Социальное страхование и его организация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы — сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
- обосновать цели и принципы социального страхования в России;
- определить источники финансирования социального страхования;
- рассмотреть финансовые основы функционирования;
- проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.............5
1.1 Сущность социального страхования и обеспечения......................................5
1.2 Цели и принципы социального страхования в России..................................9
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................15
2.1 Деятельность фонда социального страхования............................................15
2.2 Современное состояние социального страхования в России......................21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование и его организация в современных условиях.docx

— 86.51 Кб (Скачать)

Формирование средств на социальное страхование предлагается организовать из трех источников: большую часть  следует оплачивать работодателям (примерно 60% от всего объема), а две  другие части распределить между  работниками и государством.

Доля отдельных источников финансирования определяет сам характер системы  страховых выплат: взносы выражают ее страховые принципы, а участие  государства символизирует идею солидарности перед лицом потребностей, удовлетворение которых невозможно обеспечить лишь за счет страховых  взносов, что заставляет обращаться к дофинансированию систем из государственных источников.

Страховые взносы работодателей и  самих застрахованных прежде всего  играют роль источника, обеспечивающего  выплату компенсаций за утрату дохода пропорционально его величине, а  средства государства предназначаются  для выплат всеобщего характера  и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого  недостает поступающих страховых  взносов.

С учетом вышеперечисленных аргументов, выполненных макроэкономических расчетов и зарубежного опыта нами предлагается следующая экономическая модель социального страхования для  России (таблица 3).

 

Таблица 3

Предлагаемое распределение страховых  взносов в фонды обязательного  социального страхования (в % от фонда  зарплаты)

 

Вид страхования

Работо-датели

Работники

Государство

Всего

Пенсионное  страхование

12

2

6 (социальные и базовые пенсии)

20,0

Страхование профессиональных и региональных пенсий

в среднем 2 (тариф гибкий: от 0,1 до 10,0)

1

2 (шахтеры, горняки и др. работающие  в экстремальных условиях)

5,0

Страхование по болезни

3,5

0,5

0,5 (пособия по уходу за ребенком, оздоровление застрахованных)

4,5

Медицинское страхование

2,5

0,5

1,5 (неработающие члены общества)

4,5

Страхование от несчастных случаев на производстве

в среднем 1 (тариф гибкий:от 0,5 до 10%)

-

-

1,0

Страхование по безработице

0,5

0,5

0,5

1,5

Страхование по уходу

0,5

0,5

0,5

1,5

Итого:

22,0

5,0

11,0

38,0


 

Размер минимальной величины заработной платы работника, с которой целесообразно  ввести обязательные страховые взносы работника в пределах 5-7% от ее нетто  величины (нижний предел), можно установить как пороговую величину, размер которой  должен составлять не менее 80% от средней  заработной платы в промышленности. Верхний предел заработной платы  работника, выше которого обязательные страховые взносы работника не взимаются, можно установить как пороговую  величину на уровне не более 150% средней  заработной платы в промышленности.

Установление нижнего и верхнего пределов заработной платы связано  с необходимостью недопущения чрезмерного  сокращения покупательной способности  остающейся (после уплаты налогов  и страховых платежей) заработной платы (нижний предел заработной платы), а также достижения оптимального и справедливого перераспределения бремени страховых взносов (верхний предел).

Кроме того, для снижения общего финансового  бремени работников (налоги и страховые  взносы), потребуется несколько снизить (на 2-3 процентных пункта) величину налоговых  платежей, с тем, чтобы совокупное финансовое обременение работника  не превышало 15-18% от его заработной платы.

Предложенная более дифференцированная структура системы социального  страхования в большей степени  обеспечивает учет природы риска, что  крайне важно для точного расчета  финансовых средств, необходимых для  страхования и более высокого уровня социальной защиты, а также  исключает скрытое перераспределение  финансовых средств, неизбежное при  применении объединенных систем.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Потребность в социальном страховании  возникает на определенном историческом этапе экономического и социального  развития общества. Анализ истории  развития социального страхования  в России показал, что его формы  и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической  ситуацией в обществе. Это относится  в равной степени и к нынешнему  переходному этапу развития страны.

Социальное страхование имеет  специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при  возникновении страхового случая и  обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое  вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового случая и участие гражданина в  системе социального страхования.

Важнейшим в реформировании социального  страхования является создание законодательной  базы социального страхования, современной  нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные  основы государственного социального  страхования, и соответствующей  системы управления.

В ходе работы были определены следующие  принципы социального страхования  в РФ:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов и/или налогов и др.

Также была определена сущность Фонда  Социального Страхования. Фонд государственного социального страхования является важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства  по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе.

Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый  страховым методом. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, является федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

В курсовой работе была проанализирована концепция совершенствования системы  социального страхования. Важнейшими задачами формирования системы обязательного  социального страхования в стране являются:

- определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;

- разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;

- разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

- определение 4-6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;

- определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 28.04.2009)
  2. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(ред. от 09.04.2009)
  3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008)"ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999)
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 30.12.2008)"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)
  5. Положение о фонде социального страхования Российской Федерации от 12.02.1994 (ред. от 02.08.2008)
  6. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. - М.: МГТУ, 2010.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити, 2008.
  8. Гвозденко  А.А.  Основы  страхования. – М.: РИОР, 2008.
  9. Городецкий  Д.  Финансовое  право.  М.: Велби, 2010.
  10. Лебедев В.А. Финансовое право. - М.: Статут Издательство, 2009.
  11. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы. – М.: РЭА им. Плеханова, 2010.
  12. Слепов В.А., Князев В.Г. Финансы. М.: Магистр, 2008.
  13. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. - М.: Норма, 2007.
  14. Юргенс И. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования». «Страховое дело», №8, 2007.
  15. Юрский В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования. – М.: РГИУ, 2007.
  16. Бирючев  О.И.  Страхование:  Пути  развития.  «Финансы»,  №12,  2010.
  17. Сплетухов  Ю.А.  Место и роль  государства в организации страхования в современных условиях.  «Финансы»,  №9,  2008
  18. www.fss.ru - Фонд социального страхования Российской Федерации
  19. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба
  20. www.fz122.fss.ru - Поисково-мониторинговая система Фонда социального страхования

 

 

Приложение 1

Доходы фонда социального страхования

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НКРФ (организации; индивидуальные  предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными  предпринимателями), за исключением  выступающих в качестве работодателей  налогоплательщиков - организаций и  индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны и  производящих выплаты физическим  лицам, работающим на территории  технико-внедренческой особой экономической  зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным  в пункте 2 статьи 346.2 НКРФ, организаций  народных художественных промыслов  и родовых, семейных общин коренных  малочисленных народов Севера, занимающихся  традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков-организаций,  осуществляющих деятельность в  области информационных технологий  и уплачивающих налог по налоговым  ставкам, установленным пунктом  6 настоящей статьи, применяются  следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования  РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

ИТОГО

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования

Территориальные фонды  обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280 000 руб.

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

56 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей  280 000 рублей

8 120 рублей + 1,0% с суммы, превышающей  280 000 рублей

3 080 рублей + 0,6%  с суммы, превышающей  280 000 рублей

5 600 рублей + 0,5% с суммы, превышающей  280 000 рублей

72 800 рублей + 10,0% с суммы, превышающей  280 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

81 280 рублей + 2,0% с суммы, превышающей  600 000 рублей

11 320 рублей

5 000 рублей

7 200 рублей

104 800 рублей + 2,0% с суммы, превышающей  600 000 рублей

2. Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным  в пункте 2 статьи 346.2 настоящего  Кодекса, организаций народных  художественных промыслов и родовых,  семейных общин коренных малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, применяются  следующие налоговые ставки:

1

2

3

4

5

6

До 280 000 руб.

15,8%

1,9%

1,1%

1,2%

20,0%

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

44 240 рублей + 7,9% с суммы, превышающей  280 000 рублей

5 320 + 0,9% с суммы, превышающей  280 000 рублей

3 080 + 0,6% с суммы, превышающей  280 000 рублей

3 360 рублей + 0,6% с суммы, превышающей  280 000 рублей

56 000 + 10% с суммы, превышающей  280 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

69 520 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

8 200 рублей

5 000 рублей

5 280 рублей

88 000 рублей + 2,0% с суммы, превышающей  600 000 рублей

3. Для налогоплательщиков-организаций,  осуществляющих деятельность в  области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны, применяются  следующие налоговые ставки:

1

2

3

4

5

6

До 75 000 рублей

20,0 %

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

От 75 001 до  600 000 рублей

15 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей  75 000 рублей

2 175 рублей + 1,0% с суммы, превышающей  75 000 рублей

825 рублей + 0,6% с суммы, превышающей  75 000 рублей

1 500 рублей + 0,5% с суммы, превышающей  75 000 рублей

19 500 + рублей + 10,0% с суммы, превышающей  75 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

56 475 + т рублей + 2,0% с суммы, превышающей  600 000 рублей

7 425 рублей

3 975 рублей

4 125 рублей

72 000 рублей + 2,0% с суммы, превышающей  600 000 рублей

Информация о работе Социальное страхование и его организация в современных условиях