Понятие и состав государственной территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.19 Кб (Скачать)
justify">Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду  с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и  природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной  территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится. Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно  лишать государство принадлежащей  ему территории и соответственно природных ресурсов. Об этом свидетельствуют  принципы неприкосновенности и целостности  государственной территории, неприкосновенности и нерушимости государственных  границ. 

Государственная территория, в частности земля  с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство  в иностранных территориальных  водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц  к эксплуатации ресурсов.

Государственные границы, порядок их установления 

Государственные границы определяют пределы государственной  территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной  границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость. 

Различают сухопутные, водные и воздушные границы  государственной территории. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными  государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными  точками (геометрические границы), а  также по меридианам или параллелям (астрономические границы). 

Водные границы  подразделяются на речные, озерные, границы  других водоемов и морские. Границы  на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках — по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных —  посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или  иного водоема. 

Морскими  границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения  территориальных морей смежных  или противолежащих государств. Внешние  пределы территориального моря устанавливаются  законодательством прибрежного  государства в соответствии с  общепринятыми принципами и нормами  международного права. Конвенция ООН  по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет  право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница  территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается  по соглашению между ними. При этом действует ряд международных  правил, в частности ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное  море за срединную линию. Однако это  правило не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых или иных особых обстоятельств необходимо провести иное разграничение. 

Воздушными  границами государственной территории являются боковые и высотные пределы  его воздушного пространства. Боковой  границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной  границы. Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается. 

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными  государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии  сухопутной границы (отчасти и водных) подробно описывается в международном  договоре и соответствующее этому  описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков (демаркация границы). 

Кроме договорных существуют так называемые «исторически сложившиеся границы», точное положение  которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но в течение длительного времени  они соблюдались на местности  и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое  признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств. Положение таких границ может быть подтверждено в различных  соглашениях сопредельных государств, в том числе и в соглашениях  о демаркации. 

Сопредельные  государства устанавливают определенный режим взаимной границы для обеспечения  ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности сторон по поддержанию в надлежащем порядке  линии границы на местности, а  также определен порядок ее пересечения. Режим границы устанавливается  как соглашениями государств, так  и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении  и обозначении линии границы  на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях  по проверке границы, о пограничных  уполномоченных (комиссарах), о порядке  пользования пограничными водами и  пересекающими границу железными  и шоссейными дорогами, а также  положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы. 

На пограничных  реках срединная линия реки или  срединная линия главного фарватера  или тальвега, по которым проводится линия границы, могут изменяться из-за различных намывов, наносов  и других природных явлений. Поэтому  в договорах часто оговаривается, что линия границы на данной реке является неизменной или она изменяется в зависимости от естественных изменений  реки, если международными договорами не предусмотрено иное. Одностороннее  изменение уровня пограничных вод  недопустимо. Обычно в режиме государственной  границы предусматривается, что  в случае необходимости переоборудования или сноса мостов, плотин, дамб и  подобных сооружений на пограничных  водах, если такие действия могут  повлечь за собой изменение уровня вод на территории другой стороны, к  соответствующим работам можно  приступать лишь по получении на то согласия этой стороны.

Территориальные споры и допустимые способы изменения  государственных границ и принадлежности территории 

Принципы  нерушимости и неприкосновенности государственных границ, неприкосновенности и целостности государственной  территории, особая стабильность договоров  о границах не исключают возможности  мирного изменения границ по договоренности между сопредельными государствами  и в соответствии с международным  правом. Современное международное  право дает для изменения границ три основания, которые связаны  с изменением принадлежности территории. Во-первых, это осуществление народами и нациями права на самоопределение, при котором происходит разделение или воссоединение государств или  народов, естественным следствием чего является установление новых государственных  границ или ликвидация старых. Во-вторых, это обмен небольшими участками  территории между сопредельными  государствами в целях установления более удобного положения линии  границы на местности. Например, по договору между СССР и Польшей  от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равноценными по размеру пограничными участками исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к  смежным районам СССР и Польши. В соответствии с соглашением  от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и  Иран обменялись соответствующими участками  своей территории во взаимных интересах. Известны случаи, когда небольшие  участки территории уступались и  на иной компенсационной основе —  взамен предоставлялись право водоплавания или денежная компенсация. Все подобные обмены и уступки должны быть оформлены международным договором с последующей ратификацией. 

