Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:23, курсовая работа
Настоящая работа предполагает рассмотрение понятия гражданства, а так же анализ нормативных актов и законов РФ, регламентирующих вопросы гражданства в Российской Федерации.
Введение 3
Глава I. Понятие и принципы гражданства РФ 5
Глава II. Основание и порядок приобретения гражданства РФ 12
Глава III. Прекращение гражданства РФ 18
Глава IV. Двойное гражданство 23
Глава V. Порядок разрешения дел о гражданстве 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Согласно ст. 15 Закона о гражданстве РФ иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ по правилам приема в гражданство РФ в общем порядке (т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного закона). При этом срок их проживания на территории России сокращается до трех лет.
К иным основаниям, пожалуй, можно отнести оптацию, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы России. Если в соответствии с международным договором РФ изменена Государственная граница России, то лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определенные соответствующим международным договором РФ (ст. 17 Закона о гражданстве РФ).
Однако существуют основания, по которым заявления лиц о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ отклоняются (ст.16).
Так, заявления отклоняются, если они поданы лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России или иными действиями создают угрозу ее безопасности;
б) в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы России в соответствии с федеральным законом;
в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории России или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
По сравнению с предыдущим Законом о гражданстве 1991 года, новый Закон сократил число оснований приобретения гражданства (так к основаниям приобретения российского гражданства не отнесены признание и регистрация), а так же ужесточил ряд требований к желающим его приобрести.
Установлены,
что является правовой новеллой, два
порядка - общий и упрощенный - рассмотрения
и принятия решений по вопросам гражданства.
В качестве обычного условия приема в
гражданство РФ срок проживания на территории
России увеличен с 3 до 5 лет, что отвечает
положениям Европейской конвенции о гражданстве.
В интересах лучшего обеспечения интересов
Российской Федерации как суверенного
демократического государства условия
приобретения российского гражданства
дополнены: обязательством соблюдать
Конституцию РФ и российское законодательство;
условием наличия законного источника
существования и некоторыми другими положениями.
Конкретизирован и расширен перечень
оснований отклонения заявлений о приобретении
российского гражданства.
Глава
III. Прекращение гражданства РФ.
Прекращение российского гражданства - утрата лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.
Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства РФ возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ по их усмотрению теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом Президента РФ).
Прекращение гражданства означает утрату лицом всех привилегий, относящихся к статусу гражданина (в частности, права избирать и быть избранным, занимать должности на государственной службе, социально-экономические права и др.). Однако Конституция РФ содержит перечень прав, принадлежащих каждому: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, частную собственность и пр. Эти права являются неотъемлемыми и не утрачиваются в связи с прекращением гражданства РФ.
Ст. 18 Закона о гражданстве содержит два основания прекращения гражданства. Первое из них - выход из гражданства РФ (п. "а" ст. 18) - раскрыто в нормах ст. 19 данного Закона и предусматривает добровольное волеизъявление гражданина. Волеизъявление может быть ограничено и в выходе из гражданства может быть отказано при наличии обстоятельств, указанных в ст. 20 того же Закона.
Другое
основание прекращения
1)
случаи изменения территории
РФ (относятся к предоставлению
права на оптацию лицам,
2) отмену решения о приеме в гражданство (ст. 22 Закона о гражданстве). Это положение является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.
В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства;
3)
автоматическое прекращение
4) смерть гражданина.
Так же ст. 19 Закона о гражданстве предусматривает выход из гражданства Российской Федерации в общем и упрощенном порядке.
Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве. А выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст.20 Закона о гражданстве.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Упрощенный порядок отличается от общего сроками принятия решений уполномоченными органами: если при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства в общем порядке эти сроки ограничены годом со дня подачи заявления, то упрощенный порядок предусматривает рассмотрение его в течение шести месяцев.
Однако ст. 20 содержит перечень условий, когда выход из гражданства РФ не допускается. При наличии одного из них заявление о выходе из гражданства отклоняется, и повторное заявление может быть подано не ранее чем по истечении одного года.
В соответствии с п. "а" ст. 20 не допускается выход из гражданства РФ лица, имеющего неисполненные обязательства перед государством, установленные федеральным законом.
Конкретный перечень таких обязательств комментируемым Законом не устанавливается. Но Конституцией РФ закреплены такие конституционные обязанности гражданина РФ, как обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ). Кроме этого, п. 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ также устанавливается, что при выходе из гражданства РФ обязательно представляется документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.
Конституция РФ в ст. 59 закрепляет обязанность, которая адресована только гражданам РФ, поскольку к другим субъектам (иностранным гражданам или лицам без гражданства) она отношения не имеет. Эта обязанность, которая является одновременно и долгом гражданина, - защита Отечества. Под защитой Отечества понимается прежде всего оборона страны, охрана ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.
Кроме того, на основании п. "б" ст. 20 Закона о гражданстве не допускается выход из гражданства лиц:
-
привлеченных компетентными
- в отношении которых имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Так же не допускается выход из гражданства лица, которое не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (п. "в" ст. 20).
Конституции РФ в ч. 3 ст. 6 охраняет право на изменение гражданства. Вместе с тем, если выход из гражданства влечет признание бывшего гражданина РФ лицом без гражданства, государство сохраняет ему статус гражданина.
Первое условие распространяется на лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, находящиеся на стадии предварительного расследования, судебного разбирательства и кассационного обжалования. Прекращение уголовного дела или вынесение оправдательного приговора (по вступлению его в законную силу) влечет неприменение к лицу п. "б" ст. 20.
Второе условие предполагает вступление в законную силу и обращение к исполнению обвинительного приговора, при этом вид и размер назначенного наказания значения не имеет.
Все предшествующее законодательство закрепляло лишение гражданства как форму его утраты в одностороннем порядке.
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период «оттепели», когда «железный занавес» немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом «выхода» из гражданства.