Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:56, автореферат

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать особенности осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности (на примере субъектов Южного федерального округа РФ).

Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:

1. Дать общую характеристику российского и международного законодательства, регламентирующего порядок и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

2. Исследовать понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности.

3. Изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в РФ.

4. Рассмотреть негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

5. Проанализировать правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.

6. Рассмотреть структуру органов и организаций, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.

7. Провести эмпирическое исследование судебной и арбитражной практики Южного федерального округа по вопросам, возникающим в процессе осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

 

Сложившаяся в середине 1980-х годов  система управления внешнеэкономической деятельностью в бывшем СССР, основанная на монопольном положении общесоюзного внешнеэкономического ведомства, отнюдь не соответствовала требованиям времени.

 

На состоявшемся в 1984 г. Экономическом  совещании стран-членов СЭВ на высшем уровне была подчеркнута необходимость более полно использовать преимущества разделения труда между ними, углублять их экономическую интеграцию.

 

В конце 1988 г. правительство СССР приняло  меры по дальнейшей либерализации внешнеэкономической  деятельности. Постановлением Совмина от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций»15, на основе которого с 1 апреля 1989 г. предоставлялось право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция (работы, услуги) которых обладали конкурентоспособностью на внешнем рынке. Операции этих предприятий должны были осуществляться на основе валютной самоокупаемости.

 

Постановлением от 7 марта 1989 года №203 «О мерах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности»16 Совет Министров СССР регламетировал обязательность регистрации всех участников внешнеэкономических связей в МВЭС СССР, декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, разработал меры оперативного регулирования внешнеэкономических связей, установил порядок экспорта и импорта общегосударственного назначения, т.е. было введено лицензирование экспорта ряда товаров.

 

В заключение следует сделать вывод  о том, что подавляющая часть  мероприятий, осуществленных правительством за эти годы в области реорганизации  системы управления внешнеэкономической деятельностью на всех уровнях в рамках бывшего СССР, к желаемым результатам не привела. В экспорте продолжали доминировать энергоносители и другие виды промышленного сырья, а импорт, в котором потребительские товары составляли более 40%, как и прежде, продолжал оставаться весьма разорительным. Выход на внешний рынок министерств, ведомств и подведомственных им хозяйственных предприятий и организаций, учитывая их полную неготовность к таким действиям, привел не к повышению эффективности внешнеэкономических связей, а к ее снижению и осложнению взаимоотношений наших предприятий и организаций с зарубежными партнерами.

 

В параграфе 1.3. «Правовые основы внешнеэкономической  деятельности: сравнительная характеристика законодательства РФ и зарубежных стран» приводиться сравнительная характеристика правового базиса, как на территории РФ, так и в зарубежных странах.

 

Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала правового  регулирования внешнеторговой деятельности. Например, в статье 71 («л») внешнеэкономические отношения Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. В статье 72 («о») к совместному ведению Российской

 

15 О дальнейшем развитии внешнеэкономической  деятельности государственных, кооперативных  и иных обще-ственных предприятий, объединений и организаций: Постановление Совмина СССР от 02.12.1988 N 1405 // Свод законов СССР. - Т. 9. -1990-С. 50-35.

 

16 О мерах государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности: Постаноштение Совмина СССР от 07.03.1989 N 203 // Свод законов СССР. - Т. 9. -1990.-С. 50-45.

 

Федерации и ее субъектов отнесена координация международных и  внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации, а также выполнение международных договоров Российской Федерации. Особое значение правового регулирования внешнеторговой деятельности имеет статья 74 Конституции РФ.

 

Основным системообразующим законодательным  актом является комментируемый Закон - Федеральный закон «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Наряду с ним законодательство Российской Федерации содержит и другие федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЭ «Об экспортном контроле», Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.

 

Наряду с государственными органами в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей внешнеторговую деятельность, могут принимать участие и негосударственные организации в случаях, специально оговоренных в законах.

 

В главе 2 «Направления и методы регулирования  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства  в РФ: сущность и содержание» рассмотрены  особенности хозяйствования в системе мирового рынка.

 

В параграфе 2.1 «Понятие, признаки и  виды субъектов предпринимательской  деятельности» изложены общие характеристики и виды субъектов предпринимательской  деятельности.

 

Диссертант разделяет распространенное в правовой науке мнение о том, что «субъектами права именуются люди и организации, выступающие как носители предусмотренных законами государства прав и обязанностей»17. При этом категория «субъект права» охватывает в единое целое две основные характеристики: возможность участвовать в различных правоотношениях и реальное участие в них18. Иначе говоря, понятие субъекта (участника) правоотношения уже, чем понятие субъекта права.

 

Представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятия «субъекты  предпринимательского права» и «субъекты  предпринимательской деятельности». Субъекты предпринимательского права - носители прав и обязанностей в  области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности19. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации,

 

17 Мицкевич A.B. Субъекты советского  права. М., 1962. С. 5.

