Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 04:05, дипломная работа
Деятельность в условиях рынка сопровождается различного рода рисками. Поэтому принципиально меняются характер и функции страхования в Беларуси, возрастает его значение как эффективного, рационального, экономичного и доступного средства защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов, производителей товаров и услуг, а также граждан.
Рынок страховых услуг является одним их необходимых элементов рыночной инфраструктуры, тесно связанным с рынком средств производства, потребительских товаров, рынком капитала и ценных бумаг, труда и рабочей силы.
ВВЕДЕНИЕ
6
1 Общая характеристика предприятия
8
1.1 Развитие страхования в Республике Беларусь
9
1.2 Порядок деятельности унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту
18
1.3 Деятельность подразделений Представительства «Белгосстрах» по г. Бресту
24
1.4 Виды деятельности унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту 26
1.5 Численность и движение персонала, структура управления на Белорусском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту
44
2 Анализ страховой деятельности, технико-экономические показатели
53
2.1 Показатели страховой деятельности
54
2.2 Анализ работы отделов, обработка данных по страховым взносам
56
2.3 Технико-экономические показатели
0
3 Программа развития унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту
0
3.1 Виды транспортного страхования унитарного страхового
предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту
0
3.2 Предложения по внесению изменений к добровольному страхованию наземных транспортных средств (автоКАСКО)
0
3.3 Предложение по введению нового вида страхования
3.4 Эффективность введения нового вида страхования, программа развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 6 |
1 Общая характеристика предприятия | 8 |
1.1 Развитие страхования в Республике Беларусь | 9 |
1.2 Порядок деятельности унитарного страхового предприятия | 18 |
1.3 Деятельность подразделений Представительства «Белгосстрах» | 24 |
1.4 Виды деятельности унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту 1.5 Численность и движение персонала, структура управления на Белорусском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту | 44 |
2 Анализ страховой деятельности, технико-экономические показатели | 53 |
2.1 Показатели страховой деятельности | 54 |
2.2 Анализ работы отделов, обработка данных по страховым взносам | 56 |
2.3 Технико-экономические показатели | 0 |
3 Программа развития унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту | 0 |
3.1 Виды транспортного страхования унитарного страхового |
|
предприятия «Белгосстрах» Представительство по г.Бресту | 0 |
3.2 Предложения по внесению изменений к добровольному страхованию наземных транспортных средств (автоКАСКО) | 0 |
3.3 Предложение по введению нового вида страхования 3.4 Эффективность введения нового вида страхования, программа развития |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
Введение
Деятельность в условиях рынка сопровождается различного рода рисками. Поэтому принципиально меняются характер и функции страхования в Беларуси, возрастает его значение как эффективного, рационального, экономичного и доступного средства защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов, производителей товаров и услуг, а также граждан.
Рынок страховых услуг является одним их необходимых элементов рыночной инфраструктуры, тесно связанным с рынком средств производства, потребительских товаров, рынком капитала и ценных бумаг, труда и рабочей силы.
В странах развитой экономики страховое дело имеет широчайший размах, обеспечивая предпринимателям надежную охрану их интересов от неблагоприятных последствий различного рода техногенных аварий, финансовых рисков, криминогенных факторов, стихийных и иных бедствий. В условиях господства государственной формы собственности и административно-командной системы управления в нашей стране потенциал института страхования не мог быть раскрыт в полной мере, сфера его применения была весьма ограничена. Страхового дела в его подлинном значении не было и не могло быть, поскольку не было и основы - частного предпринимательства и самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Виды страхования, характерные для стран с развитой рыночной экономикой, не имели возможности получить развитие в Беларуси. Граждане были вынуждены довольствоваться страхованием строений, домашнего имущества, средств транспорта и некоторых других объектов, а также определенным набором разновидностей личного страхования, проводимого на условиях, диктуемых единственным страховщиком-монополистом в лице системы органов государственного страхования.
Существовавшие условия хозяйственной деятельности не благоприятствовали использованию страхового метода охраны имущества предприятий и организаций, ущерб возмещался в основном посредством использования дотаций из общегосударственных бюджетных резервов.
Переход к рыночным отношениям, формирование многоукладной системы хозяйствования, основанной на разнообразных формах собственности, создают объективные предпосылки для активного внедрения в сферу экономики страхования как одного из гарантов обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Теперь они сами должны заботиться о собственном экономически устойчивом положении, сохранности материальных объектов и средств, кредито- и платежеспособности. Убытки от стихийных бедствий, техногенных аварий и иных превратностей рынка должны иметь надежный и гарантированный финансовый источник покрытия.
1 Общая характеристика предприятия
1.1 Развитие страхования в Республике Беларусь
История страхования на территории Беларуси насчитывает более 170 лет. В отличие от страхового дела в европейских странах, где ведущую роль играло морское страхование, наиболее злободневным для России (и Беларуси) было страхование от огня. Пожары были настоящим бичом Отечества: в считанные часы они опустошали не только села, но и крупные города, обрекая на нищету сотни и тысячи людей.
Первые попытки организации страхового дела в Беларуси относятся к концу 18 века, когда белорусские земли вошли в состав Российской империи. Частые пожары вынуждали состоятельных домовладельцев страховаться в иностранных компаниях, а это вызывало утечку за рубеж немалых средств – до 1 млн. рублей золотом ежегодно.
В условиях хронического дефицита госбюджета тогдашней России это вызвало большую озабоченность правительства. Манифестом от 28 июня 1786 г. была введена госмонополия на страхование: учреждена Страховая экспедиция – первая страховая организация в России, имеющая исключительное право на страхование от огня, - а обращаться в зарубежные агентства воспрещалось.
Монополия себя не оправдала, и в порядке эксперимента была разрешена деятельность на территории России английского страхового общества «Феникс». Успехи частника на фоне неэффективности Страховой экспедиции побудили правительство её закрыть (в 1822 г.), а спустя пять лет было создано (Первое) Российское общество от огня.
Всего к началу 20 века в белорусских губерниях действовало 13 акционерных компаний, организовавших сеть своих агентов в малых уездных городах и местечках. Тогда же на территории Беларуси получают распространение новые виды страхования: жизни, капитала, транспорта, почтовых отправлений, от несчастных случаев.
На белорусских землях общества взаимного страхования от огня возникают в 80-е годы 19 века. Первое из них было организовано в 1881 г.в г.Динабурге (ныне Даугавпилс) Витебской губернии. Минское городское общество взаимного страхования от огня было учреждено в 1883 г. после сильного пожара, опустошившего большую часть города. Примечательно, что общества взаимного страхования от огня были ив небольших городах, например в Рогачеве. Городские общества взаимного страхования сыграли вдающуюся роль в организации пожарного дела в Беларуси. Они субсидировали добровольные пожарные дружины, выдавали ссуды на строительство пожарных депо и приобретение оборудования.
Помимо обществ «огневой специализации», в белорусских губерниях действовали общества взаимного страхования осуществлявшие сельскохозяйственное страхование в сельской местности. Они страховали преимущественно усадьбы помещиков и состоятельных крестьян.
Таким образом, накануне Первой мировой войны страховой рынок на территории Беларуси развивался весьма динамично. Здесь действовали и конкурировали между собой различные страховые институты: работали Российские и зарубежные страховые общества; действовали местные и общероссийские общества взаимного страхования; было организовано и успешно функционировало земское страхование. В отличии от России, в Белорусских губерниях к 1913 году первенство перешло к земскому страхованию, которое аккумулировало 53% общей суммы страховых платежей. Удельный вес акционерного страхования не превышал 27%, а доля взаимного страхования составляла 16%. В целом существующая система страхования придавала устойчивость хозяйственной жизни и способствовало экономическому прогрессу.
Развитие страхового дела на территории Беларуси было прервано Первой мировой войной. Переломным моментом развития страхового дела стала Октябрьская революция. Первым мероприятием Советского правительства в области страхования стала национализация, которая представлялась средством решения всех проблем: она позволяла, по мнению большевиков, отнять у буржуазии огромные средства и, понизив страховые взносы, расширить сферу страхования для ее широкого использования в интересах трудящихся. В результате на территории Беларуси в 1919 году все страховые операции прекратились. Во время польской оккупации Минска перестало существовать последнее в крае общество взаимного страхования от огня. Таким было положение вещей в период окончательного утверждения советской власти на части территории Беларуси, на которой была восстановлена БССР после советско-польской войны. Систему страхования нужно было создавать заново.
Возрождение страхового дела в Беларуси начинается с поворота к новой экономической политике. В октябре 1921 года издан декрет Совнаркома РСФСР «О государственном имущественном страховании», предписывающий организацию государственного имущественного страхования частных хозяйств от стихийных бедствий, а также страхование транспорта.
Советская Белоруссия шла в фарватере этой политики. 3 декабря 1921 года издан декрет Совнаркома Советской Социалистической Республики Белоруссии «Об организации государственного имущественного страхования», содержательно повторяющий декрет РСФСР. Организация страхования и управление им возложены на Управление государственным страхованием Белоруссии в составе Наркомфина Советской Социалистической Республики Белоруссии. Это учреждение принято считать родоначальником «Белгосстраха» — государственной страховой организации, с деятельностью которой связана последующая история развития страхового дела в Беларуси.
Начало реальной работы «Белгосстраха» положено введением в июле 1922 года окладного страхования в городах Минске и Бобруйске. Позже оно распространяется на другие города БССР. Обязательному страхованию от огня подлежало все недвижимое имущество частных хозяйств и предприятий. В 1923 году обязательное «огневое» страхование распространяется на сельскую местность, вводится страхование крупного рогатого скота в городах, начинаются операции по транспортному страхованию. Следующий, 1924 год отмечен введением страхования крупного рогатого скота и посевов в сельской местности, а также посевов в городах. «Белгосстрах» приступил к операциям по страхованию жизни.
Таким образом, в 20-е годы в Беларуси восстановлена система страхования и сформирован эффективный страховой аппарат. Окладным страхованием от огня к 1930 г. охвачены почти все крестьянские хозяйства, была застрахована подавляющая часть посевов и крупного рогатого скота. Быстро развивалось и завоевало популярность добровольное страхование имущества. С ростом благосостояния население стало проявлять интерес к страхованию жизни. Однако, эти позитивные тенденции прерваны очередной ломкой устоев хозяйственной жизни.
В конце 20-х — начале 30-х в Беларуси начата болезненная для населения коллективизация, вследствие которой окладное страхование перестраивается по классовому принципу — государство щедро наделяет льготами колхозы и перекладывает бремя страховых платежей на единоличников. Страхование стало орудием классовой борьбы. В этих условиях во всесоюзном масштабе развернулась кампания по дискредитации Госстраха в связи с его «неспособностью» перестроить свою работу в соответствии с линией партии. Работники компании обвинялись в том, что выплачивали кулакам страховое возмещение, а также в том, что выдавали страховое возмещение колхозникам на руки, вместо выдачи его правлениям колхозов. Итогом стала ликвидация в 1930-31 годах низового аппарата и правления Госстраха. В истории «Белгосстраха» наступил перерыв длиной в два с половиной года.
В 1933 году руководство страны признало ошибочность своего решения и приняло меры по организационному восстановлению Госстраха. В 1934 г. возобновилось добровольное страхование имущества колхозов и личного имущества граждан. Страховались постройки, инвентарь и скот. В следующем году добровольное страхование было распространено на посевы технических культур, урожай садов и огородов, а позже — на посевы зерновых культур в колхозах. Тогда же в ведение Госстраха возвращено личное страхование, а с 1936 года — обязательное страхование пассажиров, восстановлен институт страховых агентов.