Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 101.27 Кб (Скачать)

 

Расчет налога был осуществлен  на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта  и экспорта, курса доллара США  по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2010 год.

 

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный  бюджет на 2011 год прогнозируется в  сумме 1 400 632,7 млн. рублей. Расчеты поступления  налога на добычу полезных ископаемых произведены на основании планируемого объема добычи полезных ископаемых, прогнозируемого  уровня цен на полезные ископаемые, среднегодового курса доллара США  по отношению к рублю, а также  с учетом изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января 2011 года. Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 1 522 167,9 млн. рублей (2,72% к ВВП), что  на 121 535,2 млн. рублей или на 8,7 % больше суммы, планируемой на 2011 год. На увеличение поступления налога оказывают влияние:

 

- повышение ставки налога  на добычу полезных ископаемых  на нефть с 419 до 446 рублей за  тонну;

 

- изменение мировой цены  на нефть марки "Юралс";

 

- повышение ставки налога  на добычу полезных ископаемых  на газ горючий природный с  237 до 251 рубля за 1000 куб. м.;

 

- увеличение прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю;

 

- рост прогнозируемых  объемов добычи газа горючего  природного;

 

- повышение цен на газовый  конденсат.

 

 

 

2.3 Анализ поступлений  налоговых платежей на региональном  уровне на примере Ямало-Ненецкого  автономного округа

 

Для представления о социально- экономическом положении субъекта считаем необходимым привести следующие  данные.

 

Ямало-Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации. Входит в состав Тюменской области (Уральский  федеральный округ).

 

В составе автономного  округа 13 муниципальных образований, в том числе 7 городов и 6 районов. Наиболее крупными городами являются: Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Салехард, Муравленко.

 

Основой экономики округа является добыча и транспортировка  природного газа. На территории округа добывается около 90% всего российского  газа. На территории Ямало-Ненецкого  автономного округа открыто более  двухсот месторождений углеводородов, которые содержат 72,5% текущих разведанных  запасов газа России.

 

Численность населения области  составляет 523,4 тыс. человек, из них 267,7 составляют мужчины и 255,7 - женщины. Удельный вес городского населения - 83,4 (443,9 тыс. чел.). Удельный вес сельского  населения - 16,6% (79,5 тыс. чел.). Численность  экономически активного населения  составляет 306,0 тыс. человек.

 

Валовой Региональный Продукт  Ямало-Ненецкого автономного округа в 2007 году составил 639 084,00 млн. рублей

 

Основными проблемами округа являются сложные климатические  условия, неразвитая транспортная инфраструктура.

 

Наиболее перспективными направлениями является расширение транспортной сети, в первую очередь  наземной, что позволит сократить  затраты на доставку всех грузов как  в округ, так и за его пределы. А также развитие металлургического  и лесоперерабатывающего комплекса.

 

Добычу газа в ЯНАО производят 38 предприятий на 81 месторождении. Наибольший объем по добыче газа приходится на дочерние предприятия ОАО «Газпром»:

 

ООО «Уренгойгазпром»,

 

ООО «Ямбурггаздобыча»,

 

ООО «Надымгазпром»,

 

ООО «Ноябрьскгаздобыча».

 

Ведущим направлением отрасли  является рыбная промышленность. Ведущие  предприятия по производству рыбной продукции - ОАО «Аксарковский рыбозавод», ОАО «Рыбная корпорация «ЯМАЛ»», ОАО «Салехардский рыбоконсервный завод».

 

В регионе зарегистрировано около 1,2 тыс. единиц малых предприятий. Из них 0,2 тыс. единиц - в сфере промышленности, 0,8 тыс. единиц - в строительстве и 0,5 тыс. единиц функционируют в сфере торговли и общественного питания. Остальные - в сфере сельского хозяйства, транспорта, науки и научного обслуживания [39].

 

По состоянию на 01.03.2010 года всего на налоговом учете  состоит:

 

-  количество зарегистрированных  физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей  – 16600;

 

-  количество зарегистрированных  физических лиц в качестве  глав крестьянских (фермерских) хозяйств  – 15;

 

-  количество физических  лиц прекративших деятельность  в качестве индивидуальных предпринимателей  – 16363;

 

-  количество физических  лиц прекративших деятельность  в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств – 7.

 

-  количество вновь  созданных юридических лиц –7771;

 

-  количество прекративших  деятельность юридических лиц  – 5000;

 

-  количество юридических  лиц, зарегистрированных до 01.07.2002 в соответствии с п.3 ст.26 закона  № 129-ФЗ – 3444.

 

Крупнейшие налогоплательщики  субъекта:

 

ООО "Газпром трансгаз Югорск", ООО "Газпром добыча Надым", ООО "Газпром добыча Ямбург", ОАО «Газпромбанк", ООО Газпром добыча Уренгой», ОАО Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз», ООО «Газпромэнерго», ОАО «Газпром», ООО «Газпром подземремонт Уренгой», ООО «Газфлот», ОАО «Сургутнефтегаз»

 

Поступления данной группы налогоплательщиков на территории составляют 80% от общей  суммы поступлений во все уровни консолидированного бюджета[45].

 

Данные о состоянии  налоговых доходов приведены  в таблице 2.3.1. Таблица позволяет  сделать вывод о том, что за рассмотренный период налоговые  поступления увеличились на 20% , а  в денежном выражении это составляет 18 087 млн. рублей.

 

Таблица 2.3.4 - Налоговые доходы консолидированного бюджета ЯНАО в  млн. руб.. 2007 год Удельный вес 2008 год Удельный вес 2009 год Удельный вес Изменения за период

сумма сумма сумма руб. %

Налоги на прибыль 48 288 53,8 63 113 57,02 55 283 51,26 6995 114

НДФЛ 20 567 23,7 25 933 24,22 26 200 24,3 5633 127

Акцизы по подакцизным  товарам 364 0,4 228 0,19 294 0,25 -70 81

Налоги на имущество 16 107 17,9 19 637 16,94 22 516 20,88 6409 139

Транспортный налог 451 0,5 548 0,4 630 0,1 179 140

Налог на игорный бизнес 196 0,2 104 0,1 32 0,1 -164 16

Земельный налог 182 0,2 157 0,1 158 0,1 -24 86

Налоги за пользование  природными ресурсами 4 425 4,9 6 215 5,4 3 545 3,29 -880 80

итого 89752 100 115 938 100 107 839 100 18 087 120

 

 

Источник: [45]

 

Налоговые поступления в 2007 году составили 89752 млн.рублей, вертикальный анализ показал, что по видам налогов, формирующим основную часть налоговых доходов территориального бюджета самыми значимыми являются: налог на прибыль организаций, который составил 48 288 млн. рублей, налог на доходы физических лиц, равный 20 567 млн. рублей и налог на имущество организаций составляющий 16 107 млн. рублей – их поступления в совокупности составили 84962 млн. рублей или 94,7% от всех поступлений в консолидированный бюджет субъекта (соответственно по данным налогам – 53,8%, 23,7% и 17%).

 

Рис. 3. 8 - Структура поступлений  доходов в консолидированный  бюджет Ямало-Ненецкого автономного  округа по видам налогов в 2007г

 

 

 

В 2008 году доходная часть  бюджета в виде налоговых отчислений увеличилась по сравнению с предыдущим периодом и составила 115 938 млн. рублей.

 

Структурный состав налогов  выглядит следующим образом: наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который составил 57,02%, следующий  по величине налог на доходы физических лиц равный 24,22%, и третий, формирующий  значимую часть доходов, налог на имущество организаций составляет 16,2 % всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

 

Анализ структуры налоговых  доходов консолидированного бюджета  Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 показал, что значимые налоги, которые  формируют бюджет, не меняются: налог  на прибыль организаций, который  составил 55 283 млн. рублей, налог на доходы физических лиц, равный 26 200 млн. рублей и налог на имущество организаций  составляющий 21 638 млн. рублей. Стоит  отметить и наличие других, не менее  важных налогов, таких как: транспортный налог, составляющий 630 млн. рублей, земельный  налог равный 158 млн. рублей, налог  на игорный бизнес, составляющий 32 млн. рублей.

