Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов.
Первые налоговые
Необходимо отметить, что
на развитие советского налогообложения
в начале 20-х годов большое
влияние оказало налоговое
В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений — действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.
Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания новой экономической политики, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.
В 1930—1932 гг. в СССР была проведена
кардинальная налоговая реформа (постановление
ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930
года), в результате которой была
полностью упразднена система акцизов,
а все налоговые платежи
Существующие налоги с
населения не имели большого значения
в бюджете государства. Однако в
связи с началом Великой
Основным налоговым платежом
того периода выступал налог с
оборота, своего рода акциз на товары
народного потребления —
К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета.
Эпоха перестройки и постепенного
переход на новые условия хозяйствования
с середины 80-х годов объективно
вызвала возрождение
14 июля 1990 года был принят
Закон СССР «О налогах с
предприятий, объединений и
Данное положение
Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость", Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц" [53, c.12].
Действующая ныне налоговая
система России практически введена
с 1992 г. Перечень применяемых видов
налогов практически
1.2. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
Понятие "налоговая система"
следует отнести к
В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами» [52, с. 351].
В «Финансово-кредитном
Большинство авторов рассматривают
налоговую систему очень узко.
Черник Д. Г., Починок А. П. раскрывают
понятие «налоговая система» как
«совокупность налогов, сборов, пошлин
и других платежей, взимаемых в
установленном порядке с
Удачное определение налоговой
системы содержится в работе А. Ю.
Казака, который считает, что это
«совокупность всех налогов, методы
и принципы их построения, способы
исчисления и взимания налогов, налоговый
контроль, устанавливаемые
Положительным моментом в данном определении является попытка автора расширить спектр составных частей налоговой системы, однако дефиниция не получилась достаточно полной, так как не включает участников налоговых отношений и законодательство как самостоятельный ее элемент, а не средство обеспечения остальных составляющих налоговой системы.
Алиев Б. Х. дает следующее определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе» [1, с. 117].
Александров И.М. рассматривает
налоговую систему как
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости [25, c.54].
Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным
рычагом государственного регулирования.
От успешного функционирования налоговой
системы во многом зависит результативность
принимаемых экономических
Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.
К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
- собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;
- законодательная база для строительства налоговой системы;
- механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;
- виды налогов;
- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;
- система налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля и др.
Мировая практика организации
налоговых систем показывает, что
существуют следующие варианты их построения:
разграничение налоговых
К экономическим факторам,
характеризующим налоговую
Мировая практика свидетельствует,
что существует множество принципов,
применяемых государствами при
строительстве налоговых
Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации