Понятие и состав государственной территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и международно-правовой аренды территории.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.19 Кб (Скачать)

Таким образом, территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или  действия норм международного права, договорных или обычных, определяющих юридическую  принадлежность того или иного участка  территории. При этом следует подчеркнуть, что признание территориального спора есть и признание существования  определенной территории, юридическая  принадлежность которой точно или  окончательно не установлена. 

Не все  разногласия образуют территориальный  спор. При демаркации границы нередко  возникают разногласия относительно установления линии границы на местности, которые разрешаются смешанными комиссиями сторон по демаркации границы. Однако из таких разногласий могут  возникать и споры в отмеченном выше значении. Не образует территориального спора и односторонняя территориальная  претензия, при которой заявившее  эту претензию государство не оспаривает норм международного права, определяющих положение линии границы  или принадлежность определенной территории, но по каким-то причинам считает, что  эта принадлежность должна быть изменена.

Международные реки 

Международными  реками следует считать те, что  протекают по территории двух или  более государств и неизбежно  являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. В  отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно  не затрагивают интересы других стран. 

Международное судоходство не является в настоящее  время единственным критерием международной  реки, поскольку развилось использование  вод этих рек в промышленных и  сельскохозяйственных целях. Пересечение  или разделение международной рекой  территории нескольких государств создает  взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает  их взаимные права и обязанности  относительно данной реки. Основным здесь  является правило о том, что любое  прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного  ущерба правам какого-либо другого  прибрежного государства на использование  вод этой же реки. Все прибрежные государства в принципе имеют  равные права на использование вод  международной реки. Использование  международной реки в вышеперечисленных  целях приводит к необходимости  заключения соответствующего договора между всеми прибрежными государствами. 

Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные  реки, которые, как правило, разделяют  территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так  как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом — разделять. Также и режим  международного судоходства может  существовать на пограничной реке и  отсутствовать на реке, пересекающей территории нескольких государств. Но во всех случаях это будут международные  реки, ибо даже при отсутствии международного договора прибрежные государства связаны  определенными правами и обязанностями  в отношении любого использования  этих рек. 

Судоходство по международным рекам. Режим судоходства  по международной реке должен устанавливаться  самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет  право на проход своих судов через  речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании  соглашения, заключенного между прибрежными  странами, и в соответствии с его  условиями. В то же время в интересах  своей торговли прибрежные государства  часто предоставляют свободу  судоходства для торговых судов  всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода  по международным рекам, если иное не установлено в международном  договоре. 

Ряд положений  относительно судоходства по международным  рекам содержат Барселонская конвенция  и Статут о режиме навигационных  водных путей между- народного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и  приняла на своей Хельсинкской конференции  в 1966 году проект статей относительно различных видов использования  вод международных рек. Согласно этому документу, каждому прибрежному  государству принадлежит право  свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства  могут предоставлять такое право  и неприбрежным государствам. Хельсинкские правила не являются официальной  конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции  развития международного права. 

В настоящее  время условия и правила прохода  иностранных судов по международным  рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств. Подобные соглашения, как правило, предусматривают свободу  судоходства для прибрежных государств, а иногда и для всех стран. В  целях содействия выполнению этих соглашений создаются речные комиссии из представителей прибрежных государств. Международными реками являются Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и др. 

Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвенцией о режиме судоходства  по Дунаю 1948 года. Согласно ст. 1, навигация  по Дунаю объявлена свободной  и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении  портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и  таможенных судов придунайских стран  может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных  участках — лишь с согласия соответствующих  прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением  конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует  их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.

Несудоходное  использование международных рек 

К несудоходному  использованию международных рек  относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство  лесосплав и т. п. В последнее  время подобные виды использования  международных рек в целом  имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все  вопросы несудоходного использования  решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в  этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам  использования, как распределение  вод, предотвращение загрязнения, лесосплав  и др. В основе всех этих видов  использования лежит следующий  принцип: использование вод международной  реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим в пределах другого  государства. В ином случае необходимо заключение соответствующего соглашения. 

Общие правила  относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве  гидроэлектростанций на международных  реках, содержатся в Женевской конвенции  о гидроэнергии водных потоков, имеющих  значение для нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые  могут привести к физическому  изменению местности на территории другого государства или могут  причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании  соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная  практика. 

Во многих международных договорах, регулирующих проблемы ирригации, подразумевается, что при использовании речных вод в этих целях одно прибрежное государство не должно наносить ущерб  другому государству. При этом на первое место выходит более конкретный вопрос — количественное распределение  вод между прибрежными государствами. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право  на разумную и справедливую долю вод. 

В соответствии с принципом справедливого использования  вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения  или увеличение степени существующего  загрязнения, которое причинило  бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе. 

Все виды несудоходного  использования речных вод могут  оказывать вредное влияние на рыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому в  случае возможности возникновения  противоречий между прибрежными  государствами в этой области  они также должны заключать соответствующие  соглашения, что часто и делается. 

Аналогичным образом решались подобные вопросы  в соглашениях СССР с сопредельными  странами, например в соглашении СССР с Польшей о водном хозяйстве  на пограничных водах 1964 года и в  соглашении СССР с Финляндией о пограничных  водных системах 1964 года. В первом, в  частности, указывалось, что на пограничных  водах не будут проводиться без  взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон, которые  могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны (ст. 9). 

Комиссия  международного права разрабатывает  по поручению Генеральной Ассамблеи  ООН проект статей о несудоходном использовании международных рек. 
 
 

Реферат: "Территория государства"

Раздел: Рефераты по государству и праву 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................

...................................... 3 

1. ТЕРРИТОРИЯ  И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ.......................... 5 

1.1. Состав  государственной территории......................................................... 6 

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

ВЕРХОВЕНСТВО.................................................11

3. ПРАВОВЫЕ  ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ТЕРРИТОРИИ.......................................................... 13 

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ГРАНИЦЫ............................................................ 17 

4.1. Понятие  и виды государственных границ............................................... 17 

4.2. Установление  государственных границ

.................................................. 17 

4.3. Режим  государственных границ............................................................... 19 

5. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  СПОРЫ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И 

СПОСОБЫ

РЕШЕНИЯ.....................................................................

............... 21 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................

............................... 30 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.............................................. 31 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  темы 

Территория  государства объективно представляет пространственные пределы осуществления  государственной власти. Отсюда не просто уместно, но единственно верно  говорить о территориальном императиве как многоаспектном постоянно действующем  факторе становления и развития государства. Именно понятие «территория» наравне с понятиями «государственная власть» и «народ» в своем  единстве образуют формулу существования  государства. 

Степень изученности  темы 

Сейчас в  эпоху становления правового  государства особого изучения и  осмысления требуют такие институты, как территориальное верховенство государства, режим государственных  границ, принципы международного права  и др. 

Методологическая  основа 

Следует учитывать, что в процессе изучения всего  курса правоведения и темы, касающейся государственной территории, в частности, используются такие методы исследования, как анализ и синтез явлений, статистический, системный, сравнительный, научно-практический с использованием судебной практики. 

Информация о работе Понятие и состав государственной территории