Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:56, автореферат
Цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать особенности осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности (на примере субъектов Южного федерального округа РФ).
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
1. Дать общую характеристику российского и международного законодательства, регламентирующего порядок и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
2. Исследовать понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности.
3. Изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в РФ.
4. Рассмотреть негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
5. Проанализировать правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.
6. Рассмотреть структуру органов и организаций, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.
7. Провести эмпирическое исследование судебной и арбитражной практики Южного федерального округа по вопросам, возникающим в процессе осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности.
Сложившаяся в середине 1980-х годов система управления внешнеэкономической деятельностью в бывшем СССР, основанная на монопольном положении общесоюзного внешнеэкономического ведомства, отнюдь не соответствовала требованиям времени.
На состоявшемся в 1984 г. Экономическом совещании стран-членов СЭВ на высшем уровне была подчеркнута необходимость более полно использовать преимущества разделения труда между ними, углублять их экономическую интеграцию.
В конце 1988 г. правительство СССР приняло
меры по дальнейшей либерализации
Постановлением от 7 марта 1989 года
№203 «О мерах государственного регулирования
внешнеэкономической
В заключение следует сделать вывод о том, что подавляющая часть мероприятий, осуществленных правительством за эти годы в области реорганизации системы управления внешнеэкономической деятельностью на всех уровнях в рамках бывшего СССР, к желаемым результатам не привела. В экспорте продолжали доминировать энергоносители и другие виды промышленного сырья, а импорт, в котором потребительские товары составляли более 40%, как и прежде, продолжал оставаться весьма разорительным. Выход на внешний рынок министерств, ведомств и подведомственных им хозяйственных предприятий и организаций, учитывая их полную неготовность к таким действиям, привел не к повышению эффективности внешнеэкономических связей, а к ее снижению и осложнению взаимоотношений наших предприятий и организаций с зарубежными партнерами.
В параграфе 1.3. «Правовые основы внешнеэкономической деятельности: сравнительная характеристика законодательства РФ и зарубежных стран» приводиться сравнительная характеристика правового базиса, как на территории РФ, так и в зарубежных странах.
Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности. Например, в статье 71 («л») внешнеэкономические отношения Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. В статье 72 («о») к совместному ведению Российской
15 О дальнейшем развитии
16 О мерах государственного
Федерации и ее субъектов отнесена
координация международных и
внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации, а также выполнение
международных договоров
Основным системообразующим
Наряду с государственными органами в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей внешнеторговую деятельность, могут принимать участие и негосударственные организации в случаях, специально оговоренных в законах.
В главе 2 «Направления и методы регулирования
внешнеэкономической
В параграфе 2.1 «Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности» изложены общие характеристики и виды субъектов предпринимательской деятельности.
Диссертант разделяет
Представители науки хозяйственного
(предпринимательского) права предлагают
различать понятия «субъекты
предпринимательского права» и «субъекты
предпринимательской
17 Мицкевич A.B. Субъекты советского права. М., 1962. С. 5.
18 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 114.
19 Лаптев В.В.
осуществляющие
По мнению сторонников концепции
предпринимательского права, особое место
среди субъектов
В числе субъектов
За рамками действующего законодательства остались такие предпринимательские объединения, как концерны, консорциумы, тресты и др., хотя на практике они существуют. Например, государственное предприятие - концерн «Росэнергоатом» организует участие атомных электростанций в работе федерального оптового рынка электроэнергии, координирует их деятельность в области производства электроэнергии. Указом Президента РФ от 18 мая 1995 г. N 496 была одобрена инициатива организаций в создании ими финансово-промышленной группы «Российский авиационный консорциум». Аналогичные примеры можно привести в отношении синдикатов, трестов и иных объединений.
Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности - это, прежде всего, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли. Далее, в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от не основной.
В параграфе 2.2 «Государственное регулирование
внешнеэкономической
В настоящее время внешнеторговую
деятельность осуществляет широкий
круг субъектов, при этом централизованное
государственное руководство
важных правовых шагов в этом
направлении было принятие Указа
Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N
213 «О либерализации внешнеэкономичес
Полномочия государственных
В регулировании внешнеторговой деятельности ведущая роль принадлежит Правительству Российской Федерации.
На Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации
возложено государственное
Министерство иностранных дел
Российской Федерации дипломатическими
и международно-правовыми
Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату и т.д.
В регулировании вопросов внешнеторговой деятельности участвуют и многие другие федеральные органы исполнительной власти.
Полномочиями в области
20 О либерализации
Параграф 2.3 «Негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства» посвящен рассмотрению средств негосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
Внутрикорпоративный контроль. Как коммерческие, так и некоммерческие организации осуществляют внутренний контроль за своей деятельностью, прежде всего хозяйственно-финансовой. В хозяйственных товариществах это выражается в том, что полномочия на ведение дел товарищества, предоставленные одному или нескольким участникам, могут быть прекращены судом по требованию одного или нескольких других участников товарищества при наличии к тому серьезных оснований, в частности вследствие грубого нарушения уполномоченным лицом (лицами) своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел.
Аудит. Разделение, а иногда и противопоставление
интересов между тем, кто непосредственно
занимается управлением
Представляется, что после нескольких лет применения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности необходимо вернуться к их содержанию и дать более четкие формулировки.
Как показывает анализ Закона об аудите, Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, прибегать к правилам, предусмотренным ст. 779 -782 ГК РФ, не приходится ввиду их абстрактности. Норма же ст. 783 ГК РФ о том, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о порядке (ст. 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (ст. 730 - 739 ГК РФ), полностью устраняет, казалось бы, имеющиеся различия между названными договорами.