Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:22, задача
Модельный закон СНГ «О рынке ценных бумаг» был разработан с целью гармонизации законодательств государств-участников СНГ в сфере эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, а также единообразного регулирования отношений, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственного и негосударственного регулирования и контроля на рынке ценных бумаг. Целями принятия настоящего закона, согласно ст. 1, являются:
•Обеспечение безопасного, открытого и эффективного функционирования рынка ценных бумаг;
•Защита прав инвесторов и владельцев ценных бумаг
•Защита добросовестной конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Анализ
, утв. постановлением Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников
Содружества Независимых
Модельный закон СНГ «О рынке ценных бумаг» был разработан с целью гармонизации законодательств государств-участников СНГ в сфере эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, а также единообразного регулирования отношений, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственного и негосударственного регулирования и контроля на рынке ценных бумаг. Целями принятия настоящего закона, согласно ст. 1, являются:
Ст. 2 модельного закона "О рынке ценных бумаг" дает определение, что непосредственно означает термин эмиссионные ценные бумаги. Под эмиссионными ценными бумагами модельный закон подразумевает ценные бумаги, удостоверяющие права участия, долговые обязательства и другие права требования, а также иные имущественные и неимущественные права, которые удостоверяют одинаковый объем прав их владельцев в рамках одного выпуска по отношению к эмитенту. К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, а также иные виды ценных бумаг, включая производные ценные бумаги и долговые ценные бумаги, отнесенные законом к эмиссионным ценным бумагам.
Эмиссионные ценные бумаги подразделены на документарные и бездокументарные. Документарная ценная бумага представляет собой письменный документ на бумажном носителе, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов права ее владельца, осуществление и передача которых возможны только при предъявлении указанного документа. В документарной форме могут выпускаться только ценные бумаги на предъявителя (ст. 4). Понятие бездокументарной ценной бумаги дает ст. 5. Так бездокументарными ценными бумагами являются именные ценные бумаги, права по которым удостоверяются записью на счете в реестре владельцев ценных бумаг либо записью на счете ценных бумаг у депозитария, выступающего в качестве номинального держателя.
Кроме определений
модельный закон четко устанавл
Кроме того, для более эффективного соблюдения обязательств, ведется последовательная запись о владельцах ценных бумаг (лицах, которым принадлежат права, удостоверенные ценными бумагами, доверительных управляющих, залогодержателях, иных правообладателях по ценным бумагам), а также о номинальных держателях ценных бумаг, которые содержат данные, позволяющие идентифицировать владельцев и номинальных держателей ценных бумаг, иных правообладателей по ценным бумагам, а также вид этих ценных бумаг, их номинальную стоимость и количество ценных бумаг, вид и природу зарегистрированных прав по ценным бумагам, характер зарегистрированных ограничений на обращение или на осуществление прав по ценным бумагам, наименование государственного органа, установившего такое ограничение, а также другую информацию, предусмотренную законом – так называемый реестр владельцев ценных бумаг (ст. 7 модельного закона). Составление и ведение реестра владельцев ценных бумаг осуществляются регистратором на основании договора, заключенного с эмитентом ценных бумаг, или самим эмитентом. В случае если ведение реестра владельцев ценных бумаг осуществляется регистратором, эмитент несет солидарную с регистратором ответственность за возмещение убытков, причиненных регистратором ненадлежащим выполнением обязанностей, установленных законом. Это правило определяет ст. 8 модельного закона.
Основания регистрации прав на ценные бумаги в реестре владельцев ценных бумаг определяет ст. 10 модельного закона. Согласно этой статье внесение в реестр владельцев ценных бумаг записи об изменении, прекращении, переходе или обременении прав на ценные бумаги производится по распоряжению того указанного в реестре лица, чье право по соответствующей ценной бумаге в результате такой записи изменится, прекратится, перейдет к другому лицу, будет обременено правами другого лица, либо по решению суда. В случае же если сторона по гражданско-правовой сделке, чье зарегистрированное право по ценной бумаге в силу этой сделки изменяется, прекращается, переходит к другой стороне по сделке или обременяется правами этой другой стороны, уклоняется от представления реестродержателю распоряжения на совершение соответствующей записи в реестре владельцев ценных бумаг, то согласно той же ст. 10 модельного закона другая сторона по сделке вправе предъявить в суд иск о регистрации своих прав на ценные бумаги.
Кроме реестра владельцев ценных бумаг регистрация прав по ценным бумагам может осуществляться депозитарием. На это указывает ст. 13 модельного закона. Депозитарий осуществляет регистрацию прав по ценным бумагам путем открытия и ведения счетов владельцев ценных бумаг. При регистрации депозитарием прав по ценным бумагам применяются те же правила, что и к регистрации прав на ценные бумаги в реестре владельцев ценных бумаг. Депозитарий осуществляет регистрацию прав на ценные бумаги на основании договора на предоставление депозитарных услуг (депозитарного договора), заключаемого с депонентами ценных бумаг (владельцами ценных бумаг, доверительными управляющими, залогодержателями, иными правообладателями, чьи права по ценным бумагам подлежат регистрации, или другими депозитариями, выступающими в качестве номинальных держателей ценных бумаг) (ст. 14 модельного закона).
Совокупность последовательных действий, необходимых для размещения ценных бумаг называется эмиссией ценных бумаг и регулируется положениями гл. 3 модельного закона. Лица, от своего имени выпускающие ценные бумаги и несущие обязательства, вытекающие из этих бумаг являются эмитентами. Эмитентами ценных бумаг могут быть юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также иные юридические лица, которым это разрешено законом. Законом может быть установлено, что определенные виды ценных бумаг могут выпускаться только определенными видами юридических лиц. Регистрацию выпуска ценных бумаг осуществляет уполномоченный государственный орган. Этот же орган устанавливает перечень документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг. Основаниями для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг являются:
1) несоответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям закона и актов уполномоченного государственного органа;
2) внесение в
проспект эмиссии или решение
о размещении ценных бумаг
(иные документы, являющиеся
Основания обращения ценных бумаг определяются гл. 4 модельного закона. Такими основаниями являются возникновение, переход (передача), изменение, обременение и прекращение прав по ценным бумагам осуществляются на основании гражданско-правовых сделок, а также другие основаниям, установленные законом. Ограничения на обращение и на осуществление прав по ценным бумагам могут быть введены государственными органами только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Кроме вышеперечисленных оснований обращения ценных бумаг , таким основанием может быть переход (передача) прав по документарным ценным бумагам на основании гражданско-правовых сделок происходит с момента передачи этих ценных бумаг.
Одну из главных обязанностей эмитента ценных бумаг определяет гл. 5 модельного закона. Так эмитент ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности. Это может быть осуществлено в следующих формах:
- составление
ежеквартального отчета по
- сообщение
о существенных событиях и
действиях, затрагивающих
Любая нераскрытая информация о ценных бумагах и операциях с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг, в том числе информация, которая подлежит раскрытию неопределенному кругу лиц, - до момента ее раскрытия в установленном законом порядке называется инсайдерской информацией. Не является инсайдерской информацией конфиденциальная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законами государства, неправомерно опубликованная или иным способом распространенная среди неопределенного круга лиц, а также сведения, полученные на основе такой информации, в том числе содержащие оценки и выводы относительно стоимости ценных бумаг и эмитентов этих ценных бумаг.
Заключительные положения модельного закона посвящены самому важному, на мой взгляд, вопросу – вопросу регулированию рынка ценных бумаг. Осуществляется такое регулирование специально уполномоченным органом и заключается в:
1)разработке и утверждении единых требований (стандартов) к порядку и условиям лицензирования и осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
2) разработке и утверждению единых требований (стандартов) к эмиссии ценных бумаг;
3) определении требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям для предоставления им прав саморегулируемой организации, порядок предоставления и прекращения указанных прав, а также ведение реестра саморегулируемых организаций;
4) контроле за соблюдением профессиональными участниками рынка ценных бумаг и эмитентами требований законодательства о ценных бумагах;
5) контроле за соблюдением установленных законодательством требований к раскрытию информации на рынке ценных бумаг;
6) определении условий и порядка допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к обращению на рынке ценных бумаг государства, а также условий и порядка допуска ценных бумаг национальных эмитентов на рынок ценных бумаг иностранного государства;
7) обеспечении создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
8) ведении реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, реестра зарегистрированных выпусков ценных бумаг, иных реестров, обеспечивающих раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
Законодательством Республики Беларусь данный модельный закон воспринят не был, в отличие от, например, России и Казахстана, где данный акт был практически дословно воспроизведен в национальном законодательстве. С моей точки зрения, модельный закон «О рынке ценных бумаг» дает более четкую и полную классификацию самих ценных бумаг, а также субъектного состава отношений на рынке ценных бумаг. Включение данного акта в законодательную базу Республики Беларусь позволило бы вывести регулирование рынка эмиссионных ценных бумаг на более высокий уровень, а также способствовало бы облегчению фактического осуществления деятельности, связанной с ценными бумагами, между резидентами Беларуси и других государств СНГ.
Информация о работе Модельный закон СНГ «О рынке ценных бумаг»