Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:26, курсовая работа
Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.
Верховенство
государства на своей территории
выражается и в том, что в его
руках концентрируются вся
«только принуждает
властными методами, но это означает,
что только государство принуждает
властными методами». Территориальное
верховенство проявляется, таким образом,
в полновластии государства на своей
территории.1
Территориальное
верховенство государства есть следствие
того факта, что над ним нет
никакой другой высшей власти, которая
могла бы устанавливать или ограничивать
его полномочия и требовать его
подчинения себе. Публичная власть
- единственная основа полномочий всех
органов
' Чиркин
В.Е. Государствоведение. Учебник. -
М.: Юристъ, 1999. - С. 95.
государства
и должностных лиц, по осуществлению
ими государственных функций. Источник
этого верховенства и полновластия
коренится не в каких-то внешних
силах, а в материальных условиях
жизни на определенном этапе его
исторического развития, которые
порождают потребность в
Из изложенного
следует, что государственная территория
какого-либо государства - это территория,
находящаяся под его
3. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
С утверждением
в международном праве принципа
самоопределения народов все
наиболее крупные и существенные
территориальные изменения
Самоопределение
не исключает других видов изменения
принадлежности территории. Даже при
осуществлении самоопределения
возможно применение некоторых второстепенных
принципов в качестве вспомогательных,
например географических принципов. Сравнительно
небольшие территориальные
Под принципом
самоопределения народов
Устава».
Принцип самоопределения
имеет две стороны: внешнюю - право
народна на вхождение в состав
того или иного государства или
образование самостоятельного государстве
и внутреннюю - определение своего
внутреннего устройства. С точки
зрения территориального разграничения
первостепенное значение имеет внешняя
сторона, ибо, решая вопрос о вхождении
в состав того или иного государства
или образования
Таким образом,
самоопределяющийся народ распоряжается
своей территорией, и в основе
принадлежности определенной территории
государству лежит воля населяющего
эту территорию народа. Это обстоятельство
неоднократно отмечалось в советской
международно-правовой литературе.'
Все критерии,
определяющие границы территории самоопределяющегося
народа, следует рассматривать в
их совокупности, в диалектической
связи между собой и другими
факторами, например, географическими.
Существуют географические принципы установления
пределов территории по какой-либо реке
или по горному водоразделу. К
числу географических принципов, использовавшихся
в прошлом, относятся принципы смежности
и протяженности, сутью которых,
с некоторыми различиями в деталях
является то, что при отсутствии
установленных границ государству
принадлежат непосредственно
Географические
принципы могут применяться лишь
как вспомогательное средство для
уточнения границ территории, принадлежащей
самоопределяющемуся народу, и только
в той мере, в какой их применение
не противоречит общепризнанным принципам
и нормам международного права. Географические
принципы применяются для того, чтобы
не создавалось неоправданного разрыва
естественного единства местности,
и чтобы граница проходила
наиболее справедливым и удобным
образом для разграничивающихся
сторон.
Географические
принципы могут иметь особое значение,
когда пределы территории самоопределяющегося
народа находятся в труднодоступных,
' Клименко
Б.М., Порк А.А. Территория и
граница СССР. - М.: Международные
отношения, 1985. - С. 71.
пустынных
и незаселенных местностях, где основные
элементы общности этого самоопределяющегося
народа не проявляются достаточно отчетливо.
Разумеется, речь идет о сравнительно
небольших уточнениях пределов территории,
и основой нового территориального
суверенитета в целом являются не
географические принципы, а осуществление
народом права на самоопределение.
Как уже
отмечалось, самоопределение не является
единственным основанием территориальных
изменений. В практике международных
отношений нередко возникают
вопросы о передаче тому или иному
государству небольших
Пограничные
государства могут произвести обмен
равноценными участками территории.
Так, по договору между СССР и Польшей
от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись
равными по размеру пограничными
участками. Обмен был произведен
исходя из экономического тяготения
обмениваемых участков к смежным
территориям СССР и Польши. В соответствии
с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский
Союз и Иран обменялись соответствующими
участками своей территории во взаимных
интересах.
Передача
небольшого пограничного участка может
быть произведена и на другой основе,
без обмена равноценными участками
территории, однако при условии достаточного
учета как общенациональных интересов,
так и интересов населения
передаваемого участка, если таковое
вообще имеется.
Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и
Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины
Нискакоски
на реке Паатсо-Йоки с находящимися
на этой территории зданиями и сооружениями.
За эту уступаемую территорию, включая
стоимость находящихся на ней
зданий и сооружений, Советский Союз,
как отмечено в договоре, выплачивает
Финляндии 700 млн. финских марок. Очевидно,
что уступлены за денежную компенсацию
могут быть сравнительно небольшие
участки территории, которые являются,
незаселенными или
Передача
участка территории должна быть оформлена
заключением договора между соответствующими
государствами. Отсутствие договора может
привести к тому, что в дальнейшем
права нового территориального суверена
на вновь приобретенную территорию
могут быть оспорены.
Договоры
о передаче территории обычно требуют
ратификации, и это понятно, поскольку
государственная территория не является
собственностью правительства, а достоянием
всего данного государства. Ратификация
производится высшим представительным
органом государственной
Тот факт, что
передача территории оформляется заключением
договора, влечет за собой весьма важное
обстоятельство: передаваемая территория
становится территорией другого
государства с момента
Поскольку
передача участков территории оформляется
заключением международного договора,
то помимо ее соответствия праву народов
на самоопределение другими
' Клименко
Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ
- условие международного мира. -
М.: Наука, 1975. -С. 60.
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ГРАНИЦЫ 4.1. Понятие и виды
Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей
Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ
1993 года, является
линия и проходящая по этой
линии вертикальная
Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п.
Бывают также
границы, совпадающие с параллелями
или меридианами.
4.2. Установление
государственных границ
Международные
сухопутные границы устанавливаются,
как правило, соглашениями между
пограничными государствами и на
основании заключенных
Границы по
рекам устанавливаются по договоренности
между соседними государствами.
Иногда они проводятся по берегу, чаще
по так называемому тальвегу —
линии наибольших глубин, иногда —
по середине реки. Такие границы
подвержены изменениям, так как зависят
от размывов и наносов. При постепенных
изменениях русла граница проходит
по берегу, тальвегу или по срединной
линии реки по состоянию на данный
момент. В случае же внезапных и
значительных изменений русла реки
граница, как правило, сохраняется
на прежнем месте до заключения сторонами
соответствующего соглашения о ее изменении.1
Государственная
граница может также
Установление
межгосударственной сухопутной границы
проходит две стадии. Первая — делимитация
границы — договорное определение
прохождения линии
Государства,
располагающие морским
Граница территориальных
вод - морская государственная
-проходит
на определенном расстоянии от
линии самого низкого уровня
воды на побережье моря (внутренняя
граница территориальных вод), т.е.
от линии наибольшего отлива
при обычном отливе. Если берег
извилист, внутренняя граница
Информация о работе Понятие и состав государственной территории