Сравнительный анализ законодательства о страховании ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Страхование гражданской ответственности улучшает положение и потерпевшего. При наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая компания всегда может полностью возместить причиненные убытки, как бы высоки они не были. В противном случае, если вред причинен лицом с низким уровнем материального положения и, гражданская ответственность которого не застрахована, то получение возмещения в полном объеме пострадавшей стороной может стать затруднительным.

Содержание

Введение 3

Глава I Страхование гражданской ответственности 6
§1. Понятие страхование гражданской ответственности 6
§2. Правовая природа страхования ответственности 8
§3. Виды страхования гражданской ответственности 10
§4. Страхование гражданской ответственности как
самостоятельный институт страхования. 17
Глава II Особенности обязательств по страхованию ответственности за
причинение вреда 23
Глава III Договор страхования гражданской ответственности владельцев 41
транспортных средств
§1. Общие положения 41
§2. Порядок заключения договора 47
§3. Права и обязанности сторон 51
§4. Прекращение договора и признание договора недействительным 56
Глава IV Сравнительный анализ законодательства о страховании
ответственности владельцев транспортных средств
Российской Федерации и стран СНГ 62
Заключение 71
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом - ласт вершен1.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

           Для урегулирования вышеописанных проблем, необходимо внесение изменений и дополнений по спорным вопросам и приведение Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в соответствие с нормами ГК РФ.

     В случае, если договор страхования  гражданской ответственности досрочно прекратил свое действие, обязательства  страховщика перед потерпевшими третьими лицами по выплате страхового возмещения в отношении страховых событий, которые произошли в течении действия, сохраняется в течение двух лет. 

       Обязательства сторон, в случае  расторжения договора страхования,  считаются прекращенными, с момента  заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из заключенного соглашения.

       Договор страхования может быть  признан недействительным с момента  его заключения по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.  Также договор признается недействительным, если он ставит страхователя в худшее положение (ст. 22 ГК РФ), по сравнению с тем, которое предусмотрено законодательством РФ.  

     При признании договора страхования  недействительным каждая из сторон обязана  возвратить другой все полученное по договору(п. 3 ст. 169 ГК РФ). 

 

     Глава IV

Сравнительный анализ законодательства о страховании  ответственности владельцев транспортных средств

     Российской  Федерации и стран СНГ 

     Обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств давно введено во многих государствах мира как форма защиты имущественных интересов участников дорожно-транспортных происшествий. Более того, существует международная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в которую входят многие государства мира. В Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  данному обстоятельству посвящена статья, предусматривающая возможность участия Российской Федерации в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, временно используемых на территории Российской Федерации.

        В настоящее время во многих  государствах СНГ действуют правовые  акты об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

     Проведем  сравнительный анализ нормативных  актов, которые действуют в странах  СНГ и Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» вступившего в силу с 01 июля 2003 г. в РФ.   Для анализа были выбраны следующие государства: Республика Белоруссия, Грузия и Республика Молдова. 

     В Республике Беларусь с 1 июля 1999г. было введено обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия жизни или здоровью физических лиц, их имуществу или имуществу юридических лиц. На территории Республики на настоящий момент действуют: Декрет Президента "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 19 февраля 1999г., Указы Президента  от 19 февраля 1999г. "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "Об утверждении устава белорусского бюро по транспортному страхованию", а также Указ Президента от 12 июня 2000 г. "О совершенствовании порядка и условий проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

     В Грузии на сегодняшний момент действует  закон  "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев автомототранспорта" от 27июня 1997 г.

     Еще одним актом об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств принятым в странах СНГ, который будет использован в работе, является Постановление Правительства Республики Молдова "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и городского электрического транспорта" от 28 декабря 1994г.

     В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» в  РФ, целью введения обязательного  страхования является защита прав потерпевших  на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицам.

     Целью обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь указано, защита имущественных и иных интересов  потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях.

     Целью введения на территории Республики Молдова  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев автотранспортных средств является регулирование  отношений между страховщиком, страхователем, третьими лицами и центральными и местными органами публичного управления.

     К субъектам обязательного страхования  в Республике Беларусь относя: страхователь, страховщик, бюро и потерпевший.

     Страхователем является любой владелец транспортного  средства, заключивший договор страхования.

