Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:54, курсовая работа
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на национальные меньшинства принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика международного правового регулирования прав национальных меньшинств…………………………………………………6
1.1. Понятие национальных меньшинств в международном праве…………….6
1.2. Международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств……………………………………………………………………….11
Глава 2. Внутригосударственное обеспечение прав национальных меньшинств……………………………………………………………………….20
2.1. Анализ российского законодательства в сфере обеспечения прав национальных меньшинств……………………………………………………...20
2.2. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..38
Такой подход весьма важен, поскольку прямо вытекает из сущности нормы ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо не только от обстоятельств, перечисленных в этой статье, но и, как в ней сказано, «а также других обстоятельств».
Полагаем, что меры по защите прав коренных малочисленных народов, содержащиеся как в федеральных законах, так и в законах ряда субъектов Российской Федерации, решают только незначительную часть объективно существующих проблем национальных меньшинств. Установление гарантий прав коренных малочисленных народов, являющихся частью национальных меньшинств Российской Федерации, создало лишь предпосылки для решения проблем национальных меньшинств в целом, но не решило их. Так, Д. С. Велиева, Т. В. Заметина40 обращают внимание, что основным препятствием постановки проблемы национальных меньшинств в масштабе Российской Федерации является недостаточное представление о значении и сущности такого социального явления, как меньшинства, практически существующие в любом обществе и являющиеся его неотъемлемой частью. Право быть меньшинством признается современным цивилизованным обществом, и насильственное уничтожение меньшинства является нарушением прав человека. Российское государство, и это принципиально важно при оценке отношения общества к явлению меньшинства, в частности, установило, что никакая идеология не может быть государственной или обязательной и что в стране признается политическое многообразие. Право на многообразие является одной из основ демократического общества. Именно исходя из этого признание прав национальных меньшинств и важности их недискриминации имеет особенно важное значение для российского государства, в котором гражданское общество в настоящий период времени только складывается.
Как
уже отмечалось, в российском законодательстве
нет четкого понятия
2.2.
Проблемы защиты
прав национальных
меньшинств в Российской
Федерации
Одной из проблем, имеющих значение для защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации, является отсутствие самого определения понятии «национальные меньшинства». Однако, как полагает К. А. Бекяшев, законодательное закрепление понятия национального меньшинства вполне возможно. Национальное меньшинство составляют лица, относящие себя к народу (этносу), число которых меньше числа лиц, относящих себя к народу (этносу), образующему большинство в стране или ее территориальном образовании (субъекте Российской Федерации, территории местного самоуправления)41. Законом должно быть закреплено, что гарантии недискриминации распространяются на лиц, хотя и не относящихся к национальному меньшинству, но которые по признаку национальной принадлежности дискриминируются представителями национальности, практически узурпировавшей власть в субъекте Российской Федерации или на территории местного самоуправления.
Средства массовой информации неоднократно обращали внимание на факты такой дискриминации в ряде мест. Способы дискриминации были различны, но суть их одна: представитель одного народа (он может и не составлять большинства населения) использует свое нахождение у власти преимущественно в интересах представителей своего народа, игнорируя при этом интересы других народов. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности и ограничиваются права граждан по признакам национальной, а иногда и иной принадлежности.
Сложность принятия мер по защите прав и свобод национальных меньшинств обусловлена, прежде всего тем, что их дискриминация обычно проводится на основе неформальных связей правящей верхушки общества и лиц одной с ними национальной принадлежности и только в редких случаях устанавливается правовыми нормами.
Органы государственной власти Российской Федерации, к ведению которых в соответствии с п."в" ст.71 Конституции РФ относится регулирование и защита прав национальных меньшинств, обязаны принять меры, обеспечивающие права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, без какой-либо их дискриминации. В числе этих мер наиболее неотложной является принятие федерального закона о гарантиях прав национальных меньшинств и лиц, к ним относящихся. Этому федеральному закону должны соответствовать законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
Предложения о законе или иных правовых нормах, обеспечивающих права и свободы национальных меньшинств, обычно оспариваются утверждением, что любые меры, устанавливающие особые права для части населения, нарушают принцип равноправия, который в равной степени должен применяться к каждому человеку. Полагаем, что такое утверждение безосновательно, поскольку закон и иные правовые нормы о защите прав национальных меньшинств лишь восстанавливают действие принципа равноправия в отношении тех лиц, чьи права и свободы нарушаются из-за их принадлежности к национальному меньшинству.
Федеральный закон о защите прав национальных меньшинств и лиц, себя к ним относящих, должен основываться на принципе полного и безоговорочного обеспечения представителям национальных меньшинств без какой-либо дискриминации всех прав и свобод человека и гражданина без каких бы то ни было исключений. Без этого конституционная норма, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств, не может считаться реализованной, а государство - действительно демократическим.
