Социальное страхование и его организация в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы — сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения;
- обосновать цели и принципы социального страхования в России;
- определить источники финансирования социального страхования;
- рассмотреть финансовые основы функционирования;
- проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.............5
1.1 Сущность социального страхования и обеспечения......................................5
1.2 Цели и принципы социального страхования в России..................................9
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................15
2.1 Деятельность фонда социального страхования............................................15
2.2 Современное состояние социального страхования в России......................21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование и его организация в современных условиях.docx

— 86.51 Кб (Скачать)

Затраты ФСС на выплату  пособий по беременности и родам  предусмотрены в Законопроекте  в сумме 23760236 тыс. рублей, или 149,7 % к  данному виду расходов по бюджету 2010 года, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 36533338,7 тыс. рублей, или более чем в 4 раза больше, при рождении ребенка - 13147200,0 тыс. рублей, или 114,9 %, и другие пособия и компенсации - 834802,5 тыс. рублей, или 106,4 процента.

На финансирование затрат по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  предполагается направить 43079038,9 тыс. рублей. Из них на пособия по временной  нетрудоспособности по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1602943,1 тыс. рублей, или 96,7 % к уровню этих затрат по бюджету  ФСС на 2006 год; единовременные страховые  выплаты - 561085,8 тыс. рублей, или 94,9 %; ежемесячные  страховые выплаты - 26095342,0 тыс. рублей, или 115,6 %; расходы по доставке и пересылке  страховых выплат - 386518,2 тыс. рублей, или 99,3 %; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 9358503,1 тыс. рублей, или 111,1 % к уровню 2010 года.

В 2010 году размер единовременной страховой выплаты определялся  в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного  лица из максимальной суммы 46900 рублей. Этот же максимальный размер предполагается сохранить и на 2011 год.

Бюджетом ФСС на 2010 год  предусмотрено финансирование расходов на оплату полной стоимости путевок  для застрахованных граждан на долечивание  в санаторно-курортных учреждениях  после стационарного лечения  по перечню заболеваний и дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное  лечение работников, осуществляемое в случаях получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному  страхованию на 1 января 2010 года по результатам  исполнения бюджета Фонда за 2009 год, поступления в бюджет Фонда доходов  по обязательному социальному страхованию  сверх установленных сумм и снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному  страхованию.

Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей, или 111,4 % к  уровню 2010 года, на оплату полной стоимости  путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания  в санаторно-курортных учреждениях  после стационарного лечения  по перечню заболеваний, утвержденному  Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на санаторно-курортное  лечение работников в 2011 году не предусмотрено.

По виду расходов «Аппараты  органов управления государственных  внебюджетных фондов» предусматривается  сумма 10891953,0 тыс. рублей, или 109,3 % к уровню этих затрат в 2010 году в действующих  условиях и 101,2 % в сопоставимых условиях, включающая все расходы ФСС по центральному аппарату и исполнительным органам ФСС, связанные с осуществлением обязательного социального страхования  и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По  статье «Непрограммные инвестиции в основные фонды» в бюджете ФСС на 2011 год предусматриваются средства в сумме 669600,0 тыс. рублей на капитальное строительство административных зданий для исполнительных органов Фонда, в том числе 70000,0 тыс. рублей - на социальное развитие системы ФСС.

По результатам можно  сделать вывод о том, что отсутствуют  расчеты, обосновывающие размеры объемов  средств, передаваемых Фондом Минздравсоцразвития России на финансирование обучения по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан в сумме 457700,5 тыс. рублей и на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда в сумме 52146,5 тыс. рублей.

Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых  застрахованным гражданам только для  долечивания в санаторно-курортных  учреждениях после стационарного  лечения.

Недостатком данного бюджета  является то, что в нем не определена сумма передаваемых в 2011 году бюджету  ФСС средств федерального бюджета  на финансирование реализации мер социальной поддержки отдельных категорий  граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения  и обратно. Не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

Анализ современного состояния  социального страхования в России свидетельствует о том, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую  модель социального страхования, которая  могла бы быть применима в будущем российском обществе, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере, в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Можно сделать вывод, что  государственное социальное страхование - объективная необходимость, на современном  этапе развития общества. Оно  берет  под свою защиту лиц, которые в  силу некоторых причин не могут трудиться  и получать оплату за труд.

Обоснованная система  социального страхования - одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

С развитием рыночной экономики  переход к системе социального  страхования на новых принципах  закономерен, но при этом принципиально  меняется роль каждого субъекта.

Государство перестает быть единственным собственником средств   производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.

Работодатели (или предприятия):

- участвуют в социальной  защите своих работников в  процессе трудовой деятельности, а также в социальном обеспечении  при утрате ими трудоспособности  или прекращении трудовой деятельности  вследствие сокращения рабочих  мест, либо при выходе на пенсию;

- финансируют расходы  на страховую защиту, а также  на проведение профилактических  мер по предупреждению травматизма  и профессиональных заболеваний.

Работник несет личную ответственность за свое здоровье и  благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Принцип личной ответственности в рамках системы  социального страхования, дополняется  принципом солидарности, выражающимся в перераспределении средств  между людьми с разными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечение возможности  получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки при потере трудоспособности.

01 января 2010 года вступили  в силу Федеральные законы  № 212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования» и № 213-ФЗ «О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в  связи с принятием Федерального  закона «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования».

  Принятые законы позволяют  начать полноценную реализацию  принципов социального страхования.  Особое значение это приобретает  в сложившихся экономических  условиях, так как позволяет более  четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства.

Для работающих граждан это  важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с  которого уплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, для  работодателей - тем, что устанавливаются  единые правила уплаты страховых  взносов, для Фонда социального  страхования РФ -тем, что упорядочивает  систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению  за счет средств Фонда и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего, за счет средств федерального бюджета.

С 2010 года не просто отменяется ЕСН, и вместо него вводятся страховые  взносы.

Система обязательного социального  страхования переходит по-настоящему на страховые принципы.

Во-первых, теперь законодательно четко определены страховые случаи, по которым будет осуществляться возмещение работнику утраченного  заработка. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих  работников в Фонд, будут выплачиваться  пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и  в случае смерти.

Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника, т. е. устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса. В отличие от тех, кто работает и неплохо зарабатывает, детям, старикам и инвалидам объявленные новации не сулят ничего хорошего.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Формирование  системы обязательного социального  страхования в стране требует  концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального  масштаба. Важнейшими среди них являются:

    • определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
    • разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающие смешения с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;
    • разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
    • определение 4-6 базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования и кодификации всех форм и видов защиты;
    • определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

Так как каждый вид социального  риска имеет свою природу и  по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы  защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

Развитие отдельных отраслей системы  социального страхования во многом определяется, по нашему мнению, тремя  основными факторами:

    • уровнем социального риска в обществе, выражающемся в стоимостном выражении утратившего доход по этой причине;
    • степенью потери дохода, полной или частичной, постоянной или временной;
    • мерой покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из целей социальной политики.

В этой связи построение рыночной финансовой модели социального страхования  имеет три взаимоувязанных аспекта:

    • определение источников финансирования, как способа привлечения средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
    • распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
    • способы использования страховых средств и нахождения оптимальных пропорций распределения и перераспределения ресурсов на основе сочетания принципа эквивалентности (по схеме взносы – выплаты) и солидарной взаимопомощи.

Рыночная модель системы социального  страхования базируется на следующих  принципиальных положениях:

    • финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);
    • размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

Информация о работе Социальное страхование и его организация в современных условиях