Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:54, курсовая работа
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на национальные меньшинства принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика международного правового регулирования прав национальных меньшинств…………………………………………………6
1.1. Понятие национальных меньшинств в международном праве…………….6
1.2. Международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств……………………………………………………………………….11
Глава 2. Внутригосударственное обеспечение прав национальных меньшинств……………………………………………………………………….20
2.1. Анализ российского законодательства в сфере обеспечения прав национальных меньшинств……………………………………………………...20
2.2. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..38
Таким образом, необходимо отметить, что государство, в котором пока сохраняется практика предоставления преимуществ одним и дискриминация других по национальному признаку, не может быть признано до конца демократическим. Установление равенства прав человека и гражданина в нашем государстве - Российской Федерации необходимо, и существенная роль в этом процессе должна принадлежать федеральным органам.
Подводя итог второй главы курсовой работы необходимо сделать следующие выводы.
Основными актами, обеспечивающими внутригосударственное регулирование прав национальных меньшинств, помимо ратифицированных Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств являются следующие:
- Конституция Российской Федерации, в части 2 статьи 19 которой провозглашено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств. В пункте "в" ст.71 Конституция отнесла к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав национальных меньшинств, а в п."б" ч.1 ст.72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - защиту прав национальных меньшинств;
- Федеральный закон от 25 октября 1991 года «О языках народов в Российской Федерации», установивший, что государством гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности;
- Федеральный закон от 17 июня 1996 года «О национально-культурной автономии», предоставивший лицам, принадлежащим ко всем народам Российской Федерации, независимо от их численности и места проживания, возможность сохранения своей самобытности, развития языка, образования и национальной культуры посредством создания общественных объединений, наделенных широкими правами и пользующихся государственной поддержкой.
- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 15 июня 1996 года, положениями которой руководствуются органы государственной власти и местного самоуправления при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке федеральных, региональных и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества;
- иные нормативные правовые акты (в частности, Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации», согласно которому не допускается использование СМИ в целях разжигания национальной нетерпимости или розни и иные).
К
основным проблемам защиты прав национальных
меньшинств в Российской Федерации относятся:
во-первых, отсутствие общепринятого определения
понятии «национальные меньшинства»,
что способствует сложности закрепления
полного перечня прав национальных меньшинств;
во-вторых, ключевой проблемой защиты
прав национальных меньшинств является
проблема обеспечения их права участвовать
в управлении делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей. Полагаем,
что внутригосударственное законодательное
закрепление понятия «национальные меньшинства»
возможно аналогичное тому, которое представлено
в Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих
к национальным меньшинствам, согласно
которой под национальными меньшинствами
понимаются лица, постоянно проживающие
на территории государства и имеющие ее
гражданство, которые по своему этническому
происхождению, языку, культуре, религии
или традициям отличаются от основного
населения данного государства. Одним
из способов решения проблемы дискриминации
национальных меньшинств при осуществлении
ими права участвовать в управлении государством
является территориальное общественное
самоуправление малочисленных народов
с учетом национальных, исторических и
иных традиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении курсовой работы необходимо подытожить все вышесказанное и сделать ряд выводов. Итак, общепризнанного определения меньшинств не существует. Наиболее широкая концепция понятия национальных меньшинств представлена в статье 1 Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в которой указано, что под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной страны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данного государства. Помимо указанного международного правового акта международная организация обеспечения прав национальных меньшинств основана на следующих правовых актах. Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе для национальных меньшинств. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам направлена на охрану существования и самобытности национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности, закрепляя широкий перечень прав национальных меньшинств. Подробно регламентирует права национальных меньшинств на территории европейских государств Парижская хартия, принятая в 1990 году. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит обязывающие для государств правовые нормы, в том числе, запрещающие дискриминацию кого бы то ни было по различным признакам, включая принадлежность к национальным меньшинствам. Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств закрепляет признание языков меньшинств в качестве выразителей культурного богатства; уважение географического района каждого языка меньшинства для обеспечения того, чтобы существующее или новое административное деление не создавало препятствий развитию данного языка меньшинства; необходимость решительных действий по поддержке языков меньшинств в целях их сохранения и иное. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств закрепляет право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, на свободу придерживаться какого-либо мнения и свободу получать и обмениваться информацией или идеями на языке меньшинства без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ. Декларация Хельсинской встречи на высшем уровне от 09-10 июля 1992 года устанавливает, что государства-участники будут воздерживаться от практики переселения и осуждать все попытки осуществлять переселения, прибегая к угрозе силой или ее применению, с целью изменения этнического состава районов в пределах их территорий.
Основными
актами, обеспечивающими
К основным проблемам защиты прав национальных меньшинств относятся: во-первых, отсутствие общепринятой терминологии, в том числе отсутствие общепринятого определения «национальные меньшинства», что вызывает сложности закрепления полного перечня прав национальных меньшинств; во-вторых, ключевой проблемой защиты прав национальных меньшинств является проблема обеспечения их права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Полагаем, что российское внутригосударственное законодательное закрепление понятия «национальные меньшинства» необходимо (возможно закрепление определения, представленного в Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам). Более того, необходимо принятие на федеральном уровне закона, закрепляющего и гарантирующего права национальных меньшинств. Отметим, что непредставленность в представительных органах власти и местного самоуправления определенного круга избирателей может привести к отсутствию такой важной черты каждого общества, как национальное единство, и только избирательная система, обеспечивающая равное представительство для всех групп населения, способствует ее развитию. Одним из способов решения проблемы дискриминации национальных меньшинств при осуществлении ими права участвовать в управлении государством является территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативные
правовые акты и иные
официальные документы
Учебная литература
Научная литература