4. Создание благоприятных
условий налогового администрирования.
Создание благоприятных условий
налогового администрирования имеет
особое значение для инновационных
компаний. С учетом высокой мобильности
капитала в этой сфере, в
первую очередь, важно обеспечить
конкурентоспособность российской
налоговой системы в отношении
инновационных компаний (хотя повышение
качества налогового администрирования
является актуальной задачей
для всех налогоплательщиков). Это
предполагает внедрение как новых инструментов
налогового администрирования (создание
специальных инспекций для инновационных
организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков
в электронной форме, снижение периодичности
и сроков проведения проверок, единое
окно постановки на учет и подачи деклараций
по всем налогам), так и использование
неформальных инструментов и регламентов
(особый отбор сотрудников, добросовестное
исполнение обязанностей по информированию
налогоплательщиков о способах исполнения
законодательства о налогах и сборах,
отсутствие очередей, удобные часы работы
инспекций и т.д.).
Налог на прибыль организаций
1. Должны быть внесены
изменения в Кодекс, направленные
на сокращение возможностей минимизации
налогообложения, связанных с
переносом на будущее убытков
поглощаемых (реорганизуемых) или
приобретаемых компаний. Отсутствие
ограничений создает на рынке
искаженные стимулы, направленные
на приобретение неэффективного
бизнеса без последующего его
развития
Во-первых, необходимо изменить
действующие правила, ограничивающие
отнесение процентов на расходы,
установленные Кодексом. В частности,
в рамках регулирования трансфертного
ценообразования необходимо разработать
правила определения сопоставимого
уровня процентной ставки для их использования
при определении рыночного уровня
отнесения процентов в отношениях
между взаимозависимыми лицами, а
также между лицами, сделки между
которыми будут признаваться контролируемыми.
Во-вторых, с учетом внесения
изменений в законодательство, направленных
на противодействие минимизации
налогообложения посредством трансфертного
ценообразования, следует изменить
подходы к противодействию практики
«недостаточной капитализации». Под
практикой «недостаточной капитализации»
понимается замещение финансирования
дочерних организаций через участие
в капитале, что подразумевает
распределение получаемой прибыли
с помощью облагаемых налогом
дивидендов, финансированием при
помощи предоставления заемных средств
и последующем распределении
прибыли через уплату относимых
на расходы процентов. Ограничения
на отнесение процентов по займам,
предоставленным взаимозависимыми
лицами, с точки зрения противодействия
«недостаточной капитализации» следует
уточнить с учетом новых правил определения
взаимной зависимости лиц.
В-третьих, следует изменить
показатели, на которых основан расчет
предельного уровня процентов по
долговым обязательствам, принимаемых
к вычету из базы по налогу на прибыль
организаций (данный способ используется
по выбору налогоплательщика). В настоящее
время по долговым обязательствам,
оформленным в рублях, в качестве
такого показателя применяется ставка
рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, увеличенная
в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным
в иностранной валюте, используется
фиксированная ставка в размере
15% годовых.
2. С 2011 года будет усовершенствован
механизм учета для целей налогообложения
расходов организаций на освоение
природных ресурсов.
Необходимо разрешить
налогоплательщикам относить на расходы
при определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций затраты на освоение
природных ресурсов, связанные с подготовкой
территории к ведению горных работ; по
устройству временных подъездных путей
и дорог для вывоза добываемых горных
пород, полезных ископаемых и отходов,
подготовку площадок для строительства
соответствующих сооружений, хранения
плодородного слоя почвы, предназначенного
для последующей рекультивации земель,
хранения добываемых горных пород, полезных
ископаемых и отходов, а также расходов
по возмещению комплексного ущерба, наносимого
природным ресурсам землепользователями
3. Начиная с 2011 года, должна
быть введена в действие новая редакция
положений Кодекса, направленных на уточнение
порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков,
осуществляющих деятельность, связанную
с использованием объектов обслуживающих
производств и хозяйств. Редакция, действующая
в настоящее время, содержит определение
объектов обслуживающих производств и
хозяйств, не позволяющее однозначно определить
виды деятельности, по которым на доходы
(убытки) распространяется установленный
этой статьей режим определения налоговой
базы.
Налог на добавленную стоимость
1. Необходимо разрешить
оформление счетов-фактур с отрицательными
показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования
порядка применения налоговых вычетов
при предоставлении скидок.
2. Необходимо установить
порядок восстановления сумм
НДС, ранее правомерно принятых
к вычету, по строительно-монтажным
работам, а также по товарам
(работам, услугам), приобретенным
для выполнения строительно-монтажных
работ при проведении модернизации
(реконструкции) объектов недвижимости
3. Необходимо на законодательном
уровне установить, что при выбытии
основных средств в результате чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий, несмотря
на то, что такое выбытие формально не
связано с операциями по реализации, не
производится восстановление сумм НДС,
ранее принятых к вычету по таким товарам.
Акцизное налогообложение
В целях дополнительного
обеспечения поступления в бюджетную
систему Российской Федерации акцизов
на этиловый спирт, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в соответствии
с утвержденным Правительством Российской
Федерации комплексом мер по повышению
эффективности регулирования рынка
алкогольной продукции в Российской
Федерации и производства этилового
спирта, предлагается внести изменения
в действующий порядок исчисления
и уплаты акцизов на указанные
подакцизные товары, что должно привести
к повышению эффективности акцизного
налогообложения алкогольной продукции,
а также к снижению возможностей для уклонения
от налогообложения.
Введение налога на недвижимость
В Бюджетном послании Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации «О бюджетной
политике в 2010-2012 годах» указывается
на необходимость скорейшего создания
условий для введения местного налога
на недвижимость, прежде всего, завершение
формирования кадастра объектов недвижимости.
Для введения налога на недвижимость
необходимо формирование государственного
кадастра недвижимости, а также формирование
порядка определения налоговой
базы, в качестве которой должна
выступать кадастровая стоимость
объектов недвижимости. Помимо этого для
введения налога на недвижимость необходимы
разработка и принятие таких документов,
как методика кадастровой оценки недвижимости,
методика проверки результатов кадастровой
оценки недвижимости, проведение работ
по кадастровой оценке объектов недвижимости
и информационному наполнению государственного
кадастра недвижимости.
Налог на добычу полезных ископаемых
В целях дальнейшего совершенствования
налогообложения НДПИ добычи углеводородного
сырья предполагается следующее.
1. Надлежит оценить целесообразность
введения с 2011 года «налоговых
каникул» по НДПИ, а именно
установление ставки НДПИ в
размере 0 рублей на определенный
срок при добыче нефти на
новых месторождениях севера
Ямало-Ненецкого округа.
2. Необходимо изменить
порядок налогообложения НДПИ
объемов добычи природного газа,
закачиваемых обратно в пласт
для поддержания пластового давления
в пределах одного участка
недр в целях повышения коэффициента
извлечения газового конденсата
при разработке газоконденсатных
месторождений с применением
технологии сайклинг-процесса.
3. В целях создания стимулов
для разработки малых месторождений
нефти следует провести анализ
целесообразности установления
понижающих коэффициентов к ставке
НДПИ при добыче нефти на
новых участках недр с незначительными
начальными извлекаемыми запасами.
4. Следует продолжить работу
по определению оптимального
размера ставки НДПИ, взимаемого
при добыче газа горючего природного
с учетом динамики цен на
газ.
Водный налог
Действующие ставки водного
налога не способствуют заинтересованности
хозяйствующих субъектов в организации
рационального водопользования (водоемкость
производства в России в несколько раз
выше в сравнении с промышленно развитыми
странами). Таким образом, для приведения
уровня налоговой нагрузки пользователей
водными объектами в 2011-2013 годах к уровню
эффективной налоговой нагрузки 2004 года
необходима индексация ставок водного
налога. Для решения данной проблемы будет
продолжена работа по подготовке предложений,
предусматривающих проведение индексации
ставок водного налога.
Налогообложение в рамках
специальных налоговых режимов.
Предусмотренные в настоящее
время специальные налоговые
режимы (упрощенная система налогообложения
на основе патента и система налогообложения
в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности) нуждаются в реформировании.
Сфера применения системы налогообложения
в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности будет сокращаться, в
том числе в целях избежания
конкуренции с упрощенной системой налогообложения
на основе патента. В перспективе система
налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов
деятельности будет отменена.
