Юридически обязательная сила междунродного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия международного права. В соответствии с этой целью выделены следующие основные задачи данной работы:

- анализ понятия и юридической значимости международного права;

- определение понятия международного права;

- анализ системы международного права;

- анализ субъектов международного права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3


Раздел 1. Понятие международного права

1.1. Определение международного права………………………………………4

1.2. Иные концепции международного права…………………………………8

1.3. Проблема названия международного права……………………………10

1.4. Международное публичное и международное частное право………….11

Раздел 2. Система международного права…………………………………13

Раздел 3. Форма, источники международного права

3.1. Форма и содержание международного права……………………………15
3.2. Источники международного права………………………………………18

Раздел 4. Субъекты международного права

4.1. Понятие и виды субъектов международного права…………………….20

4.2. Государства - основные субъекты международного права……………20

4.3. Международные (межгосударственные) организации…………………...24

4.4. Международная правосубъектность народа, нации, борющихся за создание независимого государства……………………………………………25

4.5. Нетипичные субъекты международного права…………………………..26

4.6. Проблема иных субъектов международного права……………………27

Раздел 6. Международное права как юридически обязательная сила…32

Раздел 7. Международное право и политика……………………………..34


Заключение……………………………………………………………………..37


Список использованой литературы…………………………………………38

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 99.69 Кб (Скачать)

    Сегодня государство несет двойную ответственность - ответственность за положение дел  в стране и в международном  сообществе. Ни одно другое образование  не в состоянии заменить государство  в этом качестве. Это принципиальное положение нашло отражение во многих документах ООН.

    Генеральный секретарь ООН К. Аннан говорит, что "государства должны прочно осознать свою двойную роль в нашем глобальном мире. В дополнение к своей самостоятельной  ответственности, которую каждое государство  несет в отношении своего общества, государства совместно являются гарантами нашей общей жизни  на этой планете... Нет ни одного образования, способного конкурировать или заменить государство".

    Еще недавно были весьма популярны идеи создания сверхгосударств или даже мирового государства. Не забыты они  и сегодня. Однако реальное развитие событий делает все более очевидной  их необоснованность. Достаточно посмотреть, с каким трудом идет развитие Европейского союза, для которого, казалось бы, существуют оптимальные условия. Управление социальными  процессами становится все более  сложным делом по мере усложнения самого объекта управления. Выход  видится в дальнейшем развитии двух тенденций. Первая состоит в расширении полномочий в международной области  территориальных подразделений  государства, что дает возможность  полнее учитывать их особые интересы и тем самым не только повысить уровень управляемости, но и ослабить центробежные тенденции. Вторая тенденция - углубление международного взаимодействия государств, ведущее к росту роли и расширению полномочий международных  организаций. Обе тенденции явно просматриваются в развитии Европейского союза.

    В наше время особое развитие получает интеграция на региональном уровне. Однако для решения глобальных проблем  необходимо обеспечить достаточно высокий  уровень управления мировой системой в целом. Отсюда неизбежность роста  роли всеобщих международных организаций, расширения их полномочий и повышения  эффективности деятельности. ООН  подчеркивает, что "многосторонние механизмы должны играть уникальную роль в отношении вызовов и  возможностей, порождаемых глобализацией"1.

    Центральное положение занимает ООН и ее специализированные учреждения. В Декларации тысячелетия  ООН 2000 г. выражено намерение не жалеть усилий для ____________________

    1См: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г. 55/102 "Глобализация и ее влияние на полное пользование правами человека" // СПС. 

того, чтобы  сделать ООН более эффективным  инструментом решения проблем, стоящих  перед народами мира. Все это определяет тенденцию к росту роли международного права как на региональном, так и на универсальном уровне.

    Из  сказанного следует, что развитие глобального  управления идет не государственно-правовым, а международно-правовым путем. Задача состоит не в преобразовании международного права в нечто подобное праву  государства, а в совершенствовании  специфических международно-правовых механизмов. 

    4.3. Международные (межгосударственные) организации 

    Международные (межгосударственные) организации - производные, специальные субъекты международного права.

    Их  правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.

    Взаимодействие  государств достигло такого уровня, что  оно нуждается в регулировании  на постоянной организационной основе. Для решения этой задачи государства  создают организации и наделяют их международной правосубъектностью, необходимой для выполнения ими  своих функций.

    Несмотря  на неизбежные противоречия между ее членами, организация является носителем  определенных общих интересов и  призвана их защищать. В результате она обладает автономией воли, т.е. волей, которая отлична от суммы воль государств-членов, хотя и производна от них. Эта воля и находит выражение в процессе реализации правосубъектности.

    Международная правосубъектность межгосударственных организаций является общепризнанной. Она закреплена во многих международных актах и стала институтом общего международного права. В преамбуле Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. говорится: "Международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей". И далее: "Практика международных организаций при заключении договоров с государствами или между собой должна соответствовать их учредительным актам".

    Правосубъектность организаций подтверждена и решениями  Международного Суда ООН. При этом были отмечены характерные черты этой правосубъектности. Будучи самостоятельным  субъектом международного права, организация  тем не менее связана обязательствами, вытекающими из норм общего международного права1. Это значит, что для организации могут быть обязательны и такие нормы, которые созданы государствами без ее участия.

