Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 101.27 Кб (Скачать)

 

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе новой экономической  политике. Интересно отметить, что  переход на новые экономические  отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям  — «О замене продразверстки продовольственным  налогом". В этот же период закладываются  основы налоговой системы советского государства.

 

Необходимо отметить, что  на развитие советского налогообложения  в начале 20-х годов большое  влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства  ряда её черт. Среди прямых налогов  выделялись промысловый налог, которым  облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный  налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию — по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась  по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное  налогообложение и дистимулирующие налоги.

 

В связи с непоследовательностью  и бессистемностью проведения экономической  политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений — действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

 

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания новой экономической политики, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

 

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена  кардинальная налоговая реформа (постановление  ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота  и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

 

Существующие налоги с  населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в  связи с началом Великой Отечественной  войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации  дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству» содействует росту населения страны. Это налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

 

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с  оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и  т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота  составляли 41% в составе всей доходной части бюджета [6, c.77].

 

К началу реформ середины 80-х  годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и  его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета.

 

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х  годов предпринимается серьезная  попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

 

14 июля 1990 года был принят  Закон СССР «О налогах с  предприятий, объединений и организаций»  — первый унифицированный нормативный  акт, урегулировавший многие налоговые  правоотношения в стране. В этот  же период налоги становятся  инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Президентом СССР М.Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения — Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот.

 

Данное положение стимулировало  компанию по «переподчинению» предприятий  и направление всех налоговых  потоков в российский, а не в  союзный бюджет.

 

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически  самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему  формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая  реформа, были подготовлены и приняты  основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость", Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц" [53, c.12].

 

Действующая ныне налоговая  система России практически введена  с 1992 г. Перечень применяемых видов  налогов практически соответствует  общепринятому в современной  рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. 31 июля 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году вторая. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений [23, c.27].

 

1.2. Понятие, принципы построения  и основные функции налоговой  системы Российской Федерации

 

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть  принципы и основные функции.

 

Понятие "налоговая система" следует отнести к дискуссионным  вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов, как  для юристов, так и для специалистов в сфере экономики, а также  для социологов и политологов. С  одной стороны, термин "налоговая  система" является очень распространенным и постоянно используется в нормативных  актах, судебных решениях, научных исследованиях  и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Разные авторы вкладывают в термин "налоговая  система" различное содержание или  применяют этот термин для обозначения  различных общественных отношений [28, c.12].

 

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы.

 

В «Экономическом словаре» под  ред. Архипова А. И. содержится следующее  определение налоговой системы  — «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами» [52, с. 351].

 

В «Финансово-кредитном энциклопедическом  словаре» под ред. Грязновой А. Г. налоговая система определяется как «совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства» [12, с.607].

 

Большинство авторов рассматривают  налоговую систему очень узко. Черник Д. Г., Починок А. П. раскрывают понятие «налоговая система» как  «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц  на территории страны, а также форм и методов их построения». Примерно аналогичного мнения придерживаются Салин Л. В., Злобина Л. А. и Н. И. Рязанова [7, c.112], подобный подход содержится также в учебнике «Финансы» под ред. В. В. Ковалева [21, с. 97].

 

Удачное определение налоговой  системы содержится в работе А. Ю. Казака, который считает, что это  «совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы  исчисления и взимания налогов, налоговый  контроль, устанавливаемые законодательством» [18, с. 187].

 

Положительным моментом в  данном определении является попытка  автора расширить спектр составных  частей налоговой системы, однако дефиниция  не получилась достаточно полной, так  как не включает участников налоговых  отношений и законодательство как  самостоятельный ее элемент, а не средство обеспечения остальных  составляющих налоговой системы.

 

Алиев Б. Х. дает следующее  определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе» [1, с. 117].

 

Александров И.М. рассматривает  налоговую систему как совокупность и структура различных видов  налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения [2, c.23].

 

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости [25, c.54].

 

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации  и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

 

Более подробно налоговую  систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, политических факторов.

 

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

 

-  собственная налоговая  доктрина и налоговая политика  государства;

 

-  законодательная база  для строительства налоговой  системы;

 

-  механизм установления  и ввода в действие налогов  и сборов;

 

-  виды налогов;

 

-  порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

 

-  система налоговых  органов;

 

-  формы и методы  налогового контроля и др.

 

Мировая практика организации  налоговых систем показывает, что  существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых источников по бюджетным уровням; система долевого участия бюджетных звеньев в  использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

 

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему  можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и  косвенными налогами; соотношение между  налогами и объёмами внутренней и  внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

 

Мировая практика свидетельствует, что существует множество принципов, применяемых государствами при  строительстве налоговых систем, и что каждое государство строит свою налоговую систему с учётом специфики, складывающихся в данном обществе условий. Поэтому в каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов  налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход [3, c.48].

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации