Сравнительный анализ законодательства о страховании ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Страхование гражданской ответственности улучшает положение и потерпевшего. При наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая компания всегда может полностью возместить причиненные убытки, как бы высоки они не были. В противном случае, если вред причинен лицом с низким уровнем материального положения и, гражданская ответственность которого не застрахована, то получение возмещения в полном объеме пострадавшей стороной может стать затруднительным.

Содержание

Введение 3

Глава I Страхование гражданской ответственности 6
§1. Понятие страхование гражданской ответственности 6
§2. Правовая природа страхования ответственности 8
§3. Виды страхования гражданской ответственности 10
§4. Страхование гражданской ответственности как
самостоятельный институт страхования. 17
Глава II Особенности обязательств по страхованию ответственности за
причинение вреда 23
Глава III Договор страхования гражданской ответственности владельцев 41
транспортных средств
§1. Общие положения 41
§2. Порядок заключения договора 47
§3. Права и обязанности сторон 51
§4. Прекращение договора и признание договора недействительным 56
Глава IV Сравнительный анализ законодательства о страховании
ответственности владельцев транспортных средств
Российской Федерации и стран СНГ 62
Заключение 71
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом - ласт вершен1.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

     Решением  Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2003 г. взыскано с ОАО "Метротранскомплект" в пользу ОСАО "Ингосстрах" 127.610 руб. в порядке суброгации, 3.870 руб. в возмещение расходов по госпошлине. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что истец обратился с иском о взыскании в порядке суброгации суммы страхового возмещения, выплаченного страхователю в связи с повреждением автомобиля "Форд Транзит", государственный регистрационный номер К 082 ТН 99, в результате дорожно-транспортного происшествия 24 июня 2002 г., что ответчик возражал против суммы иска в связи с не учетом процента износа на стоимость замененных деталей, что факт ДТП и вина ответчика подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком, что довод ответчика о необходимости применить процент износа является обоснованным (л.д.58).46

     Однако, в литературе высказываются мнения, что суброгация в договоре страхования  ответственности за причинения вреда  недопустима.

     Во-первых, сам страхователь, как причинитель  вреда, остается субъектом внедоговорного обязательства, существующего между ним и потерпевшим (выгодоприобретателем), до возмещения разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба в соответствии с принципом полного возмещения причиненного вреда.

     Во-вторых, при допущении суброгации данный принцип обязывал бы страхователя к двойной выплате: уплате страховой премии и возмещению потерпевшему ущерба, не покрытого страховым возмещением, а также субрагационным выплатам страховщику.

     Это влечет, с одной стороны, отрицание (или искажение) рискового характера  любого страхования, а с другой –  неосновательное обогащение страховщика.47

     Вместе  с тем Закон "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств" говорит нам о применение к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств право регрессного требования.

     Страховщик  имеет право предъявить регрессное требование к причинившему  вред лицу (страхователю, иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.

     Статья 14 Закона "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств"  приводит перечень условий, при которых у страховщика возникает регрессное требование к причинителю вреда:

  • вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни и здоровью потерпевшего;
  • вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
  • указанное лицо не имело право на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
  • указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
  • указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством;
  • страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного  страхования.

     При добровольном страховании такие  условия предусматривались, как  основания в отказе выплаты страхового возмещения.

     Например, правила страхования предусматривают:

     По  риску "гражданская ответственность" не подлежит возмещению ущерб, возникший вследствие: умысла потерпевшего; действия непреодолимой силы; действий лиц, противоправно завладевших и использовавших транспортное средство, а также умышленного действия страхователя, выгодоприобретателя или лица использовавшее транспортное средство по доверенности на момент страхового случая, направленные на наступления страхового случая или находящиеся в прямой причинной связи с ним; использование транспортного средства в момент наступления страхового случая лицом, не имеющим доверенности, либо лицом, чье право на использование транспортного средства не было указано в договоре страхования; подтверждения факта, что страховой случай произошел в момент, когда страхователь находился под действием алкогольных, наркотических или одурманивающих средств.48

     Регрессное обязательство это возникновение нового обязательства. Таким образом, предоставляя защиту потерпевшему, обязательное страхование отказывает в защите причинителю вреда.  Вряд ли, можно назвать защитным механизм, который, освобождая лицо от исполнения одного обязательства, одновременно возлагает на него в точности такое же по своему содержанию обязательство, хотя формально оно и другое, так как в нем другой кредитор. 49

     На  мой взгляд, применение регресса при  обязательном страховании обосновано. Основной целью введения обязательного страхования является защита интересов потерпевших.

     Если  при добровольном страховании, страховщик может отказать в выплате страхового возмещения по основаниям, предусмотренным  в правилах, то потерпевший должен обратиться за возмещением вреда к самому страхователю. Но на практике это не всегда выполнимо, так как страхователь может не иметь таких средств. Таким образом, потерпевшему не только причиняется вред, но ему еще может бать не выплачено возмещение данного вреда.

     При обязательном страховании, страховщик выплачивает страховое возмещение непосредственно потерпевшему, что гарантирует последнему получение возмещения при любых обстоятельствах.