    ____________________

    1См: Консультативное заключение Суда. О толковании Соглашения от 25 марта 1951 г. между ВОЗ и Египтом // ICJ. Reports. 1980. P. 89 - 90. 

    Далее, Суд определил, что ничто в  характере международных организаций  не дает оснований рассматривать  их как некую форму "сверхгосударства"1. Организация - орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть. Генеральная Ассамблея ООН не раз подтверждала, что сила Организации зависит от сотрудничества входящих в ее состав государств. 

    4.4. Международная правосубъектность народа, нации, борющихся за создание независимого государства 

    Концепция такой правосубъектности была выдвинута  социалистическими и развивающимися странами. Постепенно она нашла определенное признание. В документах ООН в  таких случаях используется выражение "национально-освободительное движение". Представляется, что такое выражение  более точно. Вопрос об особом статусе  борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль на определенной территории. По существу, речь идет о государстве в процессе становления.

    Правосубъектность в этом случае носит временный  и ограниченный характер. Ее задача сделать возможными правоотношения с властью, контролирующей определенную территорию. Другая задача - поставить  движение под покровительство международного права, прежде всего международного гуманитарного права. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., принятый в 1977 г. и касающийся жертв международных (межгосударственных) вооруженных конфликтов, определил, что этим понятием охватываются и конфликты, в которых "народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение" (ст. 1). Это значит, что на такие конфликты международное гуманитарное право распространяется в той же мере, как и на конфликты между государствами.

    Проявлением ограниченной правосубъектности рассматриваемых  движений является то, что в общих  международных организациях они  обладают статусом наблюдателей, а не полноправных членов2. Это обстоятельство не мешает им в некоторых случаях быть полноправными членами в региональных организациях. Так, Организация освобождения Палестины (ООП) является членом таких региональных организаций, как Лига арабских государств и Организация африканского единства. Заметим, что такое членство имеет значение для получения статуса наблюдателя в ООН и других универсальных организациях3.

    ____________________

    1См: Консультативное заключение Суда. Возмещение пострадавшему на службе ООН // Ibid. 1949. P. 179.

    2См:Резолюция о статусе наблюдателя национально-освободительного движения. Т. II. Приложение // Официальные отчеты Конференции ООН по вопросу о представительстве государств в их отношениях с международными организациями. Нью-Йорк, 1975.

    3См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Статус наблюдателей национально-освободительных движений, признаваемых ОАЕ и/или Лигой арабских государств" // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на тридцать седьмой сессии. Нью-Йорк, 1983. С. 383 - 384. 

    После завершения формирования нового государства  все действия национально-освободительного движения, включая принятые им международные  обязательства, рассматриваются как  действия нового государства. 

    4.5. Нетипичные субъекты международного права 

    К нетипичным субъектам международного права относятся государствоподобные  образования - вольный город и  Ватикан.

    Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным  договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать  в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях.

    Создание  вольного города, как свидетельствует  исторический опыт, обычно является результатом  урегулирования спорного вопроса о  его принадлежности тому или иному государству. Поэтому высшим юридическим актом для него является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

    Для урегулирования претензий Италии и  Югославии относительно Триеста  был разработан Статут Свободной  территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При  этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать  Статуту, т.е. международно-правовому  акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили  между собой территорию Триеста.

    В целях урегулирования проблемы Западного  Берлина СССР и ГДР предлагали предоставить ему статус демилитаризованного  и нейтрализованного вольного города.

    Ватикан - город-государство, являющийся резиденцией  центра католической церкви - Святого  престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью. В международных отношениях участвует под наименованием "Святой престол". В международной практике нередко подчеркивается, что речь идет об особом образовании - Святом престоле, а не о католической церкви. В противном случае было бы неясно, почему другим церквам не предоставлен аналогичный статус.

    Святой  престол поддерживает дипломатические  отношения более чем с 80 государствами, включая Россию; участвует во многих конвенциях общего характера; обладает статусом наблюдателя в ООН, является членом таких организаций, как ЮНЕСКО, ФАО, МАГАТЭ. Участие Святого престола в конвенциях не имеет ощутимого  практического, юридического значения. Речь идет в основном о моральной  поддержке соответствующих норм международного права. Порой это  обстоятельство специально подчеркивается. Так, перед подписанием договора о нераспространении ядерного оружия Святой престол заявил, что его  намерение обусловлено желанием оказать моральную поддержку  принципам, на которых основан договор. 
 

    4.6. Проблема иных субъектов международного права 

    В литературе весьма активно обсуждается  проблема международной правосубъектности  физических и юридических лиц. Международная правосубъектность индивида и корпораций с определенными оговорками признается таким авторитетным учреждением, как Американский институт права. Правда, оговорки весьма существенны: "Хотя индивиды и корпорации обладают некоторым независимым статусом в международном праве, основные отношения между индивидами и международным правом все еще проходят через государство" .

    Физические  лица. Международная правосубъектность индивида нашла широкое признание в западной литературе. В последнее время и ряд российских авторов поддержали эту идею. Известный специалист в области прав человека В.А. Карташкин считает, что "индивид стал непосредственным субъектом международного права"1.

Информация о работе Юридически обязательная сила междунродного права