Понятие и состав государственной территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.19 Кб (Скачать)

Территориальные воды за пределами морских гаваней  начинаются от 

Щербаков  А.С. Государственная граница России и право // Государство и право. - 1995. - № 9. - С. 121. 

наружных  портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы  этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены  острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между  материком и островами относится  к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству  острова, имеют свои территориальные  воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды. 

Внешняя и  внутренняя границы территориальных  вод устанавливаются законодательством  государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных  вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в  пределах от 3 до 12 морских миль. 

Поверхность, образованная движением вертикали  вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную  границу. Продолжение этой поверхности  в недра образует государственную  границу недр. 

До сих  пор государства не устанавливали  верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную  территорию. 

Государственная территория представляет собой, таким  образом, пространство, расположенное  в трех средах. Сухопутные, водные и  воздушные государственные границы  определяют его пределы. 

4.3. Режим  государственных границ 

Режим государственных  границ включает правила: 

содержания  Государственной границы; пересечения  Государственной границы лицами и транспортными средствами; 

перемещения через Государственную границу  товаров и животных; 

пропуска  через Государственную границу  лиц, транспортных средств, товаров  и животных; ведения на Государственной  границе хозяйственной, промысловой  и иной деятельности; разрешения с  иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных  правила. 

Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и  поддержания в исправном состоянии  пограничных знаков, их контрольных  осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ. 

Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в  иных местах, определяемых международными договорами. Этими актами может определяться время пересечения государственных  границ, устанавливается порядок  следования от государственных границ до пунктов пропуска через Государственную  границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка  людей, выгрузка товаров, животных и  прием их на транспортные средства. 

Пограничным войскам предоставляется право  пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения  Государственной границы военнослужащими  этих войск и другими лицами при  исполнении ими обязанностей по охране Государственной границ. 

Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными договорами. 

Иностранные невоенные суда и военные корабли  в территориальных водах пользуются правом мирного прохода при условии  соблюдения международных договоров. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность государства. 

5. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  СПОРЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СПОСОБЫ  РЕШЕНИЯ 

К территориальным  спорам в широком смысле слова  относятся разногласия между  государствами относительно принадлежности какой-либо территории или разграничения  между ними. В этой широкой категории  территориальных разногласий могут  быть разногласия менее или более  определенные. В первом случае говорят  о территориальных разногласиях в собственном смысле слова, во втором случае говорят о территориальных  спорах. И те и другие подлежат урегулированию исключительно мирными средствами. Применение силы или угрозы силой  для урегулирования этих разногласий  запрещено современным международным  правом. 

Не является территориальным разногласием в  упомянутом смысле национально-освободительная  борьба народов за осуществление  своего права на самоопределение. Эта  борьба нередко принимает форму  вооруженной борьбы, которая признается международным правом законной. 

С юридической  точки зрения территориальный спор является определенной категорией, которая  отличается от односторонних территориальных  претензий и некоторых небольших  пограничных разногласий. Территориальный  спор характеризуется тремя элементами в совокупности: субъектами- государствами, наличием оспариваемой границы или  территории и четко определившимся совпадением объекта или предмета спора. 

Субъектами  территориального спора могут быть только государства. Спор между индивидом-иностранцем  и государством не ставит вопроса  о национальной принадлежности территории и поэтому не является территориальным  спором. Не является также территориальным  спором борьба нации и народов  за осуществление своего права на самоопределение и образование  самостоятельного государства. Поскольку  международные организации не имеют  своей территории, то и они не могут быть субъектами территориального спора. 

В большинстве  территориальных споров субъектами являются обычно два государства. Однако возможны случаи, когда число спорящих сторон увеличивается до трёх-четырех. Это случается тогда, когда спор касается территории, расположенной  на стыке трех или четырех границ. 

Множество территориальных споров подразделяется в основном на два типа: споры  о положении линии границы  и споры о принадлежности определенного  участка территории. 

Это различие может быть, в конечном счете, и  не особенно существенным.

Основное  различие сводится к предмету д оказывания: в первом случае доказывается определенное положение линии границы, во втором — принадлежность определенного  участка территория. 

Среди споров о положении линии границы  можно выделить два типичных случая. В первом случае не существует ни делимитированной, ни демаркированной должным образом  границы и спор идет о том, где  и как эта граница должна быть установлена, то есть прежде всего делимитирована.

Сопредельные  государства нередко отрицают существование  какой-либо делимитации или подчеркивают свое неучастие в старых соглашениях, которые определяли границу.' 

Во втором случае либо существуют две соперничающие  делимитации, иногда происходящие из различных  договоров, и спор идет о том, какая  из них действительно законна, либо спор происходит из-за различного толкования одной и той же делимитации, что  делает невозможной демаркацию границы.

Такие споры  свойственны Северной Америке и  Европе в прошлом. Встречаются они  и на других континентах. 

