Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:54, курсовая работа
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на национальные меньшинства принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика международного правового регулирования прав национальных меньшинств…………………………………………………6
1.1. Понятие национальных меньшинств в международном праве…………….6
1.2. Международные правовые акты, регламентирующие права национальных меньшинств……………………………………………………………………….11
Глава 2. Внутригосударственное обеспечение прав национальных меньшинств……………………………………………………………………….20
2.1. Анализ российского законодательства в сфере обеспечения прав национальных меньшинств……………………………………………………...20
2.2. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..38
- Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, от 21 октября 1994 года является правовым актом, закрепляющим наиболее широкие права национальных меньшинств, гарантируя лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными стандартами в области прав человека и ее законодательством.
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 года направлена на охрану на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности, закрепляя широкий перечень прав национальных меньшинств.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. устанавливает общепризнанные принципы и нормы международного права в том числе для национальных меньшинств.
- Парижская хартия от 21 ноября 1990 года подробно регламентирует права национальных меньшинств на территории европейских государств.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года содержит обязывающие для государств правовые нормы, в том числе, запрещающие дискриминацию кого бы то ни было по различным признакам, включая принадлежность к национальным меньшинствам.
- Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств от 05 ноября 1992 г. закрепляет признание языков меньшинств в качестве выразителей культурного богатства; уважение географического района каждого языка меньшинства для обеспечения того, чтобы существующее или новое административное деление не создавало препятствий развитию данного языка меньшинства; необходимость решительных действий по поддержке языков меньшинств в целях их сохранения и иное.
- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 01 февраля 1995 года закрепляет право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, на свободу придерживаться какого-либо мнения и свободу получать и обмениваться информацией или идеями на языке меньшинства без вмешательства со стороны государственной власти и независимо от границ.
- Декларация Хельсинской встречи на высшем уровне от 09-10 июля 1992 года устанавливает, что государства-участники будут воздерживаться от практики переселения и осуждать все попытки осуществлять переселения, прибегая к угрозе силой или ее применению, с целью изменения этнического состава районов в пределах их территорий.
Международно-правовые
документы, наряду с требованием
не допускать дискриминации лиц,
принадлежащих к национальным меньшинствам,
обязали государства применять
для этого необходимые
ГЛАВА
2. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ
МЕНЬШИНСТВ
2.1.
Анализ российского
законодательства
в сфере обеспечения
прав национальных
меньшинств
Вопрос о необходимости принятия закона, гарантирующего права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, поднимался в нашей стране неоднократно. Это вполне объяснимо, поскольку, как отмечает в своих трудах Б. С. Крылов27, число лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в России составляет примерно одну пятую населения страны.
В Обращении Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1991 года к верховным советам независимых республик, входивших ранее в состав СССР, констатировалось, в частности, что в связи с распадом СССР возникла «проблема защиты прав и свобод национальных меньшинств, образовавшихся в каждом из наших суверенных государств, и необходимость ее цивилизованного решения. Это объективная реальность, затрагивающая судьбы людей, и с ней необходимо считаться»28. В Обращении предлагалось ускорить разработку и заключение специальных двусторонних договоров или соглашений с РСФСР о гарантиях прав и свобод представителей национальных меньшинств - выходцев из Российской Федерации, проживающих на территории республик, а до их заключения принять законные меры в целях обеспечения прав и свобод национальных меньшинств. Верховный Совет РСФСР гарантировал равноправие всех наций на территории Российской Федерации и принятие специального закона "О гарантиях прав национальных меньшинств в РСФСР". Однако такой закон не был принят, хотя необходимость в нем была и поныне остается весьма очевидной.
При принятии Конституции Российской Федерации 1993 г.29 вновь была поднята проблема защиты прав национальных меньшинств. В ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств. В пункте "в" ст.71 Конституция отнесла к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав национальных меньшинств, а в п."б" ч.1 ст.72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - защиту прав национальных меньшинств. Кроме того, Конституция Российской Федерации в ст.69 установила гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Анализируя
нормы указанных
В своих трудах Б. С. Крылов указывает, что одной из причин того, что в российском законодательстве до сих пор нет федерального закона, комплексно обеспечивающего недискриминацию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, является отсутствие ясного представления об особенностях этих меньшинств.
Изданные на сегодняшний день федеральные законы в сфере национальных отношений (за исключением Закона «О национально-культурной автономии»30) относятся, как правило, не ко всем национальным меньшинствам, а только к коренным малочисленным народам, которые составляют лишь небольшую часть национальных меньшинств в нашей стране. Таким образом, в российском законодательстве проблема защиты прав национальных меньшинств остается в целом нерешенной.
Вместе с тем, поскольку факты дискриминации национальных меньшинств в нашей стране существуют и проблема защиты их прав от дискриминации остается актуальной, законодатели вынуждены на это откликаться. Примером нормы, относящейся к правам национальных меньшинств, может служить норма Федерального закона «О языках народов в Российской Федерации»31 1991 года, установившая, что «государством гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности», а также что государство признает равные права всех языков народов на их сохранение и развитие. В соответствии с Законом «О средствах массовой информации»32 не допускается использование СМИ в целях разжигания национальной нетерпимости или розни. Уголовным кодексом РФ33, принятым в 1996 году, предусмотрена ответственность за нарушение равноправия граждан, а также за действия, направленные на пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»34 2002 года, подробно регламентирующем избирательные процедуры, лишь одна статья посвящена особенностям малочисленных народов. Предусмотрено, что при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов. Эту норму можно рассматривать только как проявление тенденции обеспечения прав упомянутых народов, однако она не может реально противостоять их дискриминации. Избиратели из числа этих народов составляют столь незначительную часть участвующих в выборах, что практически не могут оказать влияние на избрание депутатов Государственной Думы и даже законодательных органов субъектов Федерации.
Существенным шагом в направлении защиты прав и свобод национальных меньшинств явилось принятие в 1996 г. Федерального закона «О национально-культурной автономии»35, предоставившего лицам, принадлежащим ко всем народам Российской Федерации, независимо от их численности и места проживания, возможности сохранения своей самобытности, развития языка, образования и национальной культуры посредством создания общественных объединений, наделенных широкими правами и пользующихся государственной поддержкой.
Этот закон оказал положительное воздействие на межнациональные отношения и сыграл определенную роль в защите права на культурное развитие народов Российской Федерации. Достаточно сказать, что в стране создано почти 300 национально-культурных автономий, решивших многие вопросы развития национального образования и культуры. Вместе с тем, как отмечает в своих трудах Б. С. Крылов, закон не лишен существенных недостатков. К ним следует отнести то, что он не содержит норм, препятствующих использованию его отдельными лицами в целях обособления национальных культур и, тем самым, разрыву культурных связей между совместно проживающими народами36. Примером этого может служить решение государственных органов Татарстана о переводе татарской письменности на латинский алфавит, что не может не создать дополнительных трудностей русскому населению республики в освоении татарского языка, не говоря уж о том, что оно едва ли оправданно с позиций филологии.
За пределами Федерального закона о национально-культурной автономии остались сферы, не относящиеся к предмету этого закона, но имеющие важное значение для обеспечения недискриминации малочисленных народов. В их числе - сфера представительства национальных меньшинств в органах власти в целом и, как частность, в праве избирательном.
Принципиальные
позиции российского
Концепция определила узловые проблемы развития национальных отношений, в числе которых, в частности, «обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств». Однако развития в качестве самостоятельного направления регулирование и защита прав национальных меньшинств в Концепции не получили и в число принципов национальной политики они не включены. Концепция ограничилась постановкой вопроса о реализации гарантий прав коренных малочисленных народов. В этом направлении сделаны определенные шаги. К сожалению, проблема обеспечения права национальных меньшинств на участие в ведении государственных дел в Концепции не была затронута.
Существенный прогресс также в отношении регулирования и защиты прав коренных малочисленных народов достигнут в нашей стране принятием в 1999-2000 годах двух федеральных законов, а именно: Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»38 и Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»39.
Принципиальной и важной особенностью Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации является то, что сфера его действия распространяется не только на лиц, относящихся к определенным этносам, а именно к коренным малочисленным народам как таковым, но и на тех, кто постоянно проживает «в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами». Это означает, что российский законодатель вышел за этнические рамки и принял норму, направленную на устранение дискриминации граждан независимо от их национальной принадлежности.