Юридически обязательная сила междунродного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия международного права. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:

- анализ понятия и юридической значимости международного права;

- определение понятия международного права;

- анализ системы международного права;

- анализ субъектов международного права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Раздел 1. Понятие международного права

1.1. Определение международного права………………………………………4

1.2. Иные концепции международного права…………………………………8

1.3. Проблема названия международного права……………………………10

1.4. Международное публичное и международное частное право………….11

Раздел 2. Система международного права…………………………………13

Раздел 3. Форма, источники международного права

3.1. Форма и содержание международного права……………………………15
3.2. Источники международного права………………………………………18

Раздел 4. Субъекты международного права

4.1. Понятие и виды субъектов международного права…………………….20

4.2. Государства - основные субъекты международного права……………20

4.3. Международные (межгосударственные) организации…………………...24

4.4. Международная правосубъектность народа, нации, борющихся за создание независимого государства……………………………………………25

4.5. Нетипичные субъекты международного права…………………………..26

4.6. Проблема иных субъектов международного права……………………27

Раздел 6. Международное права как юридически обязательная сила…32

Раздел 7. Международное право и политика……………………………..34


Заключение……………………………………………………………………..37


Список использованой литературы…………………………………………38

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 99.69 Кб (Скачать)

    Статья 38 подвергается обоснованной критике3. В этом нет ничего удивительного. Она была сформулирована после Первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия. Нормативный материал того

_____________________

    1См: В. Хейсканен (Финляндия): "Концепция источников представляется одной из наиболее устоявшихся и вместе с тем сложных творений международно-правовой доктрины" (Finish YBIL. Helsinki, 1990. P. 162).

    2См:Доклад рабочей группы Ассоциации международного права // ILA. Report of the 58th Conference. L., 1980. P. 194.

    3См Игнатенко Г.В., Малинин С.А. Новые тенденции в международном правотворчестве // СЕМП. 1986. М., 1987. С. 37; Anand R. International Organizations and the Functioning of International Law // Indian YBIL. 1984. P. 52. 

времени был незначителен. Отсюда указание на возможность использования общих  принципов права, а также в  качестве вспомогательных средств - судебных решений, трудов специалистов.

    С другой стороны, не указаны более  важные акты - резолюции международных  организаций, которым принадлежит  сегодня важная роль в общем процессе формирования норм международного права, результаты которого облекаются в форму  договора или обычая. Значительна  их роль и в толковании существующих норм. Тем не менее эти резолюции редко являются непосредственным источником международного права. В таком качестве они выступают в основном в рамках наднациональных международных объединений, подобных Европейскому союзу.

    Договор и обычай являются универсальными источниками, их юридическая сила вытекает из общего международного права. В отличие  от этого правотворческие решения  организаций считаются специальными источниками. Их юридическая сила определяется учредительным актом соответствующей  организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 4. Субъекты международного права 

    4.1. Понятие и виды субъектов международного права 

    Субъекты  международного права - самостоятельные  образования, способные непосредственно  обладать правами и обязанностями  по международному праву, участвовать  в создании и осуществлении его  норм.

    Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов, так  как право существует для регулирования  отношений между суверенными  субъектами, для обслуживания их интересов. Существенная особенность статуса  субъектов международного права  состоит в том, что они непосредственно  участвуют в создании и осуществлении его норм1. Только образования, отвечающие указанным требованиям, способны быть субъектами международного права. Поэтому круг субъектов не может произвольно расширяться. Это следует иметь в виду прежде всего в связи с довольно многочисленными попытками юристов придать статус субъектов международного права физическим и юридическим лицам.

    Международная правосубъектность есть юридическое  выражение членства в международном  сообществе. Субъект должен обладать независимым международным статусом и быть подчинен непосредственно  международному праву. Если же связь  с международным правом опосредована каким-либо иным политико-правовым образованием, то в лучшем случае можно говорить о какой-то особой, производной правосубъектности.

    Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты - Ватикан, вольный город. 

    4.2. Государства - основные субъекты международного права 

    Государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации  внутренней и международной жизни. Видный советский юрист Д.Б. Левин  подчеркивал, что "суверенное государство  является основной формой организации жизни народов"2.

    Благодаря присущему государствам уникальному  качеству - суверенной власти они и  только они способны обеспечить функционирование международного права. Суверенные государства  являются источником властной энергии  этого права. В силу суверенитета они создают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. В консультативном заключении о приеме государства в ООН Международный Суд подчеркнул такие качества государства, как способность принимать и осуществлять международные обязательства. Государства - наиболее

    _____________________

    1См: Международная правосубъектность. Гл. I / Отв. ред. Д.И. Фельдман. М., 1971.

    2См: Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974. С. 34.

могущественные  и организованные субъекты. Они сосредоточили  в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь.

    Государство является не только основным, но также  первоначальным и универсальным  субъектом международного права. Первоначальный означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами1. Универсальный означает, что государство вправе участвовать в любых международно-правовых отношениях.

    Субъектом международного права является государство  в целом, а не представляющие его  органы и должностные лица. Об этом следует помнить, встречаясь с такими понятиями, как "межправительственная организация", "межправительственное соглашение". Государство несет  полную ответственность за деятельность своих органов.

    В литературе существуют самые разнообразные  определения государства. Что же касается международной практики, включая  судебную, то она выделяет три основных признака государства: население, территорию, суверенную власть.

    Из  сказанного следует, что государства  являются необходимыми субъектами международного права. Поэтому отрицание их международной правосубъектности равносильно отрицанию самого международного права. Между тем сторонники такого отрицания реально существуют даже среди авторитетных юристов2.

    В последнее время получили распространение  взгляды, согласно которым происходит снижение роли государств, идет деэтатизация международных отношений и международного права. Действительно, существенное развитие получили международные связи административно-территориальных  частей государства, включая города. Едва ли можно отрицать растущую роль в международной жизни различного рода общественных, религиозных организаций  и движений, политических партий. Особо  отметим роль транснациональных  корпораций, которые в значительной мере контролируют мировую экономику  и оказывают растущее влияние  на политику.

    Обосновывая снижение роли государств, зачастую ссылаются  на внимание, уделяемое международным  правом правам человека. Соответствующее  мнение высказывают и государственные  деятели, правда, в более сдержанной, чем юристы-теоретики, форме, не признавая  за индивидом статуса субъекта международного права3.

    _____________________

    1См:Курдюков Г.И. Государство в системе международно-правового регулирования. Гл. I. Казань, 1979; Antonowicz L. Pojecie panstwa w prawie miedzynarodowym. Warszawa, 1974; Claude I. States and the Global System. L., 1988.

    2См:Классик французской юриспруденции Ж. Ссель писал: "Только индивид является субъектом международного публичного права" (Scelle J. Precis de droit des gens. P., 1932. P. 42). По мнению британского ученого Д. Брайерли, государства не являются субъектами международного права (Brierly J. The Law of Nations. Oxford, 1955. P. 55 - 56). Показательно, что при решении практических проблем в рамках Комиссии международного права Ж. Ссель вынужден был отказаться от своей концепции и признать правосубъектность государства (YBILC. 1959. Vol. I. P. 10).

    3См: Спикер Палаты общин британского парламента Дж. Хау: "Уменьшение роли государства как клиента или субъекта международного права совпадает, как мне кажется, с ростом значения отдельных граждан как бенефициариев, которым предназначена вся наша деятельность" (ILA. Report of the 64th Conference, 1990. Sydney, 1991. P. 113). 

    Практика  не подтверждает взгляды о снижении роли государств, о деэтатизации международного права. Государства - главные субъекты управленческой деятельности во всей системе международных связей. Они  контролируют деятельность иных участников международных связей - административно-территориальных  единиц государства, неправительственных  организаций, физических и юридических  лиц.

    Расширение  негосударственных связей в международной  жизни усложняет задачу управления ими. В результате роль государства  не снижается, а возрастает. При этом, правда, эта роль несколько меняется. Государства уделяют все большее внимание обеспечению интересов участников упомянутых связей, что не может не находить отражения и в международном праве. Наличие тенденции к деэтатизации отрицается авторитетными юристами.

    Будучи  Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали подчеркивал "важность и незаменимость  суверенного государства как  основного субъекта международного права"1. Известный британский профессор Я. Броунли пишет: "Международное право по существу является правом между государствами, и это остается верным, несмотря на появление различного рода международных организаций и значение стандартов в области прав человека"2.

    В последние годы получили распространение  концепции, авторы которых, ссылаясь на развивающийся процесс глобализации, утверждают, будто происходит упадок роли государства, а некоторые даже констатируют конец национального государства. Пишут о том, что государства вытесняются транснациональными корпорациями, которые способны лучше обеспечить мировой порядок.

    Глобализация  действительно усложняет управление международной системой, а также  национальным обществом. Государствам приходится совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто  внутренними. Все больший объем  общественных отношений выходит  за пределы государственных границ, и их регулирование возможно лишь путем взаимодействия государств3.

    Сказанное находит отражение в практике государств и международных организаций.

    Генеральный секретарь ООН К. Аннан пишет: "На национальном уровне мы должны управлять  лучше, а на международном уровне мы должны научиться управлять лучше  совместно. Эффективным государствам принадлежит первостепенная роль в  решении обеих задач, и их способности  в обоих аспектах должны расширяться". Учитывая, что низкий уровень государственного управления ведет к деградации общества и служит одной из причин внутренних вооруженных конфликтов, ООН предпринимает усилия по упрочению и восстановлению государственности. О них можно судить по регулярно принимаемым Генеральной _____________________

    1См: Гали Бутрос Б. Повестка дня для мира. Декларация Генерального секретаря ООН // Вестник МИД РФ. 1992. N 13 - 14. С. 46.

      2См: RdC. 1995. T. 255. P. 33. См. также: Anand R. International Law and the Developing Countries. N. Delhi, 1986. P. 78.

    3См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. 

Ассамблеей  ООН резолюциям о поддержке системой ООН усилий правительств по развитию, укреплению или восстановлению демократии.

    В сложившихся условиях международное  сообщество берет на себя осуществление  новой функции поддержания демократической  государственности и верховенства права. Это связано с тем, что  некоторые пути развития государства  рассматриваются международным  сообществом как патологические. Сюда относятся апартеид, крайний  национализм, расизм, разжигание вооруженных  конфликтов, массовые нарушения прав человека. Государство, не способное  обеспечить необходимый уровень  управления обществом, представляет угрозу для международного сообщества.

Информация о работе Юридически обязательная сила междунродного права