Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:56, автореферат
Цель настоящей работы - рассмотреть и проанализировать особенности осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности (на примере субъектов Южного федерального округа РФ).
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
1. Дать общую характеристику российского и международного законодательства, регламентирующего порядок и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
2. Исследовать понятие, признаки и виды субъектов предпринимательской деятельности.
3. Изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в РФ.
4. Рассмотреть негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
5. Проанализировать правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.
6. Рассмотреть структуру органов и организаций, осуществляющих регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в Южном федеральном округе.
7. Провести эмпирическое исследование судебной и арбитражной практики Южного федерального округа по вопросам, возникающим в процессе осуществления субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности.
Структура диссертации. Диссертационное исследование включает введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована современность темы диссертационного исследования; определены его цели; сформулированы основные научные результаты и положения, выносимые на защиту; показана теоретическая и практическая значимость работы.
В главе 1 «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: общая характеристика российского и международного законодательства» проводится общетеоретический обзор методолого-концептуального значения темы исследования, проанализирована система частных и публичных феноменов, определяющих соотношение одноименных начал в цивилистике.
В параграфе 1.1 «Международно-правовое
регулирование
В параграфе 1.1.1 «Понятие, значение и место международных договоров в правовой системе РФ» исследованы понятие и роль международных договоров в правовой системе Российской Федерации.
В контексте п. 1 ст. 7 ГК РФ международные договоры РФ занимают автономное положение по отношению к внутренним российским актам, содержащим нормы гражданского права. К последним в соответствии со ст. 3 ГК РФ («Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права Российской Федерации») относятся ГК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы (гражданское законодательство), другие законы, содержащие нормы гражданского права, а также принятые на основании и во исполнение законов указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (иные правовые акты). Нормы гражданского права содержатся также в актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые могут быть изданы в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Как и акты гражданского законодательства, международные договоры РФ являются нормативными актами, и к ним, с учетом их принадлежности к международной системе, приложимы все основные характеристики нормативного акта, принятые в теории права.
Однако, в отличие от внутренних нормативных актов, международный договор - это соглашение государств относительно содержания договорных норм
(т.е. текста договора) и относительно
признания таких норм в
Для обретения юридической силы на территории РФ и, следовательно, способности регулировать гражданские отношения договор должен вступить в силу', как правило, в том порядке, который в нем предусмотрен. Требование ч. 3 ст. 15 Конституции РФ2 об обязательном опубликовании нормативных правовых актов распространяется также на международные договоры РФ3. Однако это не всегда соблюдается на практике.
В ст. 3 ГК РФ
не упоминаются международные
Действовавшие
до принятия нового ГК РФ нормативные
акты также предусматривали
Наличие международных конвенций, как правило, исключает необходимость применения национального законодательства, снимает с повестки дня коллизионный вопрос. Поэтому другую группу международных договоров со-
1 Марочкин
С.Ю. Юридические условия
2 Конституция Российской
3 Вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в Собрании законодательства РФ, Бюллетене международных договоров, «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры РФ, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» // Вестник ВАС РФ. - 1999. - N 8.
4 Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. -М., 1997.-С. 13.
5 Об утверждении Основ
6Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР: Закон РСФСР от 11.06.1964. Утра-
тил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - N 24. - Ст. 406.
ставляют те, которые содержат комплекс единообразных коллизионных норм, указывающих на право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям, например Минская конвенция 1993 г.7 или Конвенция, направленная на разрешение коллизий законов о переводных и простых векселях, 1930 г.8, которая унифицировала коллизионные нормы государств-участников в отношении векселей.
Правило о приоритетном применении норм международных договоров РФ закреплено также в абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ, согласно которому, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». При этом, как отмечает О.Н. Садиков, термин «гражданское законодательство» необходимо понимать расширительно: не только ГК РФ и иные федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК РФ), но и все другие правовые акты, содержащие нормы гражданского права (п. п. 3 - 7 ст. 3 ГК РФ)9.
Определяющим моментом для квалификации
межведомственных соглашений в качестве
международных договоров
В параграфе 1.1.2. «Международные договоры как средство регулирования внешнеэкономической деятельности» рассматривается значение международных договоров в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. Одним из основных международно-правовых нормативных актов, регламентирующих особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектами предпринимательства, являются Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА10 и Принципы европейского договорного права".
7 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. За-ключена в г. Минске 22.01.1993 // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. - М.: СПАРК, 1996.-С. 31 -52.
8 Конвенция, имеющая целью
9 Комментарий к части первой ГК РФ / Под ред. О.Н. Садикова. С. 24.
10 Принципы международных
11 Принципы европейского
Сфера применения Принципов УНИДРУА ограничена только международными коммерческими договорами, что отразило намерение авторов предложить набор наиболее важных предписаний и ограничить сферу их применения профессиональным оборотом в целях избежания обращения через коллизионные нормы к национальным правовым системам и исключения применения имеющих значительные отличия в разных странах внутринациональных правил о внутренних договорах, включая потребительские договоры. Однако по сравнению с Венской конвенцией сфера применения. Принципов УНИДРУА шире, поскольку они применимы к любым коммерческим договорам. При этом, по мнению некоторых авторов, международный характер данного документа не препятствует сторонам использовать Принципы УНИДРУА. и во внутреннем обороте12.
Принципы ЕДП предполагается включить в разрабатываемый в настоящее время Европейский гражданский кодекс. Многие положения Принципов ЕДП служат основой, а зачастую дословно инкорпорируются в проекты соответствующих глав будущего кодекса13.
В параграфе 1.2. «Развитие российского законодательства о внешнеэкономической деятельности: ретроспективный анализ» рассмотрено развитие правового регулирование внешнеэкономической деятельности в советский период.
Организационная структура советской внешней торговли не оставалась неизменной на протяжении всей ее истории, но она всегда отвечала требованиям государственной монополии. Целью ее всегда было эффективное приспособление механизма внешней торговли к конкретным задачам в области экономических отношений СССР с иностранными государствами.
Одним из первых декретов молодой Советской Республики в области внешней торговли было специальное постановление СНК по Комиссариату торговли и промышленности от 29 декабря 1917 г. В соответствии с этим постановлением государство должно было осуществлять контроль над внешней торговлей путем выдачи специальных разрешений на экспорт и импорт товаров. Декретом СНК РСФСР 22 апреля 1918 г. была введена государственная монополия внешней торговли. Все торговые сделки с заграницей могли совершаться только от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами14.
В начале 20-х годов внешнеторговый
аппарат страны был реорганизован,
с тем, чтобы лучше можно было
удовлетворять потребности
12 Комаров A.C. Предисловие к русскому изданию // Принципы международных коммерческих договоров. - М.: Международный центр финансово-экономического развития. - 1996. - С. VI.
13 http://www.ufsia.ac.be/~
14 Пресняков В.Г.
вавшей на основе хозяйственного расчета. К торговле с зарубежными странами привлекались и некоторые хозяйственные и кооперативные организации.
К концу 20-х годов в СССР с провозглашением политики ускоренной индустриализации страны возобладали тенденции усиления централизации в управлении как народным хозяйством в целом, так и во внешнеэкономической сфере деятельности. Отметим, что к этому времени окончательно сформировалась административно-командная система управления внешнеэкономической деятельностью в бывшем СССР. В полной мере возобладала монополия Нар-комвнешторга, а с 1947 г. Минвнешторга, во внешнеэкономических связях.
На XV конференции ВКП (б), состоявшейся в октябре - ноябре 1926г., указывалось, что интересы социалистической индустриализации страны должны быть учтены как первоочередные и при составлении экспортно-импортного плана (увеличение импорта средств производства при сокращении импорта средств потребления).
Советское государство, сохраняя и всячески укрепляя монополию внешней торговли, на различных этапах изменяло и совершенствовало формы управления ею. Изменившаяся благодаря успехам социалистического строительства хозяйственная обстановка конца 20-х годов потребовала перестройки организационных форм внешней торговли. Этого же требовала обострившаяся конкуренция на мировых рынках вследствие разразившегося в капиталистических странах экономического кризиса 1929-1933 гг.
Во время войны Советский Союз заключил с США, Англией и другими странами антигитлеровской коалиции соглашения о военно-экономическом сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с этими соглашениями в СССР поставлялись военные материалы, вооружение и другие товары. Объем импортированной военной техники по отношению к собственному производству был невелик: по самолетам не превышал 12%, по танкам -10, артиллерии - 2%.
Главной тенденцией во внешнеэкономических связях Советского Союза с капиталистическими странами в 1970-е годы являлось налаживание долгосрочных и крупномасштабных деловых отношений. Заключается ряд долгосрочных межправительственных соглашений с капиталистическими странами о торговле, экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве.
На основании Постановления правительства от 31 мая 1978 г., в структуру преобразованных всесоюзных хозрасчетных внешнеторговых объединений было введено правление, в котором на паритетных началах участвовали представители внешнеторгового объединения и предприятия.