Сравнительный анализ законодательства о страховании ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Страхование гражданской ответственности улучшает положение и потерпевшего. При наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая компания всегда может полностью возместить причиненные убытки, как бы высоки они не были. В противном случае, если вред причинен лицом с низким уровнем материального положения и, гражданская ответственность которого не застрахована, то получение возмещения в полном объеме пострадавшей стороной может стать затруднительным.

Содержание

Введение 3

Глава I Страхование гражданской ответственности 6
§1. Понятие страхование гражданской ответственности 6
§2. Правовая природа страхования ответственности 8
§3. Виды страхования гражданской ответственности 10
§4. Страхование гражданской ответственности как
самостоятельный институт страхования. 17
Глава II Особенности обязательств по страхованию ответственности за
причинение вреда 23
Глава III Договор страхования гражданской ответственности владельцев 41
транспортных средств
§1. Общие положения 41
§2. Порядок заключения договора 47
§3. Права и обязанности сторон 51
§4. Прекращение договора и признание договора недействительным 56
Глава IV Сравнительный анализ законодательства о страховании
ответственности владельцев транспортных средств
Российской Федерации и стран СНГ 62
Заключение 71
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом - ласт вершен1.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

     Поскольку в договоре присутствует и выгодоприобретатель, то необходимо определить и его интерес. Выгодоприобретатель в договоре страхования является потерпевшим в деликтном правоотношении; следовательно, интерес потерпевшего заключается в восстановлении его имущественной сферы, понесшей ущерб, за который отвечает страхователь.

     Страховой риск.

     Страхование носит рисковый характер.  Статья 9 Закона  «Об организации страхового дела в РФ» понимает под страховым риском предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

     Для того чтобы событие могло быть рассмотрено в качестве страхового риска, необходимо, чтобы оно обладало двумя свойствами: случайностью и вероятностью наступления. Как правило, страховой риск означает, "вероятность или степень вероятности наступления определенного события, в случае которого страховщик обязан уплатить страховое возмещение".

     Законодатель  в ГК РФ указывает в общем виде возможные последствия страховых  событий и называет их «рисками»  от которых проводится страховая  защита по договорам имущественного страхования (ч.2 ст. 929 ГК РФ):

  • Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества;
  • Риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам – риск гражданской ответственности;
  • Риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск.

       При страховании ответственности  страховщик обязан уплатить страховое  возмещение в случае наложения  на страхователя обязанности  возместить причиненный другому  лицу ущерб. Эта обязанность  является содержанием гражданско-правоой  ответственности, и, следовательно, страховым риском здесь надо считать вероятность наступления ответственности.   

     В другом значении страховой риск означает вероятное вредоносное событие. Имея ввиду такое значение данного  термина, некоторые авторы указывают, что понятием страховой риск охватывается широкий круг явлений, распадающихся на две большие группы: явления природы и социальные явления. Последние, в свою очередь, делятся на действия самого лица обладающего страховым интересом, действия посторонних лиц и действия социальных сил.39

     При страховании ответственности страховым  риском могут быть только "социальные явления": действия самого лица обладающего  страховым интересом и действия посторонних лиц, причиняющие вред третьим лицам. Следовательно, особенностью страхования ответственности, по сравнению с другими отраслями страхования, является то, что носителем риска является не лицо, потерпевшее от наступления вредоносного события, а лицо, своими действиями способствовавшее его наступлению. 

       Интересным является определение страхового риска в правилах40 страхования ответственности владельцев транспортных средств. Страховой риск – предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. При этом под событиями правила41 понимают дорожно-транспортное происшествие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб: столкновение с другим транспортным средством,  наезд на движущиеся или неподвижные предметы, постройки, ремонтно-дорожные механизмы, знаки и обозначения и другие предметы, а также иные события, возникающие в процессе использования транспортного средства, при котором причинен вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

     Страховой случай.

     Понятие страхового случая весьма важно, т.к. лишь с его наступлением происходит реализация страхового правоотношения.

     В теории страхования и правовых актах  под страховым случаем понимают фактически произошедшее событие, в связи с негативными или иными оговоренными последствиями которого может быть выплачено страховое возмещение.

     В правилах42 страховой случай определяется как совершившееся событие, происшедшее в результате эксплуатации страхователем транспортного средства, выразившееся в наступлении ответственности страхователя за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, при котором возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим третьим лицам.

     В страховании гражданской ответственности определение понятия страхового случая и момента превращения страхового риска в страховой случай – одна из наиболее сложных проблем. Одни авторы считают, что страховой случай – событие повлекшее за собой причинение вреда третьим лицам, являющееся или могущие служить основанием для возникновения и предъявления требований третьих лиц о возмещении причиненного им вреда, а также непосредственно связанное с деятельностью страхователя. Другие считают что, страховой случай – установление обязанности в установленном законом порядке по возмещению причиненного ущерба.

     Наиболее  обосновано мнение о том, что при  страховании ответственности, страховым  случаем является возложение на страхователя обязанности по возмещению вреда, причиненного третьим лицам. Существует несколько мнений по вопросу о моменте возникновения этой обязанности, а,  следовательно, и страхового случая.