 

18 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 114.

 

19 Лаптев В.В. Предпринимательское  право: понятие и субъекты. М.: Юристь, 1997. С. 39-41; Предпринимательское  (хозяйственное) право: Учеб. В  2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юристь, 1999. Т. 1. С. 232 - 234 (ав-тор главы 9 - О.М. Олейник).

 

осуществляющие предпринимательскую  деятельность; публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные  образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные  органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

 

По мнению сторонников концепции  предпринимательского права, особое место  среди субъектов предпринимательского права занимают подразделения предприятий. Это - внутренние подразделения (цех, отдел  и др.), а также внешние (обособленные) - представительства и филиалы. Такой вывод базируется на утверждении о том, что внутрифирменные (корпоративные) связи входят, наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями, в состав предмета предпринимательского права. Данное мнение является далеко не бесспорным.

 

В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные  структуры. Последние также не обладают статусом юридического лица.

 

За рамками действующего законодательства остались такие предпринимательские объединения, как концерны, консорциумы, тресты и др., хотя на практике они существуют. Например, государственное предприятие - концерн «Росэнергоатом» организует участие атомных электростанций в работе федерального оптового рынка электроэнергии, координирует их деятельность в области производства электроэнергии. Указом Президента РФ от 18 мая 1995 г. N 496 была одобрена инициатива организаций в создании ими финансово-промышленной группы «Российский авиационный консорциум». Аналогичные примеры можно привести в отношении синдикатов, трестов и иных объединений.

 

Таким образом, субъекты предпринимательской  деятельности - это, прежде всего, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли. Далее, в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от не основной.

 

В параграфе 2.2 «Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства  в РФ» анализируется система  регулирования внешнеэкономической  деятельности субъектов предпринимательства РФ.

 

В настоящее время внешнеторговую деятельность осуществляет широкий  круг субъектов, при этом централизованное государственное руководство этой деятельностью отсутствует. Утверждение  второй системы, теперь уже не прямого  государственного управления внешнеторговой деятельностью, а государственного регулирования этой сферы, происходило в 1990-е годы. Одним из

 

важных правовых шагов в этом направлении было принятие Указа  Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»20, которым всем зарегистрированным предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности было разрешено осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации.

 

Полномочия государственных органов  Российской Федерации, субъектов Федерации  и органов местного самоуправления в области регулирования внешнеторговой деятельности установлены рядом  федеральных законов и иными  нормативными правовыми актов.

 

В регулировании внешнеторговой деятельности ведущая роль принадлежит Правительству  Российской Федерации.

 

На Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  возложено государственное регулирование  внешнеторговой деятельности; проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров; проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товара.

 

Министерство иностранных дел  Российской Федерации дипломатическими и международно-правовыми средствами поддерживает российских участников внешнеэкономической  деятельности, защищает их законные интересы за рубежом; содействует развитию международных связей субъектов РФ и осуществляет их координацию; координирует международную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ; осуществляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции координацию деятельности и контроль за работой находящихся за рубежом представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских государственных учреждений, организаций и предприятий.

 

Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и  компенсационных пошлин, предварительных  антидемпинговых, предварительных  специальных и предварительных  компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату и т.д.

 

В регулировании вопросов внешнеторговой деятельности участвуют и многие другие федеральные органы исполнительной власти.

 

Полномочиями в области внешнеторговой деятельности наделены также органы субъектов Российской Федерации. Полномочия органов субъектов Федерации  в области внешнеторговой деятельности детализируются в их законодательстве. Так, в ряде субъектов установлены полномочия правительства в этой сфере.

 

20 О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР:  Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 // Российская газета. 19.11. ] 991.

 

Параграф 2.3 «Негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства» посвящен рассмотрению средств негосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

 

Внутрикорпоративный контроль. Как коммерческие, так и некоммерческие организации осуществляют внутренний контроль за своей деятельностью, прежде всего хозяйственно-финансовой. В хозяйственных товариществах это выражается в том, что полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом (лицами) своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел.

 

Аудит. Разделение, а иногда и противопоставление интересов между тем, кто непосредственно  занимается управлением предпринимательской  деятельностью, - менеджером и собственниками, участниками хозяйственных обществ и иных коммерческих организаций, которые не имеют прямого отношения или доступа к своей собственности, активам, - породили возникновение аудита.

 

Представляется, что после нескольких лет применения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности необходимо вернуться к их содержанию и дать более четкие формулировки.

 

Как показывает анализ Закона об аудите, Федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности, прибегать к правилам, предусмотренным ст. 779 -782 ГК РФ, не приходится ввиду их абстрактности. Норма же ст. 783 ГК РФ о том, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о порядке (ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739 ГК РФ), полностью устраняет, казалось бы, имеющиеся различия между названными договорами.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации