относятся: взаимные зачеты долгов предприятий, бартер (натуральный обмен произведенными товарами и услугами), накопление средств на особых счетах дочерних фирм. Паллиативный, суррогатный характер этих источников, а также их ограниченность очевидны. Взаимозачеты не решают проблему наличных денег (а они необходимы, например, для оплаты затраченного труда). Сфера применения двустороннего бартера очень ограничена, а построения его многоступенчатых цепочек значительно увеличивают продолжительность кругооборота капитала. Накопление средств на счетах дочерних фирм (так называемая полулегальная «вторая» экономика, получившая наибольшее распространение в сфере малого бизнеса, хотя и может оказаться «скорой помощью» при решении острых социальных проблем (например, при выплате долгов по зарплате), но имеет временный характер. Легализация финансовых источников приводит, как правило, к самоликвидации фирм, выполнявших роль «потайного кармана».

Информация о работе Инновационные стратегии как основа формирования инвестиционных стратегий