     Традиционно, страховой случай в страховании  гражданской ответственности соотносится  или с моментом возникновения  обязанности страхователя уплатить третьему лицу причитающуюся сумму, т.е. считается, что страховой случай наступает в момент несчастного случая; или с моментом установления этой обязанности постановлением суда. Есть также мнение, что страховой случай наступает тогда, когда третье лицо пытается переложить возникший для него вред на страхователя. Астрахан Е. полагал, что при страховании ответственности можно выделить два самостоятельных вида страховых случаев: первый появляется в момент заявления притязаний третьего лица, вызывающее для страхователя необходимость в издержках по защите от этого притязания; второй – установление судом или мировым соглашением правильности притязаний третьего лица.43

     Законодатель  достаточно четко определяет момент возникновения страхового случая: само событие предусмотренное законом или договором, с наступлением которого возникает обязанность произвести выплату.

       Принятый Закон «Об обязательном  страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств»  определяет страховой случай как наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

     Страховое возмещение.

     Страховая сумма по договору страхования гражданской  ответственности устанавливается  по соглашению сторон. Поскольку страхование  предназначено для того, чтобы компенсировать убытки страхователя, которые он понес в результате наступления страхового случая, страховое возмещение  выплачивается в размере тех сумм, которые обязан возместить страхователь потерпевшему, но не выше страховой суммы установленной в договоре страхования. 

     В зависимости от того, на что направлены суммы страхового возмещения, их можно  подразделить на убытки, компенсируемые по договору страхования потерпевшему лицу (выгодоприобретателя), а также  расходы страхователя (застрахованного  лица).

     Основную  часть страхового возмещения составляют убытки, компенсируемые по договору страхования  потерпевшему лицу. п.1 ст.1064 ГК РФ устанавливает  обязанность причинителя вреда  возместить причиненный вред в полном объеме, то есть включая прямой ущерб, упущенную выгоду, а также, если это возможно по действующему законодательству РФ, моральный вред. Все составляющие ущерба должен возмещать и страховщик, если иное прямо не предусмотрено в договоре страхования  ответственности.

     Если  потерпевший является юридическим лицом, а также РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, то им возмещаются:

  • расходы, связанные с повреждением или уничтожением имущества (ст. 1064 ГК РФ)
  • упущенная выгода (п.2, ст. 15 ГК РФ)

     Потерпевшему  – физическому лицу, помимо указанных  выше расходов, возмещается вред, причиненный жизни или здоровью:

  • реальный  ущерб в виде дополнительных расходов, которые лицо произвело для восстановления своего здоровья (ст.1085 ГК РФ), в том  числе расходы, которые он понесет  в будущем (п.2, ст.1092 ГК РФ), а также расходы на погребение (ст.1094 ГК РФ);
  • упущенная выгода в виде потерь в заработке  при ухудшении состояния здоровья (ст.1085 ГК РФ), а в случае смерти лица – в виде компенсации членам семьи  погибшего (ст.1088 ГК РФ).

       Вполне возможна и компенсация  страховщиком морального вреда, в случае если потерпевшему был причинен вред жизни или здоровью источником повышенной опасности (ст. 1100 ГК РФ).

       Ст.1082ГК говорит нам о способах, как должно быть произведено  возмещение убытков. Удовлетворяя  требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. Форма же страхового возмещения устанавливается в договоре страхования ответственности, законодательных требований для нее не предусмотрено – обычно ущерб возмещается страховщиком в денежной форме. В некоторых странах возмещение по договору страхования ответственности, производимое в натуральной форме, прямо запрещено.

     Особенностью  деликтных обязательств является то, что ответственность наступает независимо от вины причинителя вреда, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом вина потерпевшего, выразившаяся в неосторожности, не учитывается при возмещении расходов на восстановление здоровья человека, при возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении расходов на погребение.

     Другой  вопрос о возмещении вреда причиненного потерпевшему возникает, если вред был причинен при взаимодействии двух транспортных средств.

     Гражданский кодекс РФ закрепил норму (п. 3 ст. 1079 ГК РФ), согласно которой, владельцы источников повышенной опасности (транспортных средств), солидарно несут ответственность  за вред, причиненный в результате их взаимодействия третьим лицам. Появление данного положения было вызвано судебной практикой.44

     Однако, как среди ученых – юристов, так  и в правоприменительной деятельности судов,  нет единого подхода  к толкованию данной нормы.

     Верховный Суд РФ указал, что достаточным основанием для возложения ответственности по возмещению третьему лицу вреда на владельцев двух транспортных средств, является сам факт причинения вреда в результате их взаимодействия. Владельцы несут солидарную ответственность при отсутствии вины водителей транспортных средств в административном правонарушении и уголовном преступлении.45 Аналогичным образом возмещается вред третьим лицам при обоюдной вине владельцев транспортных средств.

     В целях защиты интересов страховщика  в имущественном страховании гражданское законодательство закрепляет правило о переходе к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Данный институт именуется как суброгация. 

     Суброгация  – основанный на законе переход  к страховщику права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхование, осуществляемый путем передачи этого права в объеме выплаченного страховщиком стразового возмещения (ст. 965 ГК РФ).

     Суброгация  достаточно часто встречается в практике.

     Открытое  страховое акционерное общество «Ингосстрах» (ОСАО «Ингосстрах») обратилось с иском в  Арбитражный суд  города Москвы к Открытому акционерному обществу "Метротранскомплект" (ОАО "Метротранскомплект") о взыскании 154.330 руб. 08 коп., составляющих сумму страхового возмещения, выплаченного истцом (страховщиком) страхователю в связи с причинением застрахованной автомашине "Форд Транзит", государственный регистрационный номер К082ТН99RUS повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, то есть в связи с наступлением страхового случая.

     Иск заявлен к виновному лицу в  порядке ст. 965 Гражданского кодекса  РФ (суброгация).

Информация о работе Сравнительный анализ законодательства о страховании ответственности владельцев транспортных средств