Гражданство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа предполагает рассмотрение понятия гражданства, а так же анализ нормативных актов и законов РФ, регламентирующих вопросы гражданства в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие и принципы гражданства РФ 5

Глава II. Основание и порядок приобретения гражданства РФ 12

Глава III. Прекращение гражданства РФ 18
Глава IV. Двойное гражданство 23

Глава V. Порядок разрешения дел о гражданстве 27

Заключение 31

Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

курсовик гражданство последний.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, существенным изменением в действующем законодательстве стало то, что  прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления гражданина. Тогда как советскими законами о гражданстве была предусмотрена норма, позволяющая лишать человека гражданства вопреки его воле, исключительно по инициативе государства. 

      Глава IV. Двойное гражданство                                                            

      Двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более государств.

    Конституции РФ в ч. 1 ст. 62 устанавливает, что гражданин РФ может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. А ч. 2 этой же статьи Конституции РФ гарантирует предоставление такой возможности любому гражданину РФ и провозглашает, что «наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ». Признание института двойного гражданства Конституцией РФ было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить со стороны России защиту прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.

    Аналогичную норму, регламентирующую отношение  РФ к гражданину, имеющему двойное гражданство, содержит и Закон о гражданстве (ст. 6). Причем причины, по которым гражданин России приобрел гражданство иного государства, остаются за рамками правовой нормы. «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ч. 1 ст. 6). Установленное правило не противоречит международному законодательству, которое считает отношение страны к двойному гражданству лица внутренним делом государства. Так, ст. 15 Европейской конвенции о гражданстве определяет, что государство своим внутренним законодательством вправе установить, сохраняют или утрачивают гражданство его граждане, в случае если они приобретают или имеют гражданство другого государства, а также является ли условием приобретения или сохранения гражданства отказ от другого гражданства или его утрата.

    Лиц, имеющих двойное гражданство, в  настоящее время принято называть бипатридами. Юридическая наука определяет бипатризм как установление и развитие взаимных прав и обязанностей лица с двумя и более государствами.

    Вместе  с тем если юриспруденция под  понятием "двойное гражданство" понимает институт международного права, содержащий правила приобретения лицом второго гражданства, установленные государством, гражданство которого лицо уже имеет, в соответствии с заключенным международным соглашением или договором, то на практике двойное гражданство означает процедуру, по которой гражданин одной страны приобретает второе гражданство без какого-либо согласия государства, гражданином которого он уже является.

      Двойное гражданство осложняет статус лица, поскольку его правовая связь  одновременно с двумя государствами порождает двойные обязанности. Распространено правило эффективного гражданства, означающее преимущественную правовую связь индивида с тем из двух государств, на территории которого он постоянно проживает.

      Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди них следует отметить:

      а) последствия, связанные с оказанием  дипломатической защиты лицам с двойным гражданством;

      б) последствия, связанные с военной службой лиц с двойным гражданством.

      В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств, гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается, что гражданство какого-либо из заинтересованных государств предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация не разрешима. Есть только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или многостороннего.

     Решения по таким вопросам международных судебных органов или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были распространены в практике западных государств, однако не породили общего правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

      Что касается второго случая, то здесь  проблема связана с тем, что лица мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства. Практически это не возможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством, прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности, либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем - заключить международное соглашение.

    Стоит рассмотреть и такую ситуацию возникновения двойного гражданства. Процедура приобретения гражданства по рождению в одних государствах основывается на праве почвы, а в других - на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе - право почвы. Если, допустим, семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российское гражданство, и там у них рождается ребенок, то согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, а вот по американскому законодательству он становится и гражданином США.

    Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому право крови действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего право почвы, то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

    Двойное гражданство появляется также, например, у женщины при ее вступлении в  брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа.

    Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином  РФ иного гражданства не меняет его  правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет. 

    Глава V. Порядок разрешения дел о гражданстве.    

    В системе органов, ведающих делами о  гражданстве, центральное место  отведено Президенту РФ. Пункт "а" ст. 89 Конституции РФ предоставляет  Президенту РФ право решать вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

    В соответствии с Законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ, отменяет решения по вопросам гражданства РФ и прочее.

    По  всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

    К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

    В числе органов исполнительной власти, так же решающих вопросы гражданства, можно назвать Федеральную миграционную службу и ее территориальные органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

    В перечень полномочий этих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях и др.

    Следует отметить, что полномочия органов  ФМС и МИД во многом идентичны и различие между ними проводится только в отношении круга лиц, заявления по вопросам гражданства которых могут находиться в работе этих органов.

    Порядку производства дел о гражданстве  посвящена глава VII Закона о гражданстве. Ст. 32, 33 данной главы устанавливают, что заявления по вопросам гражданства РФ подаются:

     а) по месту жительства заявителя;

    б) лицом, проживающим на территории России, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

     в) лицом, проживающим за пределами России и не имеющим места жительства на территории России, - в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.

     Заявление подается заявителем лично. Если же он в силу подтвержденных документально обстоятельств, имеющих исключительный характер, не может осуществить это, то заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо, либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

     Заявление об изменении гражданства ребенка  или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями.

     Заявления по вопросам гражданства РФ составляются письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ. Если же заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, то заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью.

    Ст.35 Закона о гражданстве устанавливает следующий порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации (в зависимости от того, в общем или упрощенном порядке рассматриваются соответствующие заявления, а также кем, каким исполнительным органом рассматривается заявление (полномочными органами ФМС или МИД):

    1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

    2. Рассмотрение заявлений по вопросам  гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Информация о работе Гражданство РФ