Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 101.27 Кб (Скачать)

 

Данные определения налога и сбора заключают в себе следующие  отличия.

 

Налоги поступают в  пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят  индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам  не относятся.

 

Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными  органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах  плательщиков сборов, поэтому главной  особенностью сбора является его  индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора [10, c.142].

 

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики.

 

К налогоплательщикам относятся, в частности:

 

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

 

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налоговыми  агентами;

 

3) налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  по контролю и надзору в  области налогов и сборов, и  его территориальные органы).

 

Также должны быть определены элементы налогообложения:

 

1) объект налогообложения  - им могут являться операции  по реализации товаров (работ,  услуг), имущество, прибыль, доход,  стоимость реализованных товаров,  либо иной объект, имеющий стоимостную,  количественную или физические  характеристики, с наличием которого  у налогоплательщика законодательство  связывает возникновение обязанности  по уплате налога;

 

2) налоговая база - представляет  собой стоимостную, физическую  или иную характеристики объекта  налогообложения;

 

3) налоговый период - под  ним понимается календарный год  или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая  база и исчисляется сумма налога

 

4) налоговая ставка - представляет  собой величину налоговых начислений  на единицу измерения налоговой  базы;

 

5) порядок исчисления налога;

 

6) порядок и сроки уплаты  налога [38, с. 218].

 

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот.

 

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики  могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

 

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень налогов  и сборов.

 

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

 

1) Федеральными налогами  и сборами признаются налоги  и сборы, которые установлены  НК РФ и обязательны к уплате  на всей территории РФ.

 

2) Региональными налогами  и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ  и законами субъектов РФ о  налогах и обязательны к уплате  на территориях соответствующих  субъектов РФ. К региональным  налогам и сборам относятся:

 

3) Местными налогами и  сборами признаются налоги, которые  устанавливаются НК РФ и нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если  иное не предусмотрено НК РФ [29].

 

 

Рис 1.1. - Налоги и сборы  в Российской Федерации

 

 

 

Следует отметить, что в  перечне налогов и сборов отсутствуют  патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также  обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных  органов [9].

 

Налоговым кодексом устанавливаются  также специальные налоговые  режимы:

 

-  Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей

 

-  Упрощённая система  налогообложения

 

-  Единый налог на  вменённый доход

 

-  Система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции

 

Налогоплательщики и плательщики  сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

 

-  получать по месту  своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию (в  том числе в письменной форме)  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

 

-  получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах  Российской Федерации и органов  местного самоуправления - по вопросам  применения соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления о местных налогах  и сборах;

 

-  использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

 

-  получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  НК РФ;

 

-  на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных  налогов, пени, штрафов;

 

-  представлять свои  интересы в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

 

-  представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

 

-  присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

 

-  получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

 

-  требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

 

-  не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам;

 

-  обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

 

-  требовать соблюдения  налоговой тайны;

 

-  требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие  права, установленные действующим  налоговым законодательством.

 

Налогоплательщики обязаны:

 

-  уплачивать законно  установленные налоги;

 

-  встать на учет  в налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена НК  РФ;

 

-  вести в установленном  порядке учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения,  если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

 

-  представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации  по тем налогам, которые они  обязаны уплачивать, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах, а также  бухгалтерскую отчетность в соответствии  с Федеральным законом "О  бухгалтерском учете";

 

-  представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных НК  РФ, документы, необходимые для  исчисления и уплаты налогов;

 

-  нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

 

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством  реализации полномочий, предусмотренных  НК РФ и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

 

Налоговые органы вправе: 1) требовать  от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным  государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями  для исчисления и уплаты (удержания  и перечисления) налогов, а также  пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений, 5) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, 6) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), 7) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований [37, с.147].

 

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах  и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ [4, c.43].

 

На основании изучения теоретических основ налоговой  системы можно сделать следующий  вывод - налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации  и регионов. Правовое регулирование  налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

 

 

 

 

2. Анализ функционирования  налоговой системы

 

 

2.1 Проблемы и ограничения  развития современной налоговой  системы

 

По мнению многих ученых и  практиков, современная налоговая  система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной  и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению  отчетности и компьютеризации.

 

Множество льгот по видам  налогов для различных групп  субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки  огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и  хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку  и обслуживание аппаратуры, что требует  больших затрат на налоговое администрирование. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов [16, c.3].

 

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной  налоговой системе РФ, приводят к  несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу  субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности  выплат или выплате заработной платы  через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики [2, c. 161].

 

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения  на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое  развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

 

Эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том  числе и в отношении к каждому  конкретному налогу. Эффективное  налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и  задачами, которые ставит перед собой  государство при управлении экономикой страны.

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации