Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

Работа содержит 1 файл

рынок ценных бумаг.docx

— 32.75 Кб (Скачать)

1. Теоретические основы  регулирования рынка  ценных бумаг

1.1. Цели, принципы и функции регулирования рынка ценных бумаг

   Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для  упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

   • государственное регулирование;

   • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

   • общественное регулирование, или регулирование  через общественное мнение, поскольку  реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке  ценных бумаг способна стать первопричиной  тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Цели  регулирования рынка ценных бумаг:

   • поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

   • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц  или организаций, от преступных организаций;

   • обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

   • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

   •  формирование (в определенных случаях) новых рынков, в поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

   • достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

   Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает в себя:

   •   создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

   •  отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

   •   контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

   •  систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

   Принципы  регулирования российского рынка  ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

   Основные  принципы регулирования:

   •   разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка — с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

   • выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку, оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

   •   максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

   • обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

   • разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

    •   обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное

обсуждение  путей решения проблем рынка;

   • соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

   • оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления — коммерческими и общественными организациями.

   Функции государства в регулировании рынка ценных бумаг:

   • концептуальная и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

   • концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

   •     установление правил игры — требований к участникам операционных учетных стандартов;

   • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

   •  создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

   •  формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

   • предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

• предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

   Большинство этих задач в настоящее время  еще не решены либо находятся в стадии проработки. Государство — крупнейший эмитент (финансирование государственного долга) и инвестор (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги); макроэкономический регулятор, использующий инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики; крупнейший дилер на рынке государственных ценных бумаг.

   1.2. Нормативные документы,  регулирующие рынок  ценных бумаг

   Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг (все  по состоянию на сегодняшний день):

   Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995—1996);

   Закон ≪О банках и банковской деятельности≫ (2003);

   Закон ≪О Центральном банке Российской Федерации≫ (2002);

   Закон ≪О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР≫ (1991);

   Закон ≪О товарных биржах и биржевой торговле≫ (1992);

   Закон ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫ (2003);

   Закон об акционерных обществах (1996);

   Закон ≪О рынке ценных бумаг≫ (1996);

   указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

   постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка  государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).

   Главный документ, регулирующий отношения государства  с инвесторами, — Закон ≪О государственном внутреннем долге РФ≫, он определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем — на Государственную Думу; управление долгом — на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

   Закон закрепил как эмитента ценных бумаг  Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность по ним. Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.

   Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти.

   Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный закон ≪О рынке ценных бумаг≫, согласно которому эмитентами ценных бумаг помимо других юридических лиц могут становиться органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В законе систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности и участники рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи, рассматриваются вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг, в частности вопросы раскрытия информации эмитентами, ответственности за использование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.

   1.3. Органы надзора  и контроля

   Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном  уровне, достаточно сложна. Это обусловливают:

   • смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, где регулирующие инстанции — Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

   • масштабная приватизация, в ходе которой  значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства;

   • неустойчивость и конкуренция российских властных структур. К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. Первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.

   Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и т.д.).

Порядок указанной работы утвержден Постановлением Правительства РФ ≪Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации≫ от 19 июня 1994 г. № 733.

   Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

   ФСФР  подчиняется непосредственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним  Конституцией и законодательством  РФ. Она состоит из шести руководящих членов: председателя, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трех заместителей председателя и секретаря.

Информация о работе Рынок ценных бумаг