В обоих  случаях представление доказательств  и решение споров сводятся к установлению определенного положения линии  границы. Меняющие при этом свою принадлежность участки территории имеют 

Левин Д.Б. Принципы мирного разрешения международных  споров. - М.: Наука, 

1977. - С. 83. 

незначительные  размеры. 

Споры о  принадлежности участков территории имеют  свои особенности.

Наиболее  ярким выражением этого вида споров является спор о принадлежности островов. Этот вид споров встречается и  в отношении участков сухопутной территории.' Поскольку каждая сторона  в территориальном споре утверждает, что обладает суверенитетом над  определенной территорией, то она должна этот суверенитет осуществлять в  большей или меньшей мере в  прошлом или в настоящем. Согласно практике Международного Суда ООН, решившего  ряд территориальных споров, к  актам осуществления суверенитета в первую очередь относится осуществление  государственных функций, а среди  них предпочтение отдается осуществлению  гражданской и уголовной юрисдикции, организации местной администрации. 

Если государство  никогда не осуществляло над данной территорией или в ее пределах никаких своих функций, то оно  не имеет каких-либо оснований оспаривать принадлежность этой территории другому  государству. Этот тезис подтверждается при анализе практики судебного  разрешения данного вида территориальных  споров. 

Решение споров сводится к оценке относительной  юридической ценности действий каждой стороны, поскольку возможно, что  каждая сторона имеет основания  претендовать на данную территорию, и  сами по себе эти основания достаточны для приобретения суверенитета, но одна сторона имеет большие основания, чем другая. 

В иных случаях  признается, что суверенитет одной  из сторон над соответствующей территорией  имел место, но, по утверждению другой стороны, затем утратил свою силу и был приобретен этой последней. Иначе говоря, одна из сторон когда-то в прошлом осуществляла свой суверенитет  над данной территорией, но впоследствии перестала это делать и допустила  выполнение на этой территории каких-то функции другим государством, что  и 

' Ермошкин  В.В. К вопросу о праве России  на Южный Сахалин и Курильские  острова // Государство и право. - 1995. - № 1. - С. 96. 

дало основание  последнему утверждать свое право на данную территорию. Акты осуществления  суверенитета этого второго государства, строго говоря, с самого первого  шага были незаконными, поскольку они  осуществлялись явно на иностранной  территории. Однако если первоначальный суверен не возражал против них и  никоим образом не противодействовал  им, то считается, что он оставил  данную территорию и молчаливо согласился с новым положением вещей. 

Возможна  и такая ситуация, в которой  одна сторона считает, что данная территория принадлежала и принадлежит  ей, а другая — что данная территория юридически никому не принадлежала. Эта  другая сторона приобрела суверенитет  над данной территорией посредством  ее освоения и осуществления других соответствующих функций. При данных обстоятельствах обе стороны  осуществляют какие-то акции в отношении  указанной территории. 

Таким образом, во всех отмеченных случаях каждая спорящая сторона так или иначе  осуществляла или осуществляет функции  суверенитета над одной и той  же территорией. Возможны и другие типы территориальных споров, кроме указанных. Однако представляется, что в каждом случае участнику спора необходимо привести факты о действительном осуществлении его суверенитета или, по крайней мере, доказать, что  он когда-то осуществлял суверенитет  над данной территорией и никоим образом не отказался от нее.' 

Разногласия между сторонами должны совпадать  как по объекту спора

(стороны  должны говорить об одном и  том же участке границы или  территории), так и по предмету  спора (разногласия сторон касаются  утверждения или отрицания в  принципе одних и тех же  норм о положении границы или  принадлежности участка территории). Необходимо установление того, что  стороны спорят об определенных  международно-правовых нормах, 

' Пушмин  Э.А. Мирное разрешение международных  споров (международно-правовые вопросы). - М.:

Международные отношения, 1984.-С. 16. относящихся к  соответствующему участку границы  или территории. Только в таких  условиях спор может считаться оформившимся и выкристаллизовавшимся. 

В тех случаях, когда разногласия сторон не установлены  достаточно ясно, когда позиции сторон неустойчивы и изменчивы, то есть каждая сторона выдвигает свой предмет  и объект спора, следует считать, что территориального спора не существует, а имеются разногласия по территориальным  вопросам. Подобные разногласия могут  вырасти в территориальный спор, но могут быть решены на стадии разногласий. 

В характеристике спора Международным Судом ООН  существенным является и то, что  конфликт взглядов должен быть выявлен  и сформулирован до разбирательства  в суде. Применительно к территориальным  спорам также следует считать, что  предмет и объект разногласий, а  также позиции сторон должны быть ясными и четкими для того, чтобы  было возможным применение мирных средств. Особенно четко этот момент проявляется  при обращении к международному арбитражу или суду. * 

Информация о работе Понятие и состав государственной территории