Ключевая проблема закона о гарантиях прав и свобод национальных меньшинств - обеспечение их права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32 Конституции Российской Федерации). Задача закона состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить в законодательных и исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления представительство национальных меньшинств, что необходимо для защиты законных прав и интересов лиц, себя к ним относящих. В связи с этим А. В. Кочетков указывает, что, если это не будет достигнуто, то для националистов, обосновавшихся в некоторых субъектах Федерации и якобы защищающих права народов, называемых иногда «титульными», останутся лазейки, позволяющие сохранить преференции представителям этих народов и продолжать дискриминацию представителей национальных меньшинств42. Сохранение такой практики не только нарушает принцип равных прав всех граждан независимо от их национальной принадлежности, но и существенно подрывает развитие и единство гражданского общества.
Помимо этого А.В. Кочетков указывает, что законодательный орган, не имеющий в своем составе представителей от небольших, но существенных групп населения, не может учитывать интересы этих групп в своей работе и не видит ситуацию изнутри. Выполнение законов во многом зависит от добровольного согласия граждан этим законам подчиняться. Следовательно, необходимо обеспечить возможность меньшинствам, составляющим существенную группу избирателей, выбора своих представителей в парламент.
Необходимо также указать, что непредставленность в национальном парламенте определенного круга избирателей может привести к отсутствию такой важной черты каждого общества, как национальное единство, и только избирательная система, обеспечивающая равное представительство для всех групп населения, способствует ее развитию. В качестве примера можно привести парламентские выборы 1994 г. в Южной Африке, проведенные на основе принципа равного представительства, в результате которых белое население, черное меньшинство (члены племени зулусов), азиатские индусы и женщины были представлены в парламенте в равной степени. Та же самая система и с теми же результатами применялась на выборах 1989 г. в Намибии.
В
идеале избирательная система должна
гарантировать группе избирателей,
неспособных преодолеть установленный
законодательством
Для оценки избирательного законодательства с точки зрения обеспечения сбалансированного представительства могут быть применены следующие критерии:
- равное избирательное право не должно создавать почву для неприязненных отношений между различными группами населения, преувеличивая значимость одной над другой (как при проведении голосования, так и в управлении государством);
-
максимизирование участия
- обязательное количество мест в парламенте для меньшинств и женщин (например, квотирование), таким образом, гарантируется их участие в работе законодательного органа и принятии решений;
-
способствование избранию в
-
гарантированность
-
легитимность парламента
При проведении выборов представители меньшинств сталкиваются со следующими основными препятствиями: политическая культура, не приемлющая их участие в управлении страной; отсутствие социально-экономических возможностей для участия в выборах; недостаточность фондов выборной компании; недемократичность процедуры; дискриминационный характер избирательной системы.
Проблема
реальной ликвидации дискриминации
национальных меньшинств при осуществлении
ими права участвовать в
Помимо иных проблем защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации Б. С. Крылов указывает, что одним из препятствий для принятия федерального закона о правах и свободах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являются распространяемые взгляды, в соответствии с которыми главной основой демократического устройства нашего общества должно являться не обеспечение и развитие прав и свобод человека и гражданина, а обеспечение прав народа, рассматриваемого как особый этнос. Получается, что народы наделяются правами, как бы не вытекающими из прав и свобод человека, что логически приводит к тому, что права человека и гражданина находятся в зависимости от прав народа. На самом деле права человека и гражданина, относящиеся к его национальной принадлежности, и права народа взаимосвязаны и даже неразрывны. Однако, поскольку права человека и гражданина могут быть определены с необходимой для закона точностью, а научное и законодательное определение понятия народа едва ли возможно (нельзя же игнорировать факт, что абсолютно "чистых" народов и этносов не существует), целесообразно при законодательном решении национальных проблем исходить из определения прав человека и гражданина43.
Представляются совершенно несостоятельными некоторые высказывания о создании наделенных властными полномочиями государственных органов, образуемых представителями народов (этносов), поскольку, во-первых, ни один народ (этнос) не может быть полностью отделен от других народов, а во-вторых, любой орган, состоящий из представителей народов и созданный для защиты интересов именно народов, не может не быть ориентированным на противопоставление прав народа правам и свободам каждого, независимо от его национальной принадлежности. Современное цивилизованное общество сегодня рассматривает сферу национальных интересов человека как составную часть его прав и свобод. По этому пути идут практически все цивилизованные страны. Этот путь избран и в действующей Конституции Российской Федерации, в которой нет, в частности, понятия национальной государственности. Анахронизмом является высказанное от имени Ассамблеи народов России (общественной организации) мнение, что «для федеративного многонационального, многоконфессионального государства двухпалатность парламента имеет свою логику. Думается, что назрела потребность в том, чтобы Государственная Дума как законодательный орган имела двухпалатную конструкцию. Одна палата - Совет представителей. Вторая палата - Совет национальностей»44.