Налоговое администрирование.
1.Совершенствование налогового
контроля за использованием трансфертных
цен в целях налогообложения. В условиях
глобализации экономики, концентрации
капитала и появления крупных транснациональных
корпораций трансфертное ценообразование
представляет собой явление, существование
которого объективно вызвано такими процессами.
При осуществлении налогового контроля
одной из основных задач налоговых органов
является недопущение потерь бюджетной
системы Российской Федерации от использования
трансфертных цен. Новое законодательное
регулирование налогового контроля за
трансфертным ценообразованием направлено,
с одной стороны, на эффективное противодействие
использованию трансфертных цен в сделках
между организациями, осуществляющими
свою деятельность в юрисдикциях с различными
налоговыми режимами, в целях уклонения
от налогообложения, с другой стороны,
не должно создавать препятствий для деятельности
добросовестных налогоплательщиков.
2. Введение в законодательство
о налогах и сборах института
консолидированных групп налогоплательщиков
и особого порядка исчисления
налога на прибыль организаций
для участников таких групп. Важное
направление налоговой реформы связано
с созданием и введением в Российской
Федерации института консолидированной
налоговой отчетности по налогу на прибыль
организаций. Институт консолидированной
налоговой отчетности при исчислении
группой компаний своих обязательств
по налогу на прибыль организаций и налогообложение
доходов семьи широко используются в зарубежных
странах. Консолидированной группой налогоплательщиков
предусматривается признавать добровольное
объединение налогоплательщиков на основе
договора в целях консолидации обязанностей
по уплате налога на прибыль организаций.
Консолидированная группа налогоплательщиков
составляет единую налоговую декларацию,
отражающую сведения о консолидированной
расчетной базе, определенной в целом
по группе, а также о налоговой базе каждого
участника группы [32].
3. Совершенствование порядка
учета налогоплательщиков. Сохраняют
актуальность вопросы совершенствования
порядка учета в налоговых
органах организаций (их обособленных
подразделений), в том числе крупнейших
налогоплательщиков.
4. Ограничение применения
льгот, предусмотренных действующими
международными договорами об
избежании двойного налогообложения.
Одной из важнейших мер в области налоговой
политики будет являться внесение изменений
Кодекс в целях противодействия использованию
международных налоговых соглашений в
неблаговидных целях, а также в целях создания
налоговых стимулов для перехода организаций
из оффшорных зон в юрисдикцию Российской
Федерации.
5. Внедрение системы электронных
счетов-фактур. Использование счетов-фактур
в электронном виде существенно
повысит качество и оперативность
сбора информации, упростит и
ускорит процедуры проверок деятельности
налогоплательщиков, в целом положительно
скажется на эффективности администрирования
НДС [34, c. 6].
Кроме того, в период 2011-2013
годов предусматривается осуществление
следующих мер, в том числе
направленных на дальнейшее совершенствование
налогового администрирования и
налогового контроля:
- упорядочение осуществления
налоговыми органами контроля
исполнения кредитными организациями,
иными платежными агентами обязанностей
по перечислению налогов и
сборов в бюджетную систему
Российской Федерации;
- улучшение качества и
обеспечение действенности налогового
контроля, в том числе в отношении
крупного бизнеса, российских, иностранных
организаций - участников транснациональных
образований и иностранных граждан, осуществляющих
деятельность в Российской Федерации;
- урегулирование в Кодексе
порядка уплаты налогов и сборов
с использованием электронных
платежных средств;
- продолжение последовательного
расширения электронного документооборота
в налоговой сфере, упорядочение
взаимодействия, в том числе посредством
передачи документов в электронном
виде, между налоговыми органами
и банками, органами исполнительной
власти, местными администрациями,
другими организациями, которые
обязаны сообщать в налоговые
органы сведения, связанные с
учетом налогоплательщиков;
- совершенствование положений
Кодекса о зачете, возврате сумм
излишне уплаченных (излишне взысканных)
налогов и сборов, а также об
уточнении налоговых платежей;
- совершенствование порядка
досудебного урегулирования споров
между налоговыми органами и
другими участниками отношений,
регулируемых законодательством
о налогах и сборах;