Национальные меньшинства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на национальные меньшинства принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика международного правового регулирования прав национальных меньшинств…………………………………………………6
1.1. Понятие национальных меньшинств в международном праве…………….6
1.2. Международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств……………………………………………………………………….11
Глава 2. Внутригосударственное обеспечение прав национальных меньшинств……………………………………………………………………….20
2.1. Анализ российского законодательства в сфере обеспечения прав национальных меньшинств……………………………………………………...20
2.2. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая нац меньшинства.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

       Установленную Декларацией классификацию меньшинств в настоящее время можно считать общепризнанной. Культурные меньшинства, упомянутые в ст. 1 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, вряд ли могут рассматриваться как относительно самостоятельная категория меньшинств. Они скорее всего представляют собой производное от других категорий меньшинств, перечисленных в Декларации, поэтому этот термин не получил широкого распространения в международных документах. Практика свидетельствует в пользу того, что доминирующей категорией среди различных категорий меньшинств являются национальные меньшинства либо национальные и этнические. Права национальных меньшинств закреплены в различных международных правовых актах, анализу которых будет посвящен следующий раздел курсовой работы. 

     1.2. Международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств 

     К основным правам национальных меньшинств, наряду с обязанностью государств защищать их самобытность, включаются права пользоваться достоянием своей культуры, своим языком, участвовать в принятии решений, касающихся меньшинства, к которому они относятся, исповедовать свою религию, создавать свои ассоциации, осуществлять контакты с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами, развивать свою культуру, обучаться в том или ином объеме на родном языке, осуществлять свои права без дискриминации и т.д.  С течением времени стало укрепляться мнение о том, что в каких-то ситуациях следует на международном уровне ставить вопрос о защите указанных прав меньшинств как таковых. Особенно заметно эта тенденция проявилась в Западной Европе. Ее можно обнаружить уже в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 47/135 18 декабря 1992 г.15 Декларация основана на концепции защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, о чем свидетельствует ее название. Вместе с тем в ст. 1 Декларации сказано: «Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности». Здесь явно содержится указание на право меньшинств как таковых на существование и самобытность. Права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, закреплены в статье 2 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Так, указанные лица имеют право:

     - пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме;

     - активно участвовать  в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной  жизни.

     - активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству.

     - создавать свои  собственные ассоциации и обеспечивать  их функционирование.

     - устанавливать и  поддерживать без какой-либо дискриминации  свободные и мирные контакты  с другими членами своей группы  и с лицами, принадлежащими к  другим меньшинствам, а также  контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.

     Наряду  с нормами Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, проблемы защиты прав национальных меньшинств и прав и свобод лиц, себя к ним относящих, рассмотрены в ряде иных международных и межгосударственных документов, принятых ООН и региональными организациями, в том числе и европейскими.

     Современное международное право устанавливает обязанность государства обеспечивать лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, права, свободы и возможности для развития, равные тем, которыми пользуется большинство населения страны или ее территориального подразделения. Это, в частности, закреплено в нормах, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах, который справедливо относят к числу актов, устанавливающих общепризнанные принципы и нормы международного права16.

     Среди международных документов, принятых европейскими межгосударственными  организациями, определяющими и  конкретизирующими права человека и гражданина, ведущее место занимает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в Хельсинки в 1975 году17. В этом документе в качестве принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях, закреплено не только уважение к правам человека и гражданина, но и уважение к правам лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ, принятом в 1990 году, государства-участники подтвердили эти принципы и установили, что они «будут уважать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на эффективное участие в государственных делах, включая участие в делах, относящихся к защите и поощрению самобытности таких меньшинств»18.

     В Парижской хартии для новой Европы, подписанной в 1990 году19, главы европейских государств сочли необходимым подробней остановиться на правах национальных меньшинств. В Хартии сказано: "Исполненные решимости способствовать богатому вкладу национальных меньшинств в жизнь наших обществ, мы обязуемся и впредь улучшать их положение. Мы вновь подтверждаем нашу глубокую убежденность в том, что дружественные отношения между нашими народами, а также мир, справедливость, стабильность и демократия требуют того, чтобы этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Мы заявляем, что вопросы, касающиеся национальных меньшинств, могут решаться удовлетворительным образом только в демократических политических рамках. Мы признаем далее, что права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны полностью уважаться как часть всеобщих прав человека». Необходимо подчеркнуть, что Парижской хартией подтверждена неразрывная связь прав национальных меньшинств с всеобщими правами человека, демократией, стабильностью и миром.

     Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 году и содержащая обязывающие государства правовые нормы20, включает статью, запрещающую дискриминацию кого бы то ни было по различным признакам, включая принадлежность к национальным меньшинствам. В последующие годы Советом Европы были приняты Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств (1992 г.)21 и Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.)22, развивающие положения Конвенции о защите прав и основных свобод.

     В статье 1 Европейской хартии о региональных языках и языках национальных меньшинств закреплено, что региональные языки или языки меньшинств означают языки, которые: а) традиционно используются на данной территории государства жителями этого государства, представляющими собой группу, численно меньшую, чем остальное население государства; б) отличаются от официального языка (языков) этого государства. Они не включают в себя ни диалекты государственного языка (языков) этого государства, ни языки мигрантов

     Рамочная  Конвенция содержит ряд позитивных норм, обеспечивающих права национальных меньшинств. Так, следует подчеркнуть, что Рамочная Конвенция Совета Европы отнесла защиту национальных меньшинств к сфере международного сотрудничества, что, естественно, накладывает особую ответственность на все государства, в том числе и Российскую Федерацию, многонациональность которой делает проблему прав национальных меньшинств особенно актуальной.

     Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств - первый юридически обязывающий многосторонний документ, касающийся защиты национальных меньшинств в целом. Его цель - защищать существование национальных меньшинств в пределах соответствующих территорий договаривающихся сторон. Конвенция содействует полному и эффективному равенству национальных меньшинств путем создания необходимых условий, дающих им возможность поддерживать и развивать свою культуру и сохранять свою самобытность.

     Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств подробно регламентирует права национальных меньшинств, основываясь на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней. Так, согласно статье 4 Рамочной конвенции  стороны (Австрия, Азербайджан, Армения, Бельгия, Болгария. Великобритания, Германия, Грузия, Россия, Турция, Украина и другие) обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается. Также стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к большинству населения. В связи с этим государства должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

     Согласно  статье 9 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств государства обязуются признавать, что право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, на свободу выражения мнения включает свободу придерживаться какого-либо мнения и свободу получать и обмениваться информацией или идеями на языке меньшинства без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ. В рамках своих правовых систем стороны Рамочной конвенции обеспечивают, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, не подвергались дискриминации в отношении доступа к средствам информации.

     Важная  гарантия  прав национальных меньшинств закреплена в статьей 10 Рамочной конвенции, в соответствии с которой стороны обязуются гарантировать право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, получить в кратчайший срок на языке, который оно понимает, информацию о причинах его ареста, характере и причине любого выдвинутого против него обвинения, а также вести защиту на этом языке, получая для этого при необходимости бесплатную помощь переводчика. В статье 11 указанной Конвенции установлено, что признается за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству: а) право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с условиями, предусмотренными их правовыми системами; б) право размещать публично вывески, надписи и другую информацию частного характера на языке своего меньшинства.

     Таким образом, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств устанавливает принципы, относящиеся к лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, применительно к жизни общества, такие, как свобода мирных собраний, свобода ассоциаций, свобода выражения мнения, свобода мысли, совести и религии, доступ к средствам массовой информации, а также в области свобод, относящихся к языку, образованию, приграничному сотрудничеству и т.д.

     Одним из последних актов Совета Европы, непосредственно относящихся к правам национальных меньшинств, явился одобренный и открытый для подписания в ноябре 2000 года Комитетом министров Совета Европы Протокол N 12 к Конвенции о защите прав и основных свобод, который подтвердил общее запрещение дискриминации при пользовании любым признанным законом правом, включая право принадлежности к национальным меньшинствам23.

     Правовые  акты, направленные на обеспечение  прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, принимались и другими региональными межгосударственными организациями. Например, в октябре 1993 года принята Венская декларация, в приложении 2 которой закреплено: «Исторически сложившиеся в Европе национальные меньшинства должны стать объектом защиты и уважения, с тем чтобы они могли внести свой вклад в обеспечение стабильности и мира. В Европе, которую мы намерены построить, мы должны ответить на этот вызов: обеспечивая защиту прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в условиях господства права и уважая территориальную целостность и национальный суверенитет государств. При таких условиях эти меньшинства внесут ценный вклад в жизнь наших обществ. Мы подтверждаем нашу решимость в полной мере выполнять обязательства по защите национальных меньшинств»24. Отметим, что важная гарантия прав национальных меньшинств закреплена в пункте 28 Декларации Хельсинской встречи на высшем уровне, в которой установлено, что государства-участники «будут воздерживаться от практики переселения и осуждать все попытки осуществлять переселения, прибегая к угрозе силой или ее применению, с целью изменения этнического состава районов в пределах их территорий»25. Нормы указанных международных правовых документов учитывались при принятии в октябре 1994 года странами СНГ Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам26.

     Таким образом, подводя итог первой главы  курсовой работы необходимо сделать  следующие выводы. Во-первых, общепризнанного определения меньшинств не существует. Во-вторых, наиболее широкая концепция понятия национальных меньшинств представлена в статье 1 Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в которой указано, что «под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории одной Договаривающейся Стороны и имеющие ее гражданство, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения данной Договаривающейся Стороны». В-третьих, международная организация обеспечения прав национальных меньшинств основана на следующих международных правовых актах:

Информация о работе Национальные меньшинства