Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:54, курсовая работа
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на национальные меньшинства принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика международного правового регулирования прав национальных меньшинств…………………………………………………6
1.1. Понятие национальных меньшинств в международном праве…………….6
1.2. Международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств……………………………………………………………………….11
Глава 2. Внутригосударственное обеспечение прав национальных меньшинств……………………………………………………………………….20
2.1. Анализ российского законодательства в сфере обеспечения прав национальных меньшинств……………………………………………………...20
2.2. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..38
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика международного правового регулирования прав национальных меньшинств…………………………………………………6
1.1. Понятие
национальных меньшинств в
1.2. Международные
правовые акты, регламентирующие
права национальных меньшинств…
Глава
2. Внутригосударственное обеспечение
прав национальных меньшинств……………………………………………………
2.1. Анализ
российского законодательства в сфере
обеспечения прав национальных меньшинств……………………………………………………
2.2. Проблемы
защиты прав национальных меньшинств
в Российской Федерации……………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на национальные меньшинства принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Каждый из народов обладает своеобразием своей материальной и духовной культуры. По оценкам ученых Россия является одной из самых полиэтнических стран мира, несмотря на то, что почти 80% ее граждан относит себя к русскому народу. Согласно информации, представленной в БЭС, на территории Российской Федерации проживает около 200 этносов, и это составляет почти 1/5 российского населения1. Среди этих этносов, помимо русского народа, отметку по численности в миллион человек превышает или немного не достигает целый ряд народов. Однако большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации, представляет собой небольшие по численности этносы, как правило, не превышающие 50 тысяч человек, расселившиеся компактно или дисперсно по всей территории государства. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо территориальных образований.
Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип равноправия народов, проживающих на территории России, сущность которого выражается в недискриминации какого-либо народа по этническому признаку и предоставлении различных прав в равной мере всем народам, населяющим Россию. Однако фактически действительного равенства между народами не существует в силу ряда причин экономического, культурного и иного характера. Поэтому обеспечение Российской Федерацией и в мире в целом защиты прав народов, находящихся в численном меньшинстве по отношению к большинству населения государства, и предоставление этим народам дополнительных гарантий является одной из ее непосредственных обязанностей, закрепленной в Конституции России, иных федеральных правовых актах, а также в международных актах. Указанное определяет актуальность исследуемого вопроса. Актуальными остаются проблемы международного и внутригосударственного обеспечения учета интересов коренного населения, особенно коренных малочисленных народов; учета интересов национальных меньшинств; создания и поддержки разных форм национально-культурных автономий; государственной поддержки объединений граждан тех национальностей, которые в силу исторических особенностей оказались оторванными от своих государств.
Целью курсового работы является исследование международного и внутригосударственного правового обеспечения прав национальных меньшинств. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: во-первых, определить понятие национальных меньшинств в международном праве; во-вторых, исследовать международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств; в-третьих, проанализировать российское законодательство в сфере обеспечения прав национальных меньшинств; в-четвертых, изучить проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие содержание, особенности, проблемы правового обеспечения прав национальных меньшинств. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие права национальных меньшинств.
Нормативную основу исследования международного и внутригосударственного правового обеспечения прав национальных меньшинств составляет широкий перечень источников как международного, так федерального уровней, в частности: Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и иные акты.
В процессе исследования использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
В России, как и во всем мире, проблемы обеспечения прав национальных меньшинств занимают и привлекают многих людей своей спецификой, природой и назначением, в связи с чем степень разработанности вопроса о международном и внутригосударственном правовом обеспечении прав национальных меньшинств российскими реформаторами, политиками, юристами и иными специалистами обширна. Так, наиболее значимыми в этом вопросе являются труды следующих авторов: Е. А.Черячукиной, В. А. Тишкова, Б. М. Ашавского, М. М. Бирюкова, В. Д. Бордунов, Б. С. Крылова, А. В. Кочеткова, Д. С. Велиевой, Т. В. Заметиной, К. А. Бекяшева, Р. Г. Абдулатипова и других.
Структура
курсовой работы содержит введение, основную
часть, состоящую из двух глав, построение
которых обусловлено поставленными целями
и задачами, заключение и библиографический
список.
ГЛАВА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
1.1.
Понятие национальных
меньшинств в международном
праве
Анализ норм международных правовых актов позволяет сделать вывод об отсутствии в международном праве единого понимания или подхода к определению национальных меньшинств.
В своих трудах В. А. Тишков указывает, что сама доктрина меньшинств с момента ее рождения в начале ХХ века была крайне политизированной, а с научной точки зрения - уязвимой. Рождение и существование теории меньшинств и основанной на ней политико-правовой практики было связано с проблемой существования разных форм неравенства людей, основанных на этнических, религиозных, расовых и языковых различиях, а точнее - на принадлежности людей к культурно отличительной общности. Таким образом, фактор неравенства и приниженного статуса, а также групповая принадлежность стали отличительной маркой проблемы меньшинств, в отличие от схожих проблем прав человека или социальных доктрин. И все же в сфере правовой протекции проблема меньшинств всегда воспринималась как проблема человека-личности, связанная с его принадлежностью к группе, а не как проблема группы2.
В этой связи отметим, что межгосударственное сотрудничество по вопросам защиты меньшинств, стало интенсивно развиваться только после Первой мировой войны, начиная с 1919 года. Оно явилось предшественником универсального сотрудничества в области прав человека. Право народов на самоопределение на меньшинства не распространяется. Не ставится в какой бы то ни было плоскости и вопрос о возможности их наделения международной правосубъектностью. В какой-то степени это объясняется тем, что на практике предпочтение было отдано концепции защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, а не прав самих меньшинств. В качестве примера можно привести ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах3, согласно которой в странах, где существуют меньшинства, «лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». Нежелание поднимать вопрос о защите прав меньшинств объяснялось как опасениями поощрять обособленность меньшинств, которая могла бы привести к их искусственной изоляции и стимулировать вражду с остальной частью населения, так и боязнью появления среди некоторых меньшинств сепаратистских настроений.
В соответствии с определением, приведенным в научных трудах Е. А. Черячукиной4, национальные меньшинства - этнические общности, отличающиеся от остального (доминирующего) населения государства по своим национальным признакам (культуре, языку, религии, обычаям), объединенных общим названием и самосознанием и стремящихся к самоидентификации.
Полагаем, что наиболее широкая концепция понятия «национальное меньшинство» нашла отражение в заключенной 21 октября 1994 г. между некоторыми членами СНГ Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам5. В ст. 1 Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам предусматривается: «Для целей настоящей Конвенции под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны». Президентом Российской Федерации в адрес Государственной Думы Российской Федерации направлялось письмо с Проектом федерального закона № 97032094-2 «О ратификации Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»6 с указанием, что введение Конвенции, подписанной государствами - участниками Содружества Независимых Государств в г. Москве 21 октября 1994 г., в действие позволит обеспечить правовую защиту прав и законных интересов принадлежащих к национальным меньшинствам лиц, связанных этническими, культурными, религиозными и другими историческими узами и традициями с Россией, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и являющихся их гражданами, содействовать сохранению этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств Договаривающихся Сторон. Однако Россия Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам не ратифицировала, поскольку в Государственной Думе вызвало негативную реакцию выражение «основное население».
Косвенно на широкой концепции национальных меньшинств основана Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств Совета Европы от 1 февраля 1995 г.7, хотя определения национальных меньшинств она не содержит. Россия в ней участвует8.
В своих трудах Б. М. Ашавский , М. М. Бирюков , В. Д. Бордунов9 отмечают, что меньшинства бывают дисперсными, то есть рассредоточенными по всей территории государства проживания, и компактно проживающими в определенном районе. Общепризнанного определения меньшинств не существует. В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г.10 определения меньшинств также нет. Это было сделано сознательно, так как трудности, связанные с разработкой такого определения, могли бы помешать подготовке проекта Декларации.
В своих трудах Е. А. Черячукина11 указывает, что, учитывая предложения, вносившиеся в органы ООН, в определение меньшинств можно включить следующие элементы: а) меньшинство — это группа лиц, по численности меньшая, чем остальная часть населения страны; б) меньшинства состоят из лиц, проживающих на территории данного государства; в) имеются особые национальные, этнические, религиозные и языковые характеристики соответствующих лиц, объединяющие их в группы, отличающиеся этими характеристиками от остальной части населения.
Кроме того, ннеобходимо отметить и субъективный фактор — чувство солидарности и стремление к самосохранению. Вместе с тем есть, как показывает практика, национальные группы, которые, будучи численно несколько меньшими, чем остальное население страны, не желают причислять себя к меньшинству, считая, что это само по себе ставит их в неравное положение с остальным населением (например, значительная часть русского населения на Украине).
Возможны отступления от указанных элементов определения меньшинств или их модификация с учетом потребностей защиты тех или иных меньшинств. Многое зависит от того, о какой категории меньшинств идет речь. В рамках системы Лиги Наций внимание концентрировалось на защите расовых, религиозных и языковых меньшинств. После 1945 года в деление меньшинств на категории вносятся некоторые изменения и уточнения. В Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года12 упоминаются лица, принадлежащие к национальным меньшинствам (подп. «с» п. 1 ст. 5 Конвенции). В ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах13 говорится об этнических, религиозных и языковых меньшинствах. В Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г.14 в названии, преамбуле и ст. 2 говорится о лицах, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Союз «или» появился в качестве компромисса, поскольку при разработке проекта Декларации некоторые делегации возражали против включения термина «национальные меньшинства», считая, что необходимо следовать терминологии ст. 27 Пакта о гражданских и политических правах.