 

     Глава III

     Договор страхования гражданской ответственности

     владельцев  транспортных средств 

     §1. Общие положения 

     С вступлением в силу Закона «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств» страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств стало обязательным для  всех автовладельцев.  Если до «01» июля 2003 г. заключение договора зависело исключительно от собственного усмотрения сторон, то в случае обязательного страхования его заключение императивно и устанавливается законом. Поэтому, договор страхования гражданской ответственности как добровольная форма является классической моделью частной автономии воли, а договор страхования как обязательный вид страхования является ограниченным, особой разновидностью принудительного договора. 50

     Отношения по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформляются договором. Элементы правоотношения, которые возникают при заключении договора, были рассмотрены выше. Поэтому в этой главе хотелось бы рассмотреть договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как институт страхования.

     По  договору страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств одна сторона (страховщик) за определенную плату (страховую премию), обязуется возместить ущерб, причиненный  другой стороной, страхователем, третьим лицам.

     В правилах добровольного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховой  компании "РОСНО" дается такое  определение договору страхования. По договору страхования, заключенному на условиях настоящих правил. Страховщик обязуется за обусловленную договором  итстраховую плату (страховую премию) при наступлении события, предусмотренного в договоре страхования (страхового случая), выплатить страховое возмещение в размере причиненного страхователем ("застрахованным лицом") вред потерпевшим лицам, но не более страховой суммы, установленной в договоре страхования. 51

     Российский  союз автостраховщиков дает другое понятие  договора страхования гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором страховую плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), убытка, возникшие вследствие причинения вреда его жизни, здоровью или его имуществу (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором страхования страховой суммы (лимита страхового возмещения), а также компенсировать страхователю судебные и внесудебные расходы, связанные с наступлением его ответственности за причинение вреда третьим лицам. 52

     Закон "Об обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств" так определяет договор  страхования. Договор обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств –  договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события  (страхового случая)возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной в договоре суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и является публичным. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

     Договор страхования гражданской ответственности  обладает всеми признаками присущими  договору страхования. Он может быть как реальным, так и консенсуальным. Реальный он тогда, когда вступает в силу с момента уплаты страхователем всей страховой премии или первого страхового взноса. Консенсуальным договор считается, если в самом договоре предусмотрен иной порядок вступления договора в силу.

     Договор страхования ответственности владельцев транспортных средств носит срочный характер. Как правило он заключается сроком на один год, но возможны и более короткие сроки. После вступления в силу Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» у граждан появилась возможность заключить договор страхования с учетом ограниченного использования ими транспортного средства. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанным страхователем и/или сезонное использование транспортного средства (в течение шести и более определенных, указанных в договоре месяцев в календарном году).53

     Цель  договора состоит в ограждении страхователя от возможного вреда, который в данном случае выражается в умалении имущества  страхователя в связи с его обязанностью возместить причиненный им ущерб третьему лицу.

     Достаточно  спорным является вопрос о том, является ли договор  страхования ответственности  владельцев транспортных средств договором  в пользу третьего лица или нет.

     В соответствии с п. 3 ст. 931 ГК РФ «договор риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано в чью пользу он заключен». В то же время ст. 430 ГК РФ говорит, что «договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу».

     Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п.1, ст.430 ГК РФ). Договор страхования ответственности заключается между страхователем и страховщиком. Исполнение же по нему следует лицу, не участвующему в договоре – потерпевшему.

     Довольно  интересной представляется точка зрения Брагинского М.И. об участии третьего лица в договоре страхования ответственности. Брагинский М.И. выделяет два подвида  данного договора. Это договор страхования риска ответственности за причинения вреда, а также договор страхования ответственности за причинение вреда.

     По  первому договору страховым случаем  служит возложение на страхователя ответственности  за причиненный вред потерпевшему. Особенность указанного договора состоит, прежде всего, в том, что в нем потерпевший от причинения вреда вообще не участвует. По этой причине такой договор может быть построен по конструкции договора в пользу третьего лица лишь в том случае, если в качестве третьего лица будет выступать лицо, чья ответственность страхуется. Так, например, страхователь может застраховать либо риск собственной ответственности за причинение вреда при использовании  принадлежащей ему автомашины, либо, таким же образом, риск ответственности владельца другой автомашины. Заключенный таким образом договор полностью укладывается в рамки договора в пользу третьего лица. И тогда, в этом случае, третье лицо (владелец автомашины, чей риск ответственности за причинение вреда был застрахован договором,  заключенным иным лицом-страхователем) обладает безусловным правом обратиться с соответствующим требованием непосредственно к страховщику, т.е. осуществить обычные для выгодоприобретателя в договоре страхования права. Имеется в виду, что подобно страхователю, застраховавшему собственный риск ответственности, выгодоприобретатель может потребовать от страховщика компенсировать произведенные потерпевшему выплаты. Таким образом, последовательность  в ответственности в таком договоре в том, что потерпевший обращается с требованием к выгодоприобретателю, а тот, удовлетворив требования потерпевшего, напрямую адресует собственное требование о компенсации произведенных выплат страховщику. 

Информация о работе Сравнительный анализ законодательства о страховании ответственности владельцев транспортных средств