     Закон Грузии не  использует термин страхователь. В качестве последнего выступает  владелец автомототранспорта. Закон  указывает, что владелец автомототранспорта обязан застраховать свою гражданскую  ответственность за каждое автомототранспортное средство, которым он владеет. Под автомототранспортом закон понимает все виды  автомототранспортных средств, эксплуатация которых осуществляется на территории Грузии, включая ввозимые для временного пользования. Владельцем автомототранспорта закон указывает любое лицо, в собственности которого находится автомототранспорт или которое правомерно распоряжается им.

     По  закону Республики Беларусь страховщиком является страховая организация, которая  является членом Белорусского бюро по транспортному страхованию и имеет лицензию на проведение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выданную в установленном порядке.

     Обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств  в Республике Молдова осуществляется страховыми компаниями на основе лицензии, выданной в установленном порядке. Других дополнительных требований к страховщику законодатель не предъявляет.

     По  российскому праву для осуществления  обязательного страхования к  страховщику предъявляются достаточно жесткие рамки. Во-первых, страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрения требований потерпевших и на осуществление страховых выплат. Во-вторых, он должен быть членом профессионального объединения страховщиков. И, наконец, в третьих, страховщик должен иметь не менее чем двух летний  опыт осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

     Следующим субъектом является потерпевший.

     Потерпевшим в Республике Беларусь  признается лицо, жизни, здоровью и (или) имуществу  которого причинен вред в результате дорожно-транспортного происшествия, зарегистрированного в Государственной  автомобильной инспекции при  Министерстве внутренних дел.

     В Грузии, потерпевшим закон признает лицо, признанное потерпевшим на основании  обязательств, возникших в результате причинения вреда, предусмотренного гражданским  законодательством Грузии, а также  его наследник и правопреемник.

     В Российском Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  потерпевшим является лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом.

     Объектом  страхования являются:

     В Республике Беларусь: объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортного происшествия.

     В Молдове: объектами страхования  является предусмотренная гражданским  законодательством ответственность  владельцев автотранспортных средств  за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия.

     В России: объектом обязательного страхования  являются имущественные интересы, связанные  с риском гражданской ответственности  владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего при использовании транспортного средства на территории РФ.

     Страховым случаем, по белорусскому законодательству, является факт причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного  происшествия, в связи с чем, предусмотрена выплата страхового возмещения.

     Страховой случай по российскому законодательству определяется как наступление гражданской  ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых  застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

     Срок  договора страхования ответственности  для всех рассматриваемых стран один год.  Но есть одна особенность. Законодательство России и Белорусии предусматривает вид договора, который заключается  в случае сезонного использования транспортного средства, сроком менее года.

     В Российской Федерации под сезонным использованием понимается использование транспортного средства в течение шести или более определенных указанными договором месяцев в календарном году.

     В Республике Молдова заключение договора на срок менее года допустим только в отношении иностранных владельцев, временно прибывающих на территории Республики – на срок от 15 дней до 11 месяцев.

     Договор страхования во всех рассматриваемых  странах  является публичным  в  силу того, что страховщик не вправе отказать страхователю в заключении договора. При заключении договора в Молдове страхователю выдается страховой полис и страховой сертификат, который страхователь обязан иметь при себе и предъявить их по требованию правоохранительных органов.

     В Республике Беларусь договор заключается  в письменной форме и страхователю выдается страховое свидетельства и страховая карточка. При использовании транспортного средства в дорожном движении  необходимо иметь при себе страховое свидетельство.   Если транспортное средство использовалось его владельцем в дорожном движении без договора страхования, а также если при этом было совершено дорожно-транспортное происшествие, то на владельца налагается штраф.

       В целях гарантии защиты имущественных  и иных интересов потерпевших  в результате происшествий, совершенных  транспортными средствами на территориях всех государств создаются гарантийные фонды.

     В Белорусии этим фондом является Бюро по транспортному страхованию.

     Предметом деятельности бюро является:

     организация проведения обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

     осуществление контроля за выполнением обязательств, принятых страховщиками по договорам  обязательного страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств;

     заключение  с уполномоченными организациями  других государств соглашений о взаимном признании договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также о взаимном урегулировании вопросов по компенсации вреда и обеспечению расчетов с потерпевшими;

Информация о работе Сравнительный анализ законодательства о страховании ответственности владельцев транспортных средств