 

Рис. 3.9 - Структура поступлений  доходов в консолидированный  бюджет Ямало-Ненецкого автономного  округа по видам налогов в 2009г

 

 

 

Анализ динамики налоговых  поступлений позволил определить, как  изменились суммы налоговых доходов  в рассматриваемом периоде.

 

Сумма налога на прибыль организаций  увеличилась на 14% ,что составило 6995 млн. рублей, налог на доходы физических лиц увеличился на 27% ,что составило 5633 млн. рублей, сумма налога на имущество  организаций увеличилась на 42% ,что  составило 6407 млн. рублей. Положительная  динамика наблюдается не у всех налогов, за рассматриваемый период уменьшились  поступления таких налогов как, налог на игорный бизнес (164 млн. рублей), земельный налог(24 млн. рублей), налоги за пользование природными ресурсами(880 млн. рублей).

 

Таким образом, анализ налоговых  поступлений федерального бюджета  показал, что имеют место положительные  тенденции в динамике практически  всех видов налоговых доходов, наибольший доход приносят налог на прибыль  организаций, налог на добавленную  стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами. В рассматриваемом периоде  наблюдается увеличение поступлений  практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость  составил в 2010 году 41 % всех налоговых  поступлений, против 39% предыдущего  года. Однако всвязи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2008 годом более чем в три раза и составили 8%. налоговых доходов.

 

Проанализировав налоговые  доходы консолидировнного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа можно сделать вывод, что поступления налогов в 2009 году уменьшились по сравнению с 2008 годом и составили 107 839 млн.руб. Наибольшую долю в налоговых доходах занимает налог на прибыль ,который составляет 51% всех налогов в регионе.

 

 

3.Направления совершенствования  налоговой системы Российской  Федерации

 

 

3.1 Предложения по совершенствованию  налогового регулирования

 

К основным направлениям совершенствование  налогового регулирования можно  отнести:

 

-  снижение общей налоговой  нагрузки;

 

-  упорядочение и упрощение  налогового законодательства;

 

-  увеличение доходов  бюджета за счет выведения  бизнеса «из тени».

 

Для успешного функционирования налоговой системы государства  необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей  области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать  выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых  норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма  страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

 

Все устанавливаемые в  стране налоги имеют единую цель —  формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования  он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу — доходы физических и юридических  лиц, изъятие которых не может  превышать налогового предела.

 

Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость  всех взимаемых налогов, и необходимость  централизованного регулирования  основных принципов их взимания.

 

Особого внимания заслуживает  принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

 

Облегчение налогового бремени  для добросовестного налогоплательщика  без ущерба для бюджета в целом  может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция  уже прослеживается в Налоговом  кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в  действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в  результате лоббирования интересов  отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

 

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные  потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной  ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная  база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые  позволяли заметно сокращать  эффективную ставку налога. Результатом  налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

 

Сокращение налоговой  нагрузки на уровне федерального бюджета  было компенсировано ростом налоговых  поступлений от увеличения налоговой  базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

 

Предложения по совершенствованию  налогового регулирования:

 

-  Ввести прогрессивную  шкалу подоходного налога, практически  во всех странах, добившихся  успехов в экономике, действует  прогрессивная шкала подоходного  налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность  распределения доходов, обеспечиваемое  прогрессивной шкалой, - одно из  обязательных условий экономического  развития любой страны. Исследования  Мирового банка показывают, что  высокое неравенство доходов  губительно для экономического  роста. А долговременное сохранение  такого состояния приводит к  существенному обнищанию и деградации  большинства населения. Российский  опыт это подтверждает.

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации