Юридически обязательная сила междунродного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия международного права. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:

- анализ понятия и юридической значимости международного права;

- определение понятия международного права;

- анализ системы международного права;

- анализ субъектов международного права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Раздел 1. Понятие международного права

1.1. Определение международного права………………………………………4

1.2. Иные концепции международного права…………………………………8

1.3. Проблема названия международного права……………………………10

1.4. Международное публичное и международное частное право………….11

Раздел 2. Система международного права…………………………………13

Раздел 3. Форма, источники международного права

3.1. Форма и содержание международного права……………………………15
3.2. Источники международного права………………………………………18

Раздел 4. Субъекты международного права

4.1. Понятие и виды субъектов международного права…………………….20

4.2. Государства - основные субъекты международного права……………20

4.3. Международные (межгосударственные) организации…………………...24

4.4. Международная правосубъектность народа, нации, борющихся за создание независимого государства……………………………………………25

4.5. Нетипичные субъекты международного права…………………………..26

4.6. Проблема иных субъектов международного права……………………27

Раздел 6. Международное права как юридически обязательная сила…32

Раздел 7. Международное право и политика……………………………..34


Заключение……………………………………………………………………..37


Список использованой литературы…………………………………………38

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 99.69 Кб (Скачать)

    Раздел 6. Международное права как юридически обязательная сила  

    Источником  юридически обязательной силы международного права является соглашение государств. Такое соглашение придает юридическую  силу не только отдельному договору, но и международному праву в целом. Юридическая сила общепризнанных норм порождается общим соглашением  государств, согласием международного сообщества в целом, которое воплощено  в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Положение, согласно которому соглашение является источником обязательной силы международного права, находит отражение в международной практике, включая судебную.

    Точки зрения относительно обязательной силы международного права различны. Давним является мнение, согласно которому источником этой силы является Бог, поскольку, кроме его власти, над государствами нет никакой иной. И неслучайно договоры издавна скреплялись религиозной клятвой. Вместе с тем уже Г. Гроций, обосновывая идею международного права, утверждал, что помимо права божественного существует право, создаваемое соглашением государств.

    Проблема  обязательной силы международного права  связана с самой его природой. Поэтому основные концепции по этому  вопросу совпадают с основными  школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного  права видят источник обязательной силы в законах природы, в человеческом разуме и т.п. Представители позитивной школы считают таковым согласие, соглашение государств.

    Особое  место занимают взгляды, которые  можно назвать нигилистическими, поскольку они отрицают юридическую  силу международного права. Первой концепцией такого рода была, пожалуй, та, согласно которой международное право  не является настоящим правом, оно  представляет собой "позитивную мораль". Эту концепцию связывают с  именем видного британского юриста прошлого века Дж. Остина. Надо признать, что в его время эта концепция в значительной мере подтверждалась практикой государств. И в наше время встречаются юристы, полагающие, что источником обязательной силы права является мораль, но при этом они, как правило, не отрицают юридической силы норм.

    В свое время значительное распространение  получила концепция автолимитации, т.е. самоограничения, государства. Ее сторонники утверждали, что международная  норма обязывает лишь постольку, поскольку такова воля государства. Будучи "абсолютно свободной", она может меняться. В результате международное право понимается ими скорее как "внешнегосударственное  право" (такая концепция также  существовала). Концепция автолимитации, по существу, отрицает юридически обязательный характер международного права, как  он воплощен в принципе добросовестного  выполнения обязательств. Родоначальником  концепции был профессор Венского и Гейдельбергского университетов Г. Еллинек. Во второй половине прошлого века он утверждал, что можно пренебречь международным правом, если того требуют интересы государства1.

____________________

1См: Jellinek G. Die Rechtliche Natur des Staatenfertrages. Berlin, 1880. S. 16, 38 - 39.

    В наше время откровенно нигилистические  взгляды в отношении международного права в большинстве случаев  видны в концепциях, согласно которым  международное право является слабым правом, не обладающим достаточной  обязательной силой, и на этом основании  предлагается его усовершенствовать, превратив в надгосударственное право, опирающееся на надгосударственную власть. Речь, по существу, идет о замене реально существующего международного права чем-то совершенно нереальным.

    При создании нормы международного права  достигаются как бы два соглашения. Одно - относительно содержания нормы, другое - о придании ей юридически обязательной силы. Это теоретическое положение  имеет практическое значение. Путем  соглашения создаются не только правовые, но и иные международные нормы. Государства  могут создать правило обыкновения, которого они будут придерживаться без признания за ним юридической  силы. В последнее время широкое  распространение получили международные  нормы, обладающие морально-политической, но не юридически обязательной силой. В качестве примера можно указать  на обширный комплекс норм, созданный  в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Государства свободны путем соглашения создать нормы, отвечающие их интересам. При этом, однако, не следует забывать, что свобода воли и соглашения детерминирована условиями существования государств. Признание за международным правом обязательной силы определяется потребностями жизни международного сообщества, коренными интересами государств. Правовое регулирование международных отношений - абсолютная необходимость, и, следовательно, придание международному праву юридической обязательной силы неизбежно. Альтернатива этому отсутствует.

    Нельзя  в связи с этим не вспомнить  выдающегося российского юриста Ф.Ф. Мартенса, который еще в конце XIX века подчеркивал значение для  обязательной силы международного права "непреложных жизненных потребностей и отношений". Он писал: "Основанием юридических норм, определяющих международные  отношения, служит единственно осознание  цивилизованными государствами  необходимости международного правового  порядка и вытекающее отсюда добровольное согласие их на признание его обязательности"1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________

    1См: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1898. С. 189 - 190.

    Раздел 7. Международное право и политика 

    Связь международного права с политикой  государств представляет особый интерес для выяснения механизма функционирования этого права. В том, что такая связь, причем довольно тесная, существует, едва ли можно сомневаться. Она констатируется и в актах такого органа, как Международный Суд ООН. Проблема была основательно разработана в советской литературе Г.И. Тункиным и Д.Б. Левиным. Их выводы о том, что международное право служит инструментом внешней политики, находят подтверждение в современной российской литературе1.

    Юристы  из других стран также подчеркивают связь международного права с  политикой. Американский юрист Р. Бек  пишет: "Право не может быть целиком  познано вне связи с политикой, не может быть познана политика вне  связи с правом". Юрист из Финляндии М. Коскониеми пишет: "Принято считать право чем-то внешним по отношению к политике, ее инструментом. Между тем международное право является культурным феноменом, оно находится "внутри" общественной практики, а не вне ее".

    В зарубежной литературе обнаруживаются две крайности. В одном случае преувеличивают значение политики, в  другом преуменьшают, придерживаясь  формально-юридического подхода. Доминирует, особенно в США, первая крайность.

    Например, некоторые ученые считают, что международное  право является в высшей мере политическим правом. По мнению авторитетного американского  профессора Л. Генкина, "право есть политика". Представители школы "политического реализма" утверждают, что международное право не налагает никаких ограничений на политику отдельного государства (Г. Моргентау, США). Сторонники концепции "политически ориентированной юриспруденции" (М. Макдугал, США) растворяют право в политике.

    Принижение  роли права в политике наносит  вред обоим явлениям. Политика лишается одного из важных инструментов своего осуществления, и одновременно принижается  авторитет права.

    Что же касается формально-юридического подхода, то он разрывает связь права с  политикой. В результате утрачивается связь с реальностью, а также  искажается природа международного права. Думается, что вообще неверно  противопоставлять политику и право. Задача состоит в том, чтобы правильно  определить параметры их оптимального взаимодействия.

    Наша  эпоха характеризуется ростом значения политики. Все большее количество национальных и интернациональных  отношений нуждается в регулировании, ядром которого является политика. Увеличение значения политики определяет и усиление влияния одного из главных  ее инструментов - права. Внешняя политика - это стратегия международной  деятельности государства, ею определяется расстановка всего арсенала средств  воздействия на окружающую среду, в  состав которого входит международное  право. Политика является главным  

___________________

    1См: Черниченко С.В. Указ. соч. Т. 1. С. 20.

выражением  национальных и интернациональных  интересов государства, у которого нет каких-то особых юридических  национальных интересов. Руководствуясь целями и принципами своей политики, государства создают и применяют  нормы международного права.

    Вместе  с тем международное право - это  не результат какой-то определенной политики. Развитие международного права  есть исторический процесс, результат  длительных политических процессов. Уже  в силу этого международное право  обладает относительной независимостью от политики, от ее колебаний. Г.И. Тункин подчеркивал: "Международное право, так же как и национальное право, будучи тесно связанным с политикой, не является частью политики"1. Международное право способно служить инструментом не всякой политики. Перед соответствующей ему политикой международное право открывает дополнительные возможности, а с другой стороны, ограничивает возможности противоречащей ему политики. Политика - искусство возможного и уже в силу этого не может не считаться с возможностями международного права.

    Роль  политики более значительна при  правовом урегулировании коренных проблем, например проблем безопасности, и  политических отношений в целом. Реальное содержание договора о союзе  зависит главным образом от политики участников, а не от международного права. Правда, будучи заключенным, такой  договор способен оказывать большое  влияние на политику участников <*>. Но это влияние в значительной мере носит не столько правовой, сколько политический характер. Если же обратиться к специальным отраслям международного права, например к дипломатическому и консульскому, то влияние политики на создание и осуществление их норм существенно ниже.

    Анализ  практики государств показывает, что  при принятии внешнеполитических решений  в целом международному праву  не придается должного значения, особенно крупными державами.

    На  вопрос о том, влияет ли международное  право на принятие политических решений, заместитель государственного секретаря  США Иглобергер ответил: "Не очень". В этом видится свидетельство  того, что со времен государственного секретаря Д. Ачесона, утверждавшего, что при урегулировании важнейших  политических проблем вообще нет  места праву, изменилось немногое.

    Недостаточное внимание политических деятелей к международному праву в немалой мере объясняется  низким уровнем их международно-правового  сознания, соответствующей культуры.

    Специально  изучавший этот вопрос американский профессор Ф. Бойл администрацию  Президента Р. Рейгана охарактеризовал  так: "Группы мужчин и женщин, которые  были элементарно юридически неграмотны и изощрены в духе Макиавелли в  своем восприятии международных  отношений и в ведении внешних дел...". Думается, что подобная ситуация характерна не только для США.

    Было  бы неправильно полагать, будто знание международного права само по себе достаточно для обеспечения его  влияния на внешнюю политику. Тот  же Д. Ачесон был квалифицированным  юристом. А.Я. Вышинский, будучи министром 

___________________

    1См: Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983. С. 106.

иностранных дел СССР, писал труды по международному праву. Тем не менее их практическая деятельность в области внешней политики не свидетельствовала об особом уважении к международному праву. Специалисты в области международного права, состоящие на службе в ведомствах иностранных дел, нередко используют свои знания в ущерб этому праву, стремясь юридически обосновать проводимую их государством политику. Тот же Ф. Бойл пишет о нехитрой способности чиновников оправдывать в псевдоюридических выражениях любой курс поведения, который администрации США представляется целесообразным.

    Интернационализация общественной жизни диктует необходимость  интернационализации и внешней  политики государств. Весьма популярная некогда политика "национального  эгоизма" постепенно утрачивает почву. Она становится все менее эффективной  даже как средство защиты национальных интересов. Современная политика в  растущей мере должна отражать общие  интересы государств и общечеловеческие ценности. Не национализм, а интернационализм может служить основой внешней  политики, имеющей будущее. Это ведет  к упрочению позиций общего международного права.

Информация о работе Юридически обязательная сила междунродного права