Стороны могут  обмениваться небольшими и равноценными участками территории при демаркации или редемаркации границы, когда  возникает необходимость ее спрямления на отдельных участках. Так, согласно протоколу совместной советско-норвежской комиссии по редемаркации границы 1967 года, стороны обменялись равноценными по площади небольшими участками территории. По протоколу между правительствами  СССР и Турции о редемаркации советско-турецкой границы 1967 года стороны согласились  провести новую границу на участках пограничных рек, где произошли  изменения, по их новым руслам. В  основу проведения новой границы  положено «исключение территориальных  потерь Сторонами». 

Споры и  разногласия о границах или о  принадлежности отдельных участков территории являются в подавляющем  большинстве случаев отголосками  исторического процесса освоения новых  территорий и становления четких государственных границ. Среди подобных споров можно выделить три типичных случая. В первом случае не существует ни делимитированной, ни демаркированной  границы и спор идет о том, где  и как эта граница должна быть установлена. Во втором случае либо существуют две соперничающие делимитации, происходящие из различных договоров, и спор идет о том, какая из них  правомерна, либо спор происходит из различного толкования одной и той же делимитации. В третьем случае спор идет о принадлежности определенного участка территории, например острова. Все эти споры  составляют одну категорию споров, а именно территориальных, в основе которых лежит вопрос о юридической  принадлежности определенных участков территории. 

Таким образом, территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или  действия норм международного права, договорных или обычных, определяющих юридическую  принадлежность того или иного участка  территории. При этом следует подчеркнуть, что признание территориального спора есть и признание существования  определенной территории, юридическая  принадлежность которой точно или  окончательно не установлена. 

Не все  разногласия образуют территориальный  спор. При демаркации границы нередко  возникают разногласия относительно установления линии границы на местности, которые разрешаются смешанными комиссиями сторон по демаркации границы. Однако из таких разногласий могут  возникать и споры в отмеченном выше значении. Не образует территориального спора и односторонняя территориальная  претензия, при которой заявившее  эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих положение линии границы  или принадлежность определенной территории, но по каким-то причинам считает, что  эта принадлежность должна быть изменена.

Способы разрешения пограничных конфликтов 

Принципы  нерушимости и неприкосновенности государственных границ, неприкосновенности и целостности государственной  территории, особая стабильность договоров  о границах не исключают возможности  мирного изменения границ по договоренности между сопредельными государствами  и в соответствии с международным  правом. Современное международное  право дает для изменения границ три основания, которые связаны  с изменением принадлежности территории. Во-первых, это осуществление народами и нациями права на самоопределение, при котором происходит разделение или воссоединение государств или  народов, естественным следствием чего является установление новых государственных  границ или ликвидация старых. Во-вторых, это обмен небольшими участками  территории между сопредельными  государствами в целях установления более удобного положения линии  границы на местности. Например, по договору между СССР и Польшей  от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равноценными по размеру пограничными участками исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным районам СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах. Известны случаи, когда небольшие участки территории уступались и на иной компенсационной основе — взамен предоставлялись право водоплавания или денежная компенсация. Все подобные обмены и уступки должны быть оформлены международным договором с последующей ратификацией. 

Стороны могут  обмениваться небольшими и равноценными участками территории при демаркации или редемаркации границы, когда  возникает необходимость ее спрямления на отдельных участках. Так, согласно протоколу совместной советско-норвежской комиссии по редемаркации границы 1967 года, стороны обменялись равноценными по площади небольшими участками территории. По протоколу между правительствами  СССР и Турции о редемаркации советско-турецкой границы 1967 года стороны согласились  провести новую границу на участках пограничных рек, где произошли  изменения, по их новым руслам. В  основу проведения новой границы  положено «исключение территориальных  потерь Сторонами». 

Споры и  разногласия о границах или о  принадлежности отдельных участков территории являются в подавляющем  большинстве случаев отголосками  исторического процесса освоения новых  территорий и становления четких государственных границ. Среди подобных споров можно выделить три типичных случая. В первом случае не существует ни делимитированной, ни демаркированной  границы и спор идет о том, где  и как эта граница должна быть установлена. Во втором случае либо существуют две соперничающие делимитации, происходящие из различных договоров, и спор идет о том, какая из них  правомерна, либо спор происходит из различного толкования одной и той же делимитации. В третьем случае спор идет о принадлежности определенного участка территории, например острова. Все эти споры  составляют одну категорию споров, а именно территориальных, в основе которых лежит вопрос о юридической  принадлежности определенных участков территории. 

Информация о работе Понятие